СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СЛУЧАЕМ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СЛУЧАЕМ
Теоретические основы метода С.р.с и.с. заложили М. Ричмонд и А. Саломон. Американец Р. Баркер дает следующее определение метода С.р.с и.с.: “ориентация, ценностная система и практика, используемые профессиональными социальными работниками, в которых психосоциальные, поведенческие и системные концепции переводятся в умения и навыки, дающие им возможности помогать индивидам и семьям решать внутрипсихические, межличностные, социоэкономические проблемы и проблемы окружения через непосредственное (лицом к лицу) взаимодействие с клиентом”. Определен и условный поэтапный алгоритм реализации метода С.р.с и.с.
1-й этап — начало взаимодействия социального работника и клиента. В ходе первого контакта специалиста и клиента осуществляется первичная оценка ситуации, в которой находится клиент, формируется возможная гипотеза относительно проблемы клиента, осуществляется ее идентификация в межсубъектном взаимодействии. В первичном контакте очень важны отношения, возникающие между социальным работником и клиентом. Микроклимат, который устанавливается между ними, определяет дальнейшее использование метода С.р.с и.с. Поэтому социальному работнику важно проявить сердечность, сочувствие, эмпатию, что позволяет установить необходимые доверительные отношения. На этом этапе социальный работник осмысливает и обсуждает с клиентом свои возможности, возможности учреждения, которые позволят ему обеспечить необходимую помощь.
2-й этап — определение обязательств сторон в С.р.с и.с. На этом этапе клиент должен продолжать чувствовать внимание, сердечность, сопереживание со стороны социального работника. Однако с его стороны может возникнуть и сопротивление, нежелание продолжать контакт. Одна из причин данного сопротивления — непонимание действий социального работника, его языка, понятий, терминов, которые он использует. Возможны несовпадения ожиданий клиента в отношении предоставляемой помощи. Несмотря на это, социальный работник должен подвести клиента к пониманию того, что в сложившейся ситуации именно он может помочь.
3-й этап — предварительный контракт С.р.с и.с. На этом этапе формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке. Необходимым условием является самоидентификация субъекта социальной работы с ролью клиента. Социальный работник должен осознать, что проблема находится в границах его компетенции. На данном этапе важно стимулировать мотивацию клиента в С.р.с и.с.: желание получить помощь; готовность добиваться улучшения; вера в достижение перемен и др.
4-й этап — оценка в С.р.с и.с. На этапе оценки социальный работник использует беседу с клиентом как главный метод получения информации, который может быть дополнен посещением специалистом семьи клиента, анкетным опросом людей, окружающих клиента. Непосредственное посещение клиента на дому дает много информации в результате прямого наблюдения его в естественных условиях жизнедеятельности. При посещении и беседе с членами семьи необходимо подобрать вопросы для обсуждения, которые были бы важны для всех и в их рассмотрении приняли участие как можно больше членов семьи. Этап оценки позволяет клиенту понять области своей проблемы относительно проблем окружающего среды, людей, а социальному работнику удается определить цели С.р.с и.с. для вмешательства.
5-й этап — постановка целей и задач вмешательства в С.р.с и.с. На этом этапе социальный работник ставит как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Клиент принимает непосредственное участие в целеполагании, выбирает приоритеты, предлагает альтернативы. В процессе выбора целей определяются приоритетные цели и задачи, что позволяет облегчить ситуацию клиента, улучшить его социальное самочувствие. Социальный работник фиксирует этапы развития сложившейся ситуации, вносит изменения, коррективы в план действий. Все это отражается в индивидуальной истории клиента, которую ведет социальный работник. Социальный работник и клиент взаимно согласовывают цели, конкретные задачи, ведущие к достижению цели, методы и средства, которые нужно использовать, различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства.
6-й этап — разработка плана вмешательства в С.р.с и.с. На этом этапе социальный работник выбирает эффективные технологии и приемы, позволяющие позитивно изменять ситуацию клиента. Эти технологии во многом будут определяться той ролью, которую берет на себя социальный работник при решении проблем клиента. Так, выбирая роль адвоката, социальный работник осуществляет индивидуальное вмешательство как на уровне клиента, семьи, так и на уровне общества. В условиях решения семейного конфликта он может выступать как посредник, выбирая одного из членов семьи для объяснения создавшейся ситуации. Специалист привлекает клиента к соответствующей деятельности с целью помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В этом этапе клиент и социальный работник вырабатывают совместные действия для решения проблемы.
7-й этап — контракт в С.р.с и.с. После завершения планирования социальный работник и клиент заключают контракт (договор). Контракт может заключатся как в устной, так и в письменной форме. В нем оговариваются частота встреч, место встреч, ответственность сторон за взятые обязательства. Если услуги оказываются не из бюджетных средств, то оговаривается и оплата.
8-й этап — подготовка к С.р.с и.с. На данном этапе происходит обсуждение программы действий по решению проблем клиента. Социальный работник формирует положительную мотивацию у клиента, поощряет его, осуществляет поддержку, чтобы планируемое состоялось.
9-й этап — осуществление С.р.с и.с. Может основываться на различных теориях, подходах и идеях, в частности, в соответствии с моделями индивидуальной работы: поведенческой, когнитивной, гуманистической, которые постоянно обогащаются инновационными технологиями, техниками и приемами. Например, поведенческие технологии индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необходимого поведения и могут включать следующие вмешательства: стимулирование положительного поведения и закрепление его, используя похвалу, внимание, награду и др. (применяют при работе с детьми); репетицию поведения, проигрывание трудных для клиента ситуаций, анализ возникших проблем; систематическое развитие адаптивных моделей поведения с целью преодоления различных беспокойств; дифференциальное закрепление поведения, комбинирование стимулов — от положительных до полного игнорирования; обучение поведению, сочетающее техники игры, формирования навыков позитивного поведения, положительного закрепления и решения домашних задач. 10-й этап — оценка барьеров в С.р.с и.с. В процессе С.р.с и.с. социальный работник может встретиться со многими барьерами. Их причины: внутренние конфликты клиента; отсутствие у него навыков взаимодействия; давление окружающей среды, препятствующее процессу изменения; проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом. Барьеры могут быть вызваны и неосознанными конфликтами. Например, просьба о помощи одного из членов семьи может вызвать со стороны других членов сопротивление, так как нарушается равновесие во внутрисемейных отношениях.
11-й этап — контроль и оценка вмешательства в С.р.с и.с. Социальный работник располагает большим разнообразием технологий и техник вмешательства. Однако при достижении поставленной цели и переходе к другим этапам он должен вернуться на этап 4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс вмешательства, уточнить план взаимодействия с клиентом.
12-й этап — эволюция как результат С.р.с и.с. Положительные изменения в жизнедеятельности клиента, которые достигнуты в С.р.с и.с. и проявляются достаточно долго и постоянно, приводят к прекращению отношений между социальным работником и клиентом. Пожелание о завершении взаимоотношений оговаривается контрактом (договором). Завершением С.р.с и.с. можно считать последнее действие социального работника, когда он задает себе вопрос: “А что будет дальше с клиентом, с моей работой, когда моя индивидуальная работа со случаем закончится?”. Подобная личная эволюция, рефлексия, которая включает и собственную самооценку своей деятельности, и профилактику синдрома эмоционального выгорания, является весьма полезной при переходе специалиста к новой С.р.с и.с.
В.А. Фокин
Лит.: Barker R. The Social Work Dictionary. 4th edition. NASW Press, 1999; Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008; Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. 3-е изд. М.: Академия, 2007.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.