Социально-трудовые отношения

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социально-трудовые отношения
это комплекс отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.

Источник: Экономика и социология труда

Социально-трудовые отношения
отношения между двумя основными социальными общностями: предпринимателями, работодателями, с одной стороны, и наемными работниками - с другой, возникающие и формирующиеся на рынке труда, в сфере трудовой деятельности. Предметом С.-т.о. являются: решение вопросов занятости населения, уровень безработицы, размеры оплаты труда, условия труда, степень социальной защищенности работников, а также вопросы развития производства, степень конкурентоспособности предприятий, их прибыльность.
Регулирование С.-т.о. в условиях развития социальной рыночной экономики является важнейшей социальной проблемой в любом и особенно в социальном современном развитом государстве. Для профессиональных союзов основным принципом регулирования С.-т.о., принципом взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с объединениями работодателей в этом процессе является социальное партнерство (см.).

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ
объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. О. с.-т. как система имеют две формы существования: фактические социально-трудовые отношения, функционирующие на объективном и субъективном уровнях; социально-трудовые правоотношения, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный, нормотворческий уровень. В системе О. с.-т. выделяются следующие структурные составляющие: субъекты и уровни социально-трудовых отношений; предметы социально-трудовых отношений и их структура; принципы и типы социально-трудовых отношений. Субъектами О. с.-т. могут быть индивид, группа индивидов, объединенных каким-либо системообразующим признаком. В связи с этим О. с.-т. могут быть индивидуальными, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник, а также групповыми или коллективными, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. Логика становления новых типов О. с.-т. предполагает первоначально формирование новых субъектов этих отношений, а затем формирование самих отношений. Так, в западных странах формировалось социально-трудовое самосознание, определялись роли, функции, выявлялись возможности следующих субъектов социально-трудовых отношений: наемный работник, предприниматель (работодатель) и государство. Наемный работник – гражданин, заключивший трудовой договор (письменный или устный) с работодателем (руководителем предприятия или отдельным лицом). Вместе с тем понятие «наемный работник» является предельно обобщенным.
В реальности в качестве наемного работника как субъекта О. с.-т. могут выступать и индивиды и группы работников, различающиеся по своему положению в социально-профессиональной структуре, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам. Работодатель как субъект О. с.-т. согласно международной классификации статуса в занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель обычно является собственником средств производства, однако в хозяйственной практике постсоветских государств работодателем считается также и руководитель в государственном секторе экономики, нанимающий работников по договору, например, директор государственного предприятия, хотя он сам является наемным работником государства и не владеет средствами производства. Роль государства в О. с.-т. чаще всего связывается с выполнением функций законодателя, защитника прав, регулировщика, миротворца. Мера реализации каждой из этих функций, характер их сочетания в конкретный момент времени определяются историческими, экономическими и политическими и социокультурными условиями развития государства. Но в любом случае государство как субъект О. с.-т. должно быть заинтересовано в эффективной самоидентификации и наемных работников и работодателей, ибо только социально активные наемный работник и работодатель могут быть равноправными партнерами, достигать социального согласия.
В качестве предмета О. с.-т. между наемными работниками и работодателем может выступать кадровая политика в целом или отдельные ее элементы: аттестация кадров; контроль и анализ трудовой деятельности; оценка эффективности труда; организация труда; нормирование труда; трудовые конфликты и их развитие; трудовая мотивация. Вce многообразие социально-экономических явлений, выступающих в качестве предмета О. с.-т., разделяется на три относительно самостоятельных предметных блока: социально-трудовые отношения занятости; социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда; социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд. О. с.-т. в зависимости от способа их регулирования, методов разрешения проблем классифицируют по типам. Тип О. с.-т. определяется их характером, а именно тем, каким конкретно образом принимаются решения в социально-трудовой сфере. Основой О. с.-т. могут служить: принципы солидарности и субсидиарности; отношения по принципу «господство–подчинение»; равноправное партнерство; конфликт; дискриминация.
Солидарность. Принцип солидарности – идеал, выработанный человечеством в процессе его социально-экономического развития, – предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов. Принцип солидарности, основанный на личном согласии и ответственности, может несколько утрачивать свое значение при развитии систем зашиты от возможных экономических, социальных и общественных рисков, предоставляемых государством.
Патернализм. Довлеющая роль государства в О. с.-т. или практически полная их регламентация формируют тип отношений, называемых государственным патернализмом. Патернализм может сформироваться и на уровне предприятия (организации) на основе использования жесткой регламентации О. с.-т. Этот тип О. с.-т. может оказаться высокоэффективным в определенных исторических и социокультурных условиях. Примером является опыт внутрифирменных О. с.-т. на предприятиях Японии. Вместе с тем известны и качественно другие следствия этого типа О. с.-т.: пассивность в трудовом поведении, минимизация уровня притязаний к качеству жизни в целом и качеству трудовой жизни в частности.
Субсидиарность. Принцип субсидиарности направлен на сохранение неослабевающего стремления человека к самоответственности и самореализации и призван предотвращать перенесение ответственности на общество. Очевидно, в О. с.-т. любого общества чувство собственного достоинства, вера в себя и чувство личной ответственности граждан должны стимулироваться и должна обеспечиваться возможность их реализации.
Партнерство. В развитых странах с социальной ориентацией рыночных отношений преобладающим типом О. с.-т. является социальное партнерство. Процесс формирования социального партнерства был здесь последовательным переходом от социальных отношений типа «конфликтного соперничества» к типу «конфликтного сотрудничества» и сопровождался расширением масштабов деятельности профсоюзов и союзов до международного уровня.
Конфликт. Конфликт (конфликтная ситуация) как тип О. с.-т. – предельный случай обострения противоречий в трудовых отношениях.
Дискриминация. Это произвольное, необоснованное ограничение, ущемление прав и возможностей кого-либо. Дискриминация как тип О. с.-т. представляет собой произвольное ограничение прав субъектов этих отношений, преграждающее доступ им к равным возможностям на рынке труда. Выделяют дискриминации по полу, национальности, расе, возрасту и др. Основные факторы формирования и развития О. с.-т. – социальная политика (политика в области труда, в области доходов населения, занятости, миграционной и социальной сферы); процессы глобализации экономики; развития труда и производства; качество и уровень жизни населения.
Лит.: Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Б. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. – М., 1996; Соколова Г. Н. Социология труда. – Минск, 2001. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
342.19 кб

Социальные отношения в трудовом коллективе

Романчук А. А.
В статье рассмотрены некоторые аспекты социальных отношений в трудовом коллективе и даны результаты исследования, имевшего целью изучение предрасположенности работников к конфликтному поведению, социально-психологического климата
Читать PDF
197.59 кб

Толерантность в социально-трудовых отношениях

Побежко Ольга Николаевна
В связи со старением населения возникает необходимость продления пенсионного возраста и вовлечения пожилых людей в социально-трудовые отношения.
Читать PDF
222.40 кб

ИНФОРСМЕНТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ануфриева Ирина Юрьевна
Статья посвящена защите трудовых прав работников организаций. Рассмотрены сущность трудового конфликта, трудового спора, их взаимосвязь и причины возникновения.
Читать PDF
197.69 кб

Патернализм как элемент социально-трудовых отношений

Геташвили Мария Андреевна
Рассматриваются особенности влияния социально-трудовых отношений на уровень патернализма субъектов трудовой деятельности в трансформационном российском обществе.
Читать PDF
1,004.53 кб

Социально-трудовые отношения и кадровая политика вузов

Симонин Павел Владимирович
Статья посвящена проблеме социально-трудовых отношений в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется состоянию и перспективам развития СТО и роли государственной кадровой политики и деятельности профсоюзов.
Читать PDF
308.34 кб

Важное звено социально-трудовых отношений: конвергенция

П. В. Савченко, М. Н. Федорова
Статья посвящена трансформации системы социально-трудовых отношений в России. Раскрывается ее связь с общим процессом трансформации социально-экономической Системы в целом.
Читать PDF
135.65 кб

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА

Низова Л.М., Санникова Т.В.
В статье раскрываются теоретические, методологические и практические вопросы социально-трудовых отношений.
Читать PDF
343.70 кб

Воспроизводство рисков в сфере социально-трудовых отношений

Гончарова Наталья Петровна, Ноянзина Оксана Евгеньевна
Статья посвящена анализу воспроизводства рисков в сфере социально-трудовых отношений.
Читать PDF
226.46 кб

Оценка роли профсоюзов в системе социально-трудовых отношений

Бурова Ольга Аркадьевна
Рассматривается реальное положение и продуктивность деятельности профсоюзных организаций как по объективным показателям (профсоюзное членство, заключение коллективных договоров), так и по субъективным показателям (оценка роли проф
Читать PDF
331.08 кб

Проблемы социально-трудовых отношений и социальное партнерство

Абакумова Надежда Николаевна
В статье рассматриваются проблемы социально-трудовых отношений в современной России. Преобразование социально-трудовых отношений происходит в России почти 27 лет.
Читать PDF
164.47 кб

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Чилипенок Юлия Юрьевна
В статье рассмотрены основы применения категории «социальное взаимодействие» к изучению социально-трудовых отношений.
Читать PDF
70.67 кб

Духовно-нравственные основы социально-трудовых отношений в России

Лукаш Александр Викторович
В статье на основе работ отечественной философской мысли представлена попытка установить глубокую, диалектическую взаимосвязь между духовно-нравственными принципами жизни народа и существующей в государстве организацией социально-
Читать PDF
279.15 кб

Человек в цифровом обществе: динамика социально-трудовых отношений

Садовая Е.С.
В статье предпринята попытка рассмотрения процесса трансформации современного общества в единстве технологической, экономической и социальной составляющих, его влияния на каждого отдельного человека.
Читать PDF
245.57 кб

Эффективное управление конфликтами в социально-трудовых отношениях

Калмыкова О. Ю., Соловова Н. В.
В статье рассматриваются вопросы предупреждения и управления конфликтами в организации в период реструктуризации. Исследуется стресс-синдром сотрудников как последствие рабочего стресса.
Читать PDF
146.05 кб

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Бойко Юрий Павлович
От развития социально-трудовых отношений зависит уровень удовлетворенности их участников и уровень экономического исоциального развития общества.

Похожие термины: