Социальная установка
отношение человека к предметам, явлениям, процессам, сложившееся на основе знания и оценки.
Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.
Установка социальная
состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций, поведению в них.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
Установка социальная
морально-психологическая предрасположенность личности, лежащая в основе того или иного типа поведения по отношению к социальным фактам.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ
предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Социальная установка
субъективная ориентация индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые нормы и способы поведения.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
психическое состояние готовности личности к определенному восприятию, оценке явлений, социальных процессов, другой личности, ситуаций, поведения в коллективах.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Социальная установка
состояние психики, характеризующееся готовностью человека реагировать определенным образом на то, что связано с актуальной для него потребностью и ситуацией.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Социальная установка
устойчивые намерения человека действовать конкретным образом в определенных обстоятельствах, обусловленные его ценностными ориентациями. Авторами понятия являются У. Томас и Ф. 3ванецкий. На основе мотива установка превращается в активную деятельность [18].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Социальная установка
Термин, используемый в нескольких контекстах для обозначения любой установки, которая может характеризоваться как социальная по происхождению или способу проявления. 1. Установка, которая лежит в основе тенденции человека вести себя с другими людьми определенным образом. 2. Определенная модель убеждений, общих для группы людей или общества. 3. Любое личное убеждение, приобретенное в результате процессов социализации.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Установка социальная
направленность группового или индивидуального сознания, определяющая отношение группы или индивида к тому или иному явлению социальной действительности, а также способ восприятия этого явления. Проявляется через конкретные акты поведения, в частности через вербальные высказывания данного лица, позволяющие с определенной степенью вероятности сделать заключение о характере его установки [21.– С.468]. –ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта [12.– С.429–430]. –стабильная система идей и убеждений, направленных на некоторый объект и выражающихся в оценке этого объекта [26.– С.189]. –состояние сознания, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам [14.– С.14]. –общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности, выражающая предрасположенность личности, готовность ее действовать определенным образом в отношении данного объекта [9.– С.591].
Источник: Социология. Словарь.
УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ
субъективные ориентации индивидов как членов группы (или сообщества) на некие социальные ценности, предписывающие определенные способы поведения в обществе. В социальнопсихологическом плане выражается в субъективной готовности, предрасположенности к положительной или отрицательной реакции на социальное явление. У.с. обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. У.с. определяет отношение личности к социальным объектам; обеспечивает механизм саморегулирования, устойчивости, согласованности социального поведения, возможность прогнозирования различных форм поведения в определенных условиях; предполагает возможность наиболее оптимального исследования процесса социализации. Выступая в качестве механизма стабилизации, У.с. сохраняет определенную направленность, последовательность действий индивида в постоянно изменяющихся ситуациях. У.с. стандартизирует поведение субъекта, позволяя избегать процедуры принятия решений в ранее встречавшихся ситуациях. У.с. также может выступать фактором социальной инертности, затрудняющим процесс приспособления, адаптации к новым условиям.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ (АТТИТЮД)
англ. attitude, social; нем. Einstellung, soziale (Attitude). 1. Общая ориентация индивида на определенный соц. объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении данного объекта. У. с. включает три аспекта: когнитивный (осознание объекта), аффективный (эмоциональная оценка объекта) и поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту, также их функции (приспособления, познания, саморегуляции, зашиты). В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), различают следующие уровни У. с.: смысловой, целевой, операциональный. 2. По У. Томасу и Ф. Знанец-кому - субъективные ориентации индивида как члена группы (общности, общества) на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. 3. Один из уровней иерархической системы диспозиций (предшествующих поведению ориентации) личности; эта система в целом выступает регулятором человеческого поведения и включает не только У. с. по отношению к отдельным соц. объектам, но и общую направленность личности, систему ее ценностных ориентации.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты.
Понятие "У." было введено впервые в экспериментальной психологии (Л. Ланге, 1888) при изучении особенностей восприятия и понималось как целостная модификация состояния субъекта, направляющая его реакции и взаимодействие (Олпорт - , Ф. Хайдер, С. Аш, Л. Фестингер). Эффекты "У." непосредственно обнаруживаются в согласовании возникающих конфликтных содержаний. В теории Узнадзе "У." - центральный объяснительный принцип, опосредующий процессы идентификации, номинации, логического мышления. Она означает представленность единого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого.
В социологии понятие "С.У." (attitude) используется впервые Томасом и Знанецким для обозначения ориентаций индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы. "Определение ситуации" индивидом посредством С.У. и ценностей группы дает представление о степени адаптации индивида. Таким образом, attitude в отличие от "У." в исходном психологическом смысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение к социальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности (коммуницируемости). Основной метод измерения С.У. - шкалирование (Р. Ликерт, Л. Терстоун, Л. Гутман, Э. Богардус), распространенное в исследованиях массовых информационных процессов. Совокупности У. изображаются в виде иерархии диспозиций (лат. dispositio - расположение): элементарная фиксированная У. (ситуационная, set), социальная фиксированная У. (обобщенная, attitude), общая доминирующая направленность личности. Диспозиционная концепция С.У. устанавливает связи между социологическими, социально-психологическими и общепсихологическими подходами.
Д.М. Булынко
Источник: Социология: энциклопедия
УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ
(attitude) — понятие, употребляемое в социологии и социальной психологии для обозначения устойчивой предрасположенности, готовности индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект. В зарубежной социологии этот термин впервые был использован Томасом и Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» [2] для анализа связей между индивидом и социальной организацией. Под У. с. они понимали психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, состояние сознания индивида относительно некрой ценности [2]. Решающий вклад в изучение природы У. с. внесли исследования социальных психологов (Г. Олпорт, М. Смит, К. Ховланд и др.), анализировавших ее с позиций взаимодействия личности и социальной среды, тогда как в рамках психологии установка (set) изучалась как психофизиологический феномен. Важную роль в изучении У. с. сыграли попытки ее количественного выражения (измерения установки). Для решения этой задачи было сконструировано несколько специальных шкал (Л. Терстоуна, Р. Ликерта, Л. Гутмана и др.).
В рамках социально-психологических исследований сложилась концепция трехкомпонентной структуры У. с: первый — аффективный — связан с эмоциональной оценкой объекта, второй — когнитивный — выражает осознание человеком объекта У. с, третий — поведенческий — заключает в себе реальные действия, направленные на объект. Однако среди исследователей до сих пор продолжаются споры относительно того, какой из названных компонентов играет решающую роль и какой из них явл. действительным объектом измерения. В кач-ве варианта преодоления этой трудности предложена диспозиционная концепция регуляции поведения личности (Н. Рокич), в к-рой вычленяются различ. уровни У. с, находящиеся в иерархическом соподчинении. В зап. социологии понятие «У. с.» получило широкое признание в прикладных исследованиях, особенно при изучении обществ, сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов. Основная проблематика этих исследований (Мертон, Лазарсфельд, Э. Катц и др.) связана с выяснением устойчивости установок избирателей, механизмов влияния средств массовой коммуникации на формирование обществ, мнения и изменение установок.
Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.
УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ
Внутренняя, не всегда осознанная готовность субъекта совершать именно те действия, которые адекватны данной социально-политической ситуации. У. с. предвосхищает любые акты субъекта, в том числе и психический, она оказывается и первым шагом к действию, задающим направление реакциям индивида относительно тех или иных объектов, с которыми он взаимодействует.
В сфере политической деятельности именно У. с. становится фактором, регулирующим поведение индивида или сообщества и моделирующим позитивное или негативное их восприятие власти, правительства, государства и политики в целом. Можно выделить следующие виды политических установок: на ситуацию, на объект; на политическую систему, на режим, на политические силы, на конкретные политические институты, на лидеров и проч. Следует отметить, что по отношению к одним и тем же политическим явлениям у одних людей могут преобладать установки на ситуацию, у других – на объект, и это различие оказывает существенное влияние на их сознание и поведение. Реакцию субъекта на то или иное явление определяет не только само явление, но и внутренняя, неосознанная предрасположенность субъекта реагировать на нее определенным образом, т.е. У. с. субъекта. В структуре У. с. выделяют 3 уровня: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный элемент политической установкиотражает предварительные знания индивида, интерес к политике. Эмоциональное отношение к политическому объекту, как правило, появляется раньше критического оценивания. Именно эмоциональный компонент политических установок играет существенную роль в формировании политических предрассудков, расовых стереотипов, религиозной, национальной и других видов нетерпимости. Поведенческий элемент У. с. представляет непосредственную готовность к политическому действию.
У. с. несут следующие функции:
1) дают человеку способность реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта; обеспечивают устойчивость личности;
2) помогают человеку смоделировать реакцию не только на знакомые, но и на неизвестные, неясные, непонятные социальнополитические ситуации, сводят к минимуму риск, опасность, содержащиеся в подобных ситуациях; играют специфическую роль компенсатора когнитивного дефицита, т.е. восполняют недостаток политических знаний и сведений;
3) являются потребностями, имеющими отношение к политике и общественному устройству, служат необходимым средством психологического включения массы в политическую жизнь.
Друг от друга У. с. отличаются прежде всего по степени их глубины и укорененности в личности, например:
1. Мнения – поверхностный вербальный слой сознания, отличающийся неустойчивостью.
2. Диспозиция, или общее отношение к чему-либо – более устойчивый тип политической установки, имеющий более глубокие корни.
3. Убеждения – наиболее устойчивые установки, составляющие своего рода “стержень” личности.
В процессе политической социализации формируется весь набор У. с., который становится для личности источником последующего поведения.
У. с., которые индивид приобретает в готовом виде из социального опыта и культуры, являются одним из важнейших элементов политической психологии. Свое собственное, оригинальное отношение к политической действительности индивид вырабатывает редко; поскольку политика охватывает множество людей, свои установки в отношении нее индивид заимствует, как правило, от других, но политические установки способны меняться, особенно под воздействием изменений в потребностях, мотивах, знаниях и опыте людей. Политические установки вызывают интерес у исследователей и политиков в связи с тем, что они могут выступать в качестве средства обратной связи между теми, кто принимает решения, и теми, кто их исполняет, и в известной степени помогают отразить отношение граждан к тем или иным политическим лидерам, явлениям и проч.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ
ценностное отношение к соц. объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. В науке понятие У.с. введено У. Томасом и Ф. Знанецким к-рые синтезировали его из филос. понятия "ценность" и психологич. понятие "установка". В их концепции У.с. - это индивидуальное отношение к объекту, определяемому как ценность в данной соц. общности. Понятие У.с. одновременно указывает и на факт психологич. переживания отношения к значимому объекту, и на факт соц. детерминации, направленности отношения, тем самым объединяя смыслы аффектов, эмоций и их предметного содержания в едином понятии. Феномен У.с. особенно интенсивно изучался в США в исследованиях массовых информационных процессов (формирование обществ. мнения, пропагандистское воздействие, реклама и т. д.). При этом были эмпирически и экспериментально выявлены структура У.с, свойства (устойчивость, интенсивность, направленность, модальность, когерентность), условия, содействующие или препятствующие ее изменению; классифицированы сами установки: по их положению в системе ценностной ориентации (базовые, периферийные), по функциям (инструментальной, познавательной, защитной). Согласно современным представлениям о структуре У.с. она состоит из трех компонентов - когнитивного, аффективного и конатив-ного (поведенческого). Это деление необходимо понимать как представленность единого феномена в сфере сознания, эмоций и поведения. Наиболее сложной проблемой в исследованиях У.с. является проблема взаимосвязи ее компонентов, особенно соответствия осознаваемого компонента реальному поведению, т. е. соответствия убеждения поступку. Не менее сложен и вопрос об иерархии самих компонентов. В соц. психологии У.с. рассматривается как психологич. регулятор системы соц. отношении, а ее основными функциями считаются: интеграция, координация, регуляция поведения индивидов в коллективных действиях, жизнедеятельности соц. общности. В отечественной соц. психологии феномен У.с. изучается с позиции оо-щей психологии и психологии личности. Первый из этих подходов основан на концепции установки, разрабатываемой грузинской психологич. школой Д. Н. Узнадзе. При таком подходе фиксируется внимание на динамич. характеристиках У.с.: устойчивости эффекта ассимиляции и контраста и т. п. Основу второго подхода составляет концепция психологич. субъективных отношений личности, предложенная В. Н. Мясищевым. Оба подхода были синтезированы В А. Ядовым в диспозиционной концепции личности, к-рая трактует психич. структуру готовности к действию как систему предрасположен-ностей (диспозиций) на разных уровнях регуляции поведения. Основной метод измерения У.с. - шкалирование, наиболее известные шкалы - Лайкерта, Терстоуна, Гуттмана. В последние годы предпринимаются попытки применить для измерений психофизиологических и психофизических методы, к-рые призваны компенсировать недостатки вербального самоотчета. Знания об У.с. имеют большое практич. значение во всех сферах, где решается задача целенаправленного воздействия на поведение и сознание личности и соц. групп. Лит.: Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.. 1966; Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974; Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования/ /Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976; Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979; Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979; Андреева Г.М. Социальная психология. М.т 1980; Thoman W.J., Znaniecki E. The Polish peasant in Europe and America. Vol. 1. Cambridge, 1918;McGuire W.J. The nature of attitudes and attitude change//The Handbook of social psychology. Vol. 3. Reading (Mass), 1968; Rockeach. M. Attitudes//The international encyclopedia of the social sciences. Vol. 1. N.Y., 1968; Kiesler A., Collins В., Miller N. Theories of changing a critical analysis of theoretical approaches. N.Y., 1969; Oskamp S. Attitudes, opinions and beliefs. Sage, 1990. П.Н. Шихирев.
Источник: Российская социологическая энциклопедия