СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ
целенаправленный процесс и система профессиональной деятельности (в том числе социально-педагогические услуги и поддержка), направленной:
— на формирование и развитие навыков, необходимых для независимого самостоятельного проживания выпускников детских домов-интернатов, учреждений интернатного типа и др.;
— формирование у детей умений продуктивного взаимодействия с другими людьми в разных сферах жизнедеятельности и развитие способности эффективно действовать в сложных жизненных ситуациях;
— формирование у ребенка умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению, самоорганизации свободного времени;
— создание условий для успешного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка, формирование личности выпускника учреждения для детей-сирот с опорой на его внутренний потенциал.
Качество социально-педагогического сопровождения детейсирот определяется:
— качеством целевых программ; качеством управления процессом реализации программы;
— осуществлением межведомственного подхода (уровень координации) в процессе реализации программы социально-педагогической поддержки семьи и детей;
— моделями социально-педагогической поддержки семьи и детей (результативностью);
— технологией социально-педагогической поддержки;
— действенностью и результативностью новых форм и методов социально-педагогической деятельности;
— обеспечением доступными и качественными социальными услугами;
— оптимальным ресурсным обеспечением процесса социально-педагогической поддержки;
— качеством профессиональной подготовкой социальных работников и социальных педагогов, занимающихся социально-педагогической поддержкой;
— позитивным результатом решения социально-педагогических проблем семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— степенью преодоления неблагополучия семьи с детьми, уровнем педагогической культуры родителей, социальной адаптированностью детей и т.п.;
— результативностью использования национальных и региональных стандартов с целью оптимизации социально-педагогической поддержки приемной семьи и детей-сирот.
Региональная система сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот — это совокупность органов и учреждений региона, включенных в процесс социальной адаптации выпускников, оказывающих им социальную помощь, включая меры социальной поддержки и социальные услуги, и действующих в едином организационно-правовом поле, в рамках региональной программы постинтернатной социализации выпускников.
В систему постинтернатного сопровождения, как правило, входит комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социально-психологическую адаптацию и самореализацию выпускников.
Составной частью региональной системы сопровождения как приоритетного направления является индивидуальное сопровождение, рассчитанное на долговременную поддержку выпускника специалистом (социальным работником, социальным педагогом и др.). Оно построено на совместной деятельности участников сопровождения и направлено на решение индивидуальных задач социально-психологической, трудовой, культурной и семейно-бытовой адаптации выпускника наиболее эффективными способами и приемами, адекватными особенностям личности и обстоятельствам жизни.
Индивидуальное сопровождение в комплексе социальных услуг осуществляется в виде: индивидуального сопровождения кураторов; консультирования (индивидуальная помощь социального педагога, социального работника, психолога, медика, юриста); развивающих программ и организованного досуга; материально-бытовой помощи.
Теоретико-методологическое обоснование деятельности по определению эффективности индивидуального сопровождения строится на наиболее общих подходах к решению поставленных задач объективной оценки качества, совокупности принципов и критериев, определяющих направленность деятельности в области измерения и оценки социально-педагогической деятельности и создающих основу управления процессом повышения эффективности и качества социально-педагогической поддержки семьи и детей.
Качество и эффективность индивидуального сопровождения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
“Оценка эффективности”, “оценка индивидуального сопровождения”, “социализация” и “индивидуализация личности” — основные понятия в социальной философии, социологии, психологии, социальной педагогики, теории социальной работы. Измерение эффективности сопровождения в контексте основных концепций социализации (теории: гуманистическая, феноменологическая, когнитивная, бихеовиристская, функциональная) и индивидуального сопровождения. Объекты и предметы оценки.
Оценка качества социального сопровождения детей-сирот — процедура, результат процесса контроля, измерения и идентификации качества; важный элемент системы социального управления, ориентированный на результат социально-педагогической деятельности в отношении выпускников детских учреждений для детей-сирот. Она состоит из оценки качества программ, моделей социально-педагогической поддержки; социальных служб; научно-методического и технологического потенциала кадров социальных служб и учреждений; инфраструктуры социального обслуживания детей и молодежи в контексте принятой идеологии социальной политики и национальных стандартов; оценки уровня межведомственной координации деятельности всех субъектов социально-педагогической поддержки.
Взгляды на эффективность социализации и индивидуального сопровождения выпускников, рассматривающие личность выпускника как цель, субъект и результат воздействия и внутреннего саморазвития, играют решающее значение. Социальная квалиметрия эффективности системы индивидуального сопровождения имеет первостепенное значение, так как стадии социализации и индивидуализации выпускника имеют определяющее значение. Нуждаются в оценке условия и формы индивидуального сопровождения выпускников. Особую сложность представляет оценка эффективности технологичности индивидуального воздействия на выпускника и его адаптационный потенциал.
В отдельных регионах функционируют службы сопровождения, территориальные службы сопровождения, региональные центры постинтернатного сопровождения. Устойчивость и мобильность формирующихся систем регионов обеспечиваются за счет стандартов индивидуального сопровождения, координационных советов и соответствующих привлеченных ресурсов. Региональный центр постинтернатного сопровождения — это ключевой модуль в формирующейся системе сопровождения.
Л.В. Топчий

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.