СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Социальная роль
модель поведения, часть социального статуса.

Источник: Краткий словарь по социологии

Роль социальная
характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса.

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
Образ поведения, нормативно одобренный обществом, ожидаемый от каждого, занимающего ту или иную социальную позицию.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Социальная роль
система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

Социальная роль
совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Социальная роль
это ожидаемая от человека линия поведения, соответствующая его социальному статусу; это динамический аспект социального статуса.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

Роль социальная
выполнение личностью определенных социальных функций, обеспечивающих ее статус, нормативно одобренный образец (модель) ее поведения.

Источник: Глоссарий по социологии

Роль социальная
поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Ограничивается совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу.

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

Роль социальная
ожидаемые от человека действия (права и обязанности), определяющие поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Социальная роль
динамическая сторона социального статуса, проявляющаяся в устоявшихся в определенных обстоятельствах чертах поведения личности, которая связана с ее статусом и ожидается от нее другими людьми.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. role, social; нем. Rolle, soziale. Совокупность норм, определяющих поведение действующих в соц. системе индивидов; в зависимости от их статуса или позиции и само поведение, реализующее эти нормы.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социальная роль (social role)
Поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные социальные роли, связанные с различными сферами своей деятельности.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Роль социальная
1) ожидаемый в конкретных обстоятельствах рисунок поведения, ассоциирующийся с тем или иным социальным статусом человека: модель поведения личности, обеспечивающая соблюдение статусных прав и обязанностей; 2) в организации совокупность ожиданий, предъявляемых к индивиду, занимающему определенную социальную позицию в организации.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
нормативный образец поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию (в обществе, группе ,организации) и выполняющего соответствующие ей функции. Будучи членом общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя соответственные этим позициям функции, индивид тем самым исполняет соответствующие социальные роли.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Социальная роль
социально-психологическое понятие, характеризующее динамический статус личности в различных социальных группах (профессиональных, семейных, формальных и неформальных); подразумевает определенные правила поведения и деятельности индивида. В своей жизни человек выполняет множество социальных ролей (подруга, мама, жена, сестра, коллега, начальник и пр.), в то же время социальные роли, свойственные человеку, некорректно соотносить с его личностными качествами.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Роль социальная
1) социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности всистеме межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции ипр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение социальных ролей деформированы; 2) связанная с определенной позицией индивида в социальной системе (социальным статусом) совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
реализация совокупности требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции, в конкретном (нормативно одобряемом) поведении индивидов, выполняющих соответствующие роли. Р. с., исполняемые индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего объективного характера. Требования Р. с. становятся структурным элементом поведения личности в ходе социализации и результате интернализации норм, характеризующих Р. с. В ходе интернализации роли социальные нормы оцениваются сквозь призму установок, убеждений, принципов, разделяемых индивидом. Общество навязывает индивиду Р. с., но ее принятие, отвержение либо исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека.

Источник: Экономико-социологический словарь.

Роль социальная
совокупность функций, которые должен выполнять человек, занимающий определенный социальный статус в организации [21.– С.464]. –поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные социальные роли, связанные с различными сферами своей деятельности [6.– С.673]. –образец поведения личности, связанный с ее социальной позицией, статусом и обусловленный местом личности в системе межличностных и общественных отношений [9.– С.587]. –ожидаемый в конкретных обстоятельствах рисунок поведения, ассоциирующийся с тем или иным социальным статусом человека: модель поведения личности, обеспечивающая соблюдение статусных прав и обязанностей [10.– С.372].

Источник: Социология. Словарь.

Социальная роль
Нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию. Социальные роли, типичные для данного общества, усваиваются человеком в процессе его социализации. С.р. напрямую связана с особенностями речевого поведения говорящего: смена С.р. обусловливает смену кода (субкода). Напр., смена С.р. «подчиненного» на С.р. «начальника» влечет за собой переключение кода, что выражается в выборе лексики, в синтаксических особенностях речи и т. п. Термин «роль» включается в понятийный ряд, связанный с ситуативной вариативностью.
См. также: Коммуникативная ситуация, Переключение кодов, Ролевое поведение, Ролевые отношения, Ситуативная вариативность языка, Социальный статус, Социолингвистический маркер

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

Социальная роль
определенное нормативное поведение в различных ситуациях, связанное с наличием прав и соблюдением обязанностей. Данное нормативное поведение должно соответствовать общепринятым ожиданиям (так, ожидания в отношении вузовского преподавателя предполагают компетенцию в соответствующей дисциплине, определенные педагогические навыки, исследовательскую деятельность и т. п.). Даже простое произнесение имени роли (отец, пациент, покупатель и под.) обычно вызывает в сознании говорящего и слушающего представление о комплексе свойственных этой роли прав и обязанностей. Одному социальному статусу может соответствовать несколько социальных ролей. Комплекс ролей, привязанных к одному статусу, называется ролевым набором. Для социолингвистики важны не любые социальные роли, а лишь те, которые имеют языковые и речевые показатели (т. е. социолингвистические переменные).

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

роль социальная
social role. - Комплекс стандартных общепринятых ожиданий поведения человека, обладающего тем или иным социальным статусом. Одному статусу может соответствовать несколько ролей (например, ожидания в отношении вузовского преподавателя со стороны студентов, коллег, заведующего кафедрой, администрации и технических работников вуза различны). Представления о типичном исполнении той или иной социальной роли складываются в стереотипы поведения; они составляют неотъемлемую часть ролевого поведения. Устойчивые языковые выражения отражают наши представления о типичном речевом поведении человека в той или иной социальной роли (оставь свой прокурорский тон; кричит, как базарная торговка; тоном провинившегося школьника и т.п.). Смена социальной роли ведет к смене языкового кода. См. гендерная роль, ролевое ожидание, ролевое поведение, ролевое предписание, роль, ситуативная вариативность.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Роль социальная
связанная с определенной позицией индивида в социальной системе (статусом социальным), совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусноролевая структура. Р. с. усваивается индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли — продавец, кассир и т. п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Социальная роль
заданная положением в социуме модель поведения человека. Общество структурировано, его члены занимают в нем определенное положение (имеют определенный социальный статус), в соответствии со статусом члены общества (сообщества) наделены определенными правами и обязанностями, выполняют те или иные функции, связанные с социальным статусом. Социальный статус требует, а общество ожидает от личности не только выполнения прав и обязанностей, связанных со статусом, но и определенного поведения, которое только Отчасти зависит от личностных качеств человека, но в основном диктуется его социальной ролью. Любой человек в процессе социализации (воспитания и жизни в определенном сообществе) приобретает представления о том, какие модели поведения предписывает сообщество своим членам в зависимости от их статуса в этом сообществе. Различное ролевое поведение ожидается от президента, директора крупной компании, школьного учителя, уличного торговца. Социальные статусы и роли могут быть врожденными и приобретенными: наследными принцами рождаются, премьер-министрами становятся. На приобретение человеком того или иного социального статуса и роли влияют его интеллектуально психические данные; отбор людей на ту или иную социальную роль происходит под влиянием стереотипных представлений общества о тех качествах, которыми должно обладать лицо, выполняющее ту или иную социальную роль. Каждый член общества играет сразу несколько социальных ролей: один и тот же человек может быть одновременно отцом, дедом, сыном, мужем, братом, инженером-химиком, руководителем компании и филателистом-любителем. В течение жизни человек может приобретать и терять определенные социальные роли (школьник становится студентом, студент становится инженером).
Социальные роли, присущие одному и тому же лицу, могут вступать в конфликт. Так, роль политика или актрисы может мешать женщине хорошо, в соответствии с социальными стереотипами, выполнять роль матери. Социальная роль связана с речевым поведением индивида. В процессе коммуникации лицо, играющее ту или иную СР, использует определенные коммуникативные правила, отбирает определенные речевые средства, соответствующие СР (ученый не использует сленг во время чтения научного доклада, мать не общается с ребенком-дошкольного возраста в официально-деловом регистре).
Термин возник в 30 гг. 20 в. в американской социологии (Р. Линтон и Дж. Мид), активно используется в социологии, психологии, социолингвистике. Ср.: коммуникативная компетенция, коммуникативная ситуация, социально-коммуникативная система, социальный статус, социокультурная компетенция.

Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
1) совокупность норм, определяющих поведение действующих в соц. системе индивидов в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы (5); 2) безличная соц. функция, модель поведения, объективно заданная соц. позицией личности в системе обществ, или межличностных отношений (4); 3) динамический аспект соц. статуса (3). Р.с. — поведение, к-рое ожидается от человека, занимающего опред. соц. статус. Роль характеризует динамическую сторону статуса и относится к сфере соц. взаимодействия субъектов. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Р.с. рассматривают в аспектах ролевого ожидания (экспектаций) и ролевого исполнения (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Экспектации — требования, закрепленные в системе соц. норм, предъявляемые к поведению индивида в связи с исполнением им той или иной Р.с. В нормативной структуре Р.с. выделяют следующие элементы: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания (требования), связанные с данным поведением; оценка выполнения предписанной роли; санкция — соц. последствия того или иного действия в рамках требования соц. системы. Между этими двумя аспектами никогда не бывает отношений тождества, каждый из них имеет свое значение в системе взаимодействий личности и об-ва. Об-во навязывает индивиду Рс., но ее принятие, отвержение, либо исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. Соц. роли систематизировал Парсонс, к-рый полагал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1) эмоциональность — нек-рые роли (напр., медицинской сестры, врача) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, смерть); 2) способ получения — одни предписанные, др. — завоеванные; 3) масштаб — одни роли строго ограничены определенными аспектами взаимодействия людей и конкретно сформулированы, др. — размыты; 4) формализация — действие в соответствии с установленными правилами либо произвольное; 5) мотивация — разные роли обусловлены различными мотивами. Любая роль характеризуется нек-рым сочетанием этих характеристик.
Лит: 1) Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997; 2) Смел-зер Н. Социология. М. 1994; 3) Роль //Большой толковый социологический словарь. Т.2. М., 1999; 4) Яковлев А.М. Роль социальная // Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В.Осипова. — М., 1998; 5) Роль социальная // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998. В.И.Нвмчина

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность требований, предъявляемых об-вом к лицам, занимающим определенные соц. позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных соц. нормах. Система соц. санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с Р.с. Возникая в связи с конкретной соц. позицией, заданной в обществ. структуре, Р.с. вместе с тем - конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие Р.с. Р.с, выполняемые индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего соц.-производного и в этом смысле объективно-неизбежного характера. В совокупности Р.с, выполняемых людьми, персонифицируют господствующие обществ. отношения. Соц. по своему генезису требования роли становятся структурным элементом человеческой личности в ходе социализации индивидов и в рез-те интернализации (глубокого внутреннего усвоения) норм, характеризующих Р.с. Интернализовать роль - значит дать ей собственное, индивидуальное (личное) определение, оценить и выработать определенное отношение к соц. позиции, формирующей соответствующую Р.с В ходе интернализации роли социально выработанные нормы оцениваются сквозь призму установок, убеждений, принципов, разделяемых индивидом. Об-во навязывает индивиду Р.с, но ее принятие, отвержение, либо исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. В зависимости от характера требований, заключенных в нормативной структуре Р.с, последние подразделяются по меньшей мере на три категории: нормы должного (обязательного), желательного и возможного поведения. Соблюдение обязательных нормативных требований Р.с обеспечивается наиболее серьезными санкциями негативного характера, воплощенными чаще всего в законах или иных предписаниях юридич. характера. Нормы ролей, воплощающие желательное (с т. зр. об-ва) поведение, обеспечиваются чаще всего негативными санкциями внеправового характера (несоблюдение устава обществ. организации влечет исключение из нее и т. д.). В отличие от этого ролевые нормативы, к-рые формулируют возможное поведение, обеспечиваются прежде всего позитивными санкциями (добровольное исполнение обязанностей тех, кто нуждается в помощи, влечет повышение престижа, одобрения и т. д.). В нормативной структуре роли могут быть выделены четыре конструктивных элемента - описание (того типа поведения, к-рое требуется от лица в данной роли); предписание (требование в связи с подобным поведением); оценка (случаев выполнения или невыполнения предписаний роли); санкция (благоприятные либо неблагоприятные соц. последствия действия в рамках требований Р.с). См. также: Теория личности ролевая, Теория ролей. Лит.: Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 1988; Соловьев Э.Ю. Личность и право//Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М, 1991. С, 403-431; Смелзер Н. Социология М., 1994. A.M. Яковлев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
совокупность ожиданий обществом от человека действий, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее его социальной позиции. Социальное ожидание является по характеру неформальным, не всегда осознаваемым и воплощается в определенных социальных нормах (см.: социальные нормы). Социальные нормы предполагают систему санкций (поощрений и наказаний), направленную на обеспечение надлежащего исполнения индивидом требований, связанных с какой-либо СР. Понятие «Роль» было введено параллельно и независимо друг от друга американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Г.Мидом в 30-х годах прошлого века. В дальнейшем это понятие активно разрабатывалось в социологических и психологических теориях. Примером может служить известная в диагностической и психотерапевтической практике техника «психодрамы», основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями. Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Американский исследователь И.Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желательное впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим различные аудитории. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники - все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего “Я”. Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе - каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию Каждый индивид в ходе социализации, длящейся на протяжении всей жизни, обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Отметим, что обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок. Одной из базовых социальных ролей-установок является гендерная (см.: гендер), которая наряду с возрастом и социальным положением человека относится к аскриптивным (предписанным). К достижимым/достигаемым социальным ролям относят роли, приобретенные путем личных усилий человека, как, например, занимаемая должность. Ролевое обучение имеет два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;
2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Исполнение социальных ролей каждым человеком – акт сугубо индивидуальный.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие "Р." было введено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж.Г. Мидом в 1930-х. Впоследствии оно получило дальнейшую разработку как в западных, так и в марксистских социологических и психологических теориях. Общество или социальную группу можно представить как некий набор определенных социальных позиций, т.е. "мест" в социальном пространстве (инженер, ученый, муж, школьник, солдат и т.д.), действуя в рамках которых человек должен выполнять как бы особый "социальный заказ", т.е. реализовать предписываемую функцию. Следуя этим "правилам игры", конкретный человек исполняет один из нескольких вариантов С.Р. Вот почему в сходных обстоятельствах, например, занимая одинаковые должности, совершенно разные люди ведут себя аналогичным образом. В С.Р. отражаются социально-типические аспекты поведения. В то же время каждый человек вносит в ролевое поведение индивидуальные черты через своеобразное восприятие роли применительно к личностному образу. "Личностная окраска", проявляющаяся в индивидуальном исполнении человеком С.Р., зависит прежде всего от его знания и умения находиться в данной С.Р., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям (экспектациям) окружающих. Здесь важен также эффект группового межличностного взаимодействия, в частности, степень идентификации личности с группой.
Ролевое поведение - это своеобразное единство, взаимопроникновение С.Р. и индивидуального исполнителя, которое можно представить как функцию двух переменных: первая (С.Р.) "отвечает" за предзаданность поведения, а вторая (особенности личности) обеспечивает преемственность его. Последняя обозначается как "Я". Соотношение данных детерминант в крайних своих проявлениях выглядит следующим образом: либо они включаются более или менее полно друг в друга, либо отделены друг от друга, противостоят одна другой. Вторая ситуация ведет к внутриличностному конфликту, суть которого в том, что разные люди по-разному представляют себе одну и ту же роль. Наряду с внутриличностными существуют и межролевые конфликты, обусловленные далеко не идентичными, а подчас и противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнению той или иной роли в социальных группах различной специфики и направленности. Указывая на конкретную С.Р., мы относим человека к определенной социальной группе. Диапазон и количество ролей обусловливается многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность с ее потребностями, интересами, ценностями. Причем ряд С.Р. предписаны человеку от рождения, т.е. определены его полом, возрастом, социальным происхождением и т.п., - это аскриптивные (предписанные) С.Р. Другие же приобретаются путем личных усилий человека, благодаря его индивидуальным качествам (занимаемая должность, например) - достижительные С.Р. Однако сама по себе С.Р. не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует С.Р. Акт же интернализации детерминирован целым комплексом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной С.Р. Последняя "играется" хорошо, когда требуемые для ее выполнения характерные черты и качества воспринимаются индивидом как личные (интернализация). С.Р. никогда не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, поскольку так называемые шаблоны (или модели) корректируются конкретной деятельностью личности и меняются в соответствии с ее социальным опытом и жизненными ценностями. Вот почему любая С.Р. всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что условно можно назвать "стилем исполнения С.Р.".
Кроме С.Р. (которые стандартизированы и безличны, выступают как бы внешними по отношению к личности и строятся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто является действующим лицом), существуют и межличностные С.Р., в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств и предпочтений. также: Программа, Я.
И.Н. Андреева

Источник: Социология: энциклопедия

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус в социальной системе.
Р.с. — модель поведения, ориентированная на определенный статус. Ее еще называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль — на поведение, присущее этому статусу. Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, Р.с. — поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие, в своих работах сделали парадоксальный вывод: “нормальная” личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.
Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания “внешнего вида” в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.
Виды Р.с. определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Р.с. связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже Р.с., биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей Р.с., своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие Р.с. каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Основные характеристики Р.с. выделены американским социологом Т. Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, Р.с. супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются Р.с. (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика Р.с. определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Громов И.А., Мацкевич И.А., Семенов В.А. Западная социология. СПб.: Изд-во ДНК, 2003.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
317.61 кб

Социальная роль Интернета

Черненко Н.М.
Интернет позволяет участникам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать возникшие проблемы совместными усилиями, зада-вать друг друг
Читать PDF
311.28 кб

Социальная роль человека знания

Знанецкий Флориан, Бараш Р.Э.
Читать PDF
451.23 кб

Социальная роль профессии педагога

Зимина Людмила Жановна
Читать PDF
240.64 кб

Роль поэзии в социальном управлении

Винькова Виктория Константиновна, Леонтьев Эдуард Анатольевич
Статья посвящена исследованию поэзии как социального явления, отражающем в своем содержании процессы, происходящие в обществе, и оказывающем на них серьезное влияние.
Читать PDF
528.08 кб

Роль знаний в развитии социальных систем

Буданов В.Г., Майстренко Е.В., Тен Р.Б., Повторейко В.В., Горбунова М.Н.
Представлены три основных свойства биологических и социальных систем. Оценивается роль одаренных людей и образования в развитии таких систем.
Читать PDF
332.12 кб

Роль языка в создании социальной Вселенной

Леонова Е. П.
Приняв за отправную точку идеи Питирима Сорокина, можно предположить, что язык есть основное средство создания социальной реальности.
Читать PDF
330.68 кб

Роль социальной педагогики: пример Эстонии

Лейно Маре
Учитель больше, чем носитель предмета. Дети проводят значительную часть своего дня в школе, что накладывает огромную ответственность на учителя. Школа является как академическим, так и социальным институтом.
Читать PDF
312.28 кб

Социально-политическая роль церкви в Египте

Кривец Елена Aлексеевна
В современном Египте бурно обсуждаются вопросы, связанные с местом церкви в государстве, степенью влияния церкви на политику и т.п.
Читать PDF
198.64 кб

Роль социальных мифов в картине мира молодежи

Королева Наталья Николаевна, Манеров Валерий Хайдарович, Богдановская Ирина Марковна, Кошелева Александра Николаевна, Проект Юлия Львовна
Статья посвящена выявлению роли социальных мифов в мировосприятии современной российской молодежи.
Читать PDF
323.08 кб

Роль социального конфликта в природе этического

Щеглов Александр Федорович
Статья посвящена философскому анализу природы и структуры поля морали, а также механизма влияния конфликта на формирование этических норм.
Читать PDF
259.31 кб

Роль социальных движений в политическом развитии

Поляков Александр Валериевич
В статье анализируется роль в политическом развитии социальных движений как элемента социального капитала.
Читать PDF
150.42 кб

Роль общества в социальной деятельности человека

Ошхунова Инна Хасеновна
В статье рассматривается влияние различных факторов общества на социальную деятельность, таких как экономика, власть, искусство, склонность человека к общественному образу жизни. Раскрывается понятие социальной идентичности.
Читать PDF
117.92 кб

Роль идеологии в процессе социальной модернизации

Луценко Антон Виленович
Анализируются социально-политические и культурно-мировоззренческие компоненты процесса индустриально-технологической модернизации второй половины XIX начала XX в, оцениваются технологии сохранения власти крупных собственников в ус
Читать PDF
107.99 кб

Роль ценностей в социально-экономическом развитии

Матвеева Валентина Михайловна, Онзимба Ленюнго Жанна Борисовна
Утверждая недостаточность исключительно рационалистического подхода к экономическому поведению людей, автор обосновывает значение в нем ценностного аспекта.
Читать PDF
134.75 кб

Роль социальных сетей в формировании имиджа Китая

Чжан Шуан
Рассматривается влияние социальных сетей на общественное мнение, что не может не учитываться при выборе каналов воздействия и продвижения имиджа государства.

Найдено книг по теме — 1