СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социальная реальность (социальный мир)
создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их жизнедеятельности.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
в широком смысле - всё общество, вся общественная жизнь, "надорганическая" реальность, поскольку очень часто понятия "социальное" и "общественное", "социум" и "общество" отождествляется, употребляются как синонимы; 2) в более узком, социологическом смысле - та часть, сторона, свойство общественного бытия, связанного человеческим взаимодействием на различных уровнях (личность, социальная группа, общество в целом).

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
форма существования человеческой реальности, к-рая формируется на основе фундаментального отношения «Я»-«Другой». Р.с., составляя сердцевину различных процессов, управляющих жизнью человеческих сообществ, не является вещью. Человеческая реальность, согласно Сартру, — это онтологическая реальность особого типа, она не редуцируема к объективному существованию вещей. Сознание существует иначе, в своем мире, в отличие от вещи, оно не вполне самотождественно. Р.с. представляет собой одну из граней человеческого существования, связанную с соц. ролями индивида, с его соц. статусом, с той системой статусных отношений, к-рая формируется вокруг него. За пределами Р.с. остаются те грани человеческой реальности, к-рые представляют индивидуальное сознание.
Лит.: 1) Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999; 2) Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х т. Т.З. М., 2000. 3) Реальность // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках /Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998.

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
категория социальной философии и социологии (от лат. socialis – общественный, realis – вещественный, существующий на самом деле, действительный), задающая основания всему корпусу социогуманитарного знания. В логической структуре категорий социологии (Ж.Т.Тощенко) она одновременно относится к категориям всеобщности (мир, человечество, ноосфера), качеств (формация, цивилизация, циклическое развитие), объектности ( социальные процессы, социальные изменения), к категории субъектности (человек, группа, общность, страта, класс, народ) и к категориям изменений ( революция, эволюция, модернизация, деградация, дезорганизация, управление). Категория СР постулирует реальность существования совместной жизни и деятельности людей, их многочисленных спонтанных и сознательно организованнх связей, в которые органично вплетены и отношения управления. Последнее мы относим к социальным изобретениям человечества, лризванным превращать естественно происходящие изменения общественной жизни в рационально обоснованные, заранее планируемые социокультурные формы. Примером может служить создание людьми искусственной среды обитания ( “второй природы”). Третьей природой не редко называют искусственно созданные людьми, из естественного материала,”социальные организации”, действующие как мощные силы, сопоставимые с силами природы. Философия, как известно, выполняет мировоззренческие и методологические функции относительно проблем познания мира,. Она «вырабатывает систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия» (В.С. Степин). Как методолог науки, В.С. Степин так определяет социологию: «совокупность познавательных практик, направленных на изучение социальной реальности (социума) и механизмов действия социальности в различных её проявлениях».
Здесь СР представлена автором как более широкое понятие (социум), чем в привычным нам понятии «общество». Социология, в отличие от философии и истории, призвана отражать тот аспект реальности, который содержит в себе актуальные для текущего времени свойства социальности. Само возникновение социологии связано с историческими изменениями в совместной жизни, «когда наряду с государством появилась новая сила – общество, оппонирующая ему и, нередко, противостоящая ему» (Ж.Т. Тощенко), получившая, в результате буржуазных революций, определение как “гражданское общество”. Тогда было важно отделить СР от реальности, созданной «волей божьей», а в методологическом плане – показать различия между реальностью природы и реальностью общественной жизни, создаваемой и направляемой самими людьми. Для социологии, использующей научные методы измерения социальных явлений, категория СР, выступая как базисная, основополагающая, означающая правомерность, необходимость и достаточность использования процедуры выделения социальных объектов, как носителей актуальных проблем живущих и действующих в конкретных обстоятельствах людей, для поиска фундаментальных свойств СР и открытия присущих этой реальности закономерностей. Социология, вслед за социальной философией, рассматривает современное общество как социокультурную систему, состоящую их четырех сфер: экономической, социальной, политической и духовной, конкретизируя, при этом, свои объекты в отдельных дисциплинах и вырабатывая новые знания относительно происходящих в обществе трансформаций. Однако не теряет своего значения и социально-философская категория СР. Она участвует в разработке макротеорий, описывающих и объясняющих состояние и перспективы трансформации современных обществ (постиндустриального, информационного, общества повышенного риска, «текучей» современности и т.п.), в выработке адекватных подходов в методологии социологических исследований. Наряду с признанием изменчивости СР, в социологии используются понятия “развитие” и “деградация”, которые основывается на представлении об особой роли априорного знания в конструировании людьми своего будущего. Это находит своё выражение в разработке различного рода стратегий, в составлении планов и программ на макро-, мезо- и микроуровнях. Признается, что общество представляет собой не только самоорганизующийся социальный организм, но и самоуправляемую социальную систему, в которой социальное управление выступает как неотъемлемый атрибут ее функционирования.В одних случаях оно становится фактором развития, а в других деградации. В соответствии с этим происходит пересмотр методологических оснований общей социологии и социологии управления, в частности.. Так, ещё Т. Парсонсом, в рамках «общего подхода», была введена категория «ориентации деятеля на ситуацию». Последнее синтезирует объективно заданные условия и личностно - окрашенные мотивы поведения. Последние могут соответствовать, а могут и полностью противоречить реальной ситуации, что даёт основания для выделения “объективной” и “субъективной” реальностей. Это позволяет социологии рассматривать и саму СР как сложно познаваемый (если вообще познаваемый) и трудно предсказуемый процесс, со всё увеличивающейся неопределённостью связей его естественной и искусственной сторон. Существующие здесь эпистемологические трудности, возможно, свидетельствуют о признании того факта, что в СР генетически не заложен социальный прогресс, а наличие систем управления не гарантируют общество от социальной деградации, что корреспондируется с идеологией постмодернизма. Возникшшее в социально- философском и социологическом сообществе движение постпостмодернизма говорит о серъёзном намерении ряда учёных возродить и усовершенствовать критерии научности в исследованиях СР.
Лит.: Можейко М.А. Социальный реализм // Новейший философский словарь. Минск, 1999; Ж.Т.Тощенко.Категории социологии. Тезаурус социологии. Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2009. Волков Ю.Е. Социальность // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003. А.В. Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии понятие "С.Р." еще не получило четкой экопликации и употребляется в основном как синоним понятий "общественная жизнь", "общество", "социально-историческое бытие", "общественный процесс" и др. Впервые в социологии понятие "С.Р." стало применяться в понятийном аппарате феноменологической социологии .
В настоящее время употребляют термин "С.Р." в двух смыслах: онтологическом, отражающим все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистомологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий.
В истории социологии понятие "С.Р." в онтологическом смысле рассматривалось двумя доминирующими теоретическими линиями, особенным образом объясняющими сущность и природу С.Р.: индивидуалистской (феноменологическая, экзистенциалистская, волюнтаристская (веберовская), конвенционалистская) и позитивистской (дюркгеймовская, марксова, структуралистская, фунционалистская, бихевиористская и др.). Согласно индивидуалистской позиции, С.Р. есть результат целенаправленного или осмысленного человеческого поведения. Феноменологическая социология определяет С.Р. как "общую сумму объектов и явлений социального мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообразными отношениями взаимодействия" (А. Шюц - ). С.Р., следовательно, это повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми. Это мир значений, выступающих в виде типических представлений об объектах этого мира.
Напротив, позитивистская трактовка С.Р., наиболее ярко выраженная Э. Дюркгеймом , предлагает рассматривать С.Р. в виде социальных фактов, исключающих сознание индивидов. Там, где люди вступили во взаимодействие, считал Дюркгейм, возникает новый уровень реальности, несводимый к сознанию индивидов, внешний по отношению к ним и осуществляющий контроль над их действием. Эта реальность включает в себя, согласно Дюркгейму, два рода явлений: во-первых, способы действия, мышления, чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие силой принуждения, благодаря которой они контролируют индивида и управляют им... Они состоят из представлений и действий... Поскольку источник их вне индивида, их субстратом не может быть ничто иное, кроме общества, будь то политическое общество в целом или какая-либо из составляющих его групп: религиозные, политические, литературные и профессиональные ассоциации и т.д. (это уровень организации). Ко второй группе явлений относятся прочие факты, не обладающие устойчивой формой, но столь же объективные и так же господствующие над индивидом. Они называются "социальными течениями".
Если индивидуалистическая теория рассматривает С.Р. как результат целенаправленного или осмысленного человеческого поведения, то позитивистская - как мир, обладающий своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду.
В последние годы получили распространение теории, рассматривающие С.Р. во всем многообразии субъектно-объектных отношений, включающих как индивида со своими смыслами и значениями, так и социальные структуры, организации и институты.
Наиболее адекватно выражает субъективно-объектную природу С.Р. "преобразовательная" модель, где С.Р. выступает в виде взаимосвязи субъективного и объективного, общества и личности (Р. Бхаскар - ). Согласно ей, люди не творят общество; оно всегда предшествует им и составляет необходимое условие для их деятельности. Общество есть совокупность структур, обычных практических процедур и условностей, которые индивиды воспроизводят и преобразуют, но которые реально не существовали бы, если бы они этого не делали. Общество не существует независимо от человеческой деятельности; но оно и не продукт ее.
Общество, следовательно, обеспечивает необходимые условия для целенаправленного (интенционального) человеческого действия, и целенаправленное человеческое действие есть необходимое условие жизни общества. Общество существует только в человеческом действии, но человеческое действие всегда выражает и использует ту или иную социальную форму. Эта концепция связи личности и общества вносит радикальное изменение в понимание С.Р.: 1. С.Р. есть субъективно-объективная реальность; 2. С.Р. не существует независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности; 3. С.Р. не может быть познана методами естественных наук (гипотетико-дедуктивными) как "бессловесная" вещь, а предполагает иные методы, направленные на постижение смыслов и значений "человеческого" мира.
Онтологический смысл понятия "С.Р." в обществознании связан прежде всего с объектом научного познания. Когда же ученый, социолог рассматривает С.Р. как предмет исследования, то в данном случае говорят о С.Р. в эпистемологическом смысле. С.Р. как объект познания обозначает духовно и практически освоенный человеком мир общественных взаимосвязей как со стороны объективного, закономерного, сущностного, так и случайного, субъективного, уникального в нем. В этом смысле С.Р. есть сама жизнь, смысл и существование которой лежит в основе человеческого существования.
Эпистемологический смысл понятия "С.Р." заключается в использовании данного термина для определения сфер С.Р., являющихся предметом конкретных социально-гуманитарных теорий и наук.
С.Р. как предмет общественных дисциплин - это объективированный в категориальном аппарате и представленный в виде особого рода "научной С.Р." абстрактный, идеальный момент чувственно-предметной деятельности субъекта. Формирование такой С.Р. - это предпосылка и содержание деятельности внутри обществознания как специфической формы духовного производства. С.Р. в эпистемологическом смысле выступает как гносеологическое определение предметных смыслов этого понятия (историческая реальность, психологическая, правовая, социологическая и др.). Именно поэтому мы различаем С.Р., предложенные в теориях А. Тойнби , Н. Гумилева, К. Маркса , Т. Парсонса , М. Вебера , П. Бергера , Т. Лукмана и др.; различаем и допускаем возможность их научного употребления и объяснения общественной жизни. Отличие онтологического смысла понятия "С.Р." от эпистемологического выражается в разном понимании "существования" объектов С.Р. В онтологическом смысле для объекта С.Р. "существовать - значит реально быть".
Предметно-эпистемологический подход к С.Р. связан с конкретной социогуманитарной наукой и характеризует такой тип рефлексивного анализа, который направлен на выяснение предметных характеристик социального бытия, определяющего его в качестве социально реального. С.Р. на предметно-эпистемологическом уровне рефлексии есть "непосредственная рабочая данность". Она зависит от парадигмы, стиля мышления, норм и средств предметной работы социолога, историка, правоведа и т.д. "Существовать" для объектов социогуманитарной науки на этом уровне - значит обладать предметно-эпистемологическими характеристиками С.Р. Поэтому проблема существования этноса , нации , социального класса , социальной роли , социального статуса , государства , интерсубъективных значений, социализации и т.п. разрешается в рамках определенной категориальной схемы и экспериментальных (операциональных и "наблюдательных" в социологии, описательных и оъясняющих в исторической науке и т.д.) методик, гипотез и концепций, предполагающих эти сущности (этнос, нация, класс, государство и т.п.) в качестве элементов предметной С.Р.
Такое разноаспектное понимание С.Р. позволяет, во-первых, понять возникновение и возможность существования многообразия социальных теорий (даже альтернативных), объясняющих онтологическую С.Р. и подкрепляющихся эмпирическими данными; во-вторых, избегать онтологизации объяснений конкретно-научных теорий; в-третьих, пересмотреть свои представления об истине, допуская возможность отхода от "жесткого" линейного ее понимания к более лояльному, "мягкому" и моральному значению.
Р.А. Смирнова

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.63 кб

Культура и социальная реальность

Неретин Олег Петрович
Рассматривается культурологический подход и дискурс как форма анализа и прогностической оценки современной социальной реальности.
Читать PDF
115.25 кб

Социальная память и проблема реальности

Макаров Андрей Иванович
Выявляется связь понятий «память», «реальность», «истина» и «действительность» в контексте социально-психологической проблемы управления человеческим сознанием и поведением в условиях кризиса культуры.
Читать PDF
257.79 кб

Конец социальности: мифы или реальность

Терещенко Наталья Анатольевна
Статья посвящена анализу ситуации кризиса в социальной философии, вызванного неопределенностью базового понятия социального. Понятийная нечеткость привела социальную теорию к идее конца социального.
Читать PDF
546.57 кб

Точки трансформации социальной реальности

Топеха Татьяна Анатольевна
Анализируется проблема изучения изменений социальной реальности. Рассматриваются проблемы современных исследований, посвященных данному вопросу.
Читать PDF
279.27 кб

Доверие как феномен социальной реальности

Михеева В. В.
Проанализированы классические и современные социологические подходы к феномену доверия, факторы, которые определяют значение этого явления как феномена социальной реальности.
Читать PDF
247.49 кб

Доверие как феномен социальной реальности

Ахтулов Алексей Леонидович, Гегедивш Ирина Петровна
Приводится анализ накопленных знаний о доверии в социальной области, а также выстраивается социологическое понимание категории доверия как феномена реальности.
Читать PDF
340.16 кб

Пустое место: голос социальной реальности

Филимонова Ольга Федоровна
Познавательный интерес к проблеме пространства теоретический и практический остается устойчивым и даже неуклонно растет по мере того, как видоизменяются способы и характер пространственных отношений и связей в обществе.
Читать PDF
249.68 кб

Образование, наука, социальная реальность

Ракитов Анатолий Ильич, Анисимова Алина Эмануиловна
Степень развития различных обществ определяется их человеческим капиталом. Источником повышения ценности человеческого капитала является образование, основанное на достижениях современной науки.
Читать PDF
89.44 кб

Социальное время: концепт или реальность?

Чупров Александр Степанович, Эзри Григорий Константинович
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением онтологического статуса социального времени.
Читать PDF
864.49 кб

Ценности в структуре социальной реальности

Подвойский Денис Глебович
In this article an attempt is made to construct a generalized (and simplified) scheme of theoretical treatise, which has an aim to prove the basic conceptual hypothesis of cultural determinism.
Читать PDF
892.90 кб

Социальная реальность глазами культуролога

Флиер Андрей Яковлевич
В статье рассматривается сущность и структура социальной реальности в аспекте ее включенности в общую теорию культуры и культурно-производственные возможности системы по формированию и развитию общества, человека, культурных артеф
Читать PDF
198.12 кб

Межкультурный диалог и социальная реальность

Могилевич Бронислава Рафаиловна
В статье рассмотрены основные характеристики диалога как актуализатора человеческой жизнедеятельности. Представлена иерархия типизаций диалоговых отношений коммуникантов.
Читать PDF
55.62 кб

Социальное партнерсто: декорации и реальность

Бойков В. Э.
Читать PDF
4.82 мб

Виртуальная реальность как социальный феномен

Статья посвящена изучению виртуальной реальности как социального феномена. Через обращение к прошлому анализируется её генезис, а также значимость в современных реалиях.
Читать PDF
1.46 мб

Социологическая теория и социальная реальность

Диас Николас Хуан
В статье предпринимается попытка показать взаимоотношения трех сравнительно новых социологических теорий, каждая из которых объясняет особый аспект одного и того же происхождение, распространение и изменение социальных и культурны