это комплекс отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.
Социально-трудовые отношения
Социально-трудовые отношения
Источник: Экономика и социология труда
Социально-трудовые отношения
отношения между двумя основными социальными общностями: предпринимателями, работодателями, с одной стороны, и наемными работниками - с другой, возникающие и формирующиеся на рынке труда, в сфере трудовой деятельности. Предметом С.-т.о. являются: решение вопросов занятости населения, уровень безработицы, размеры оплаты труда, условия труда, степень социальной защищенности работников, а также вопросы развития производства, степень конкурентоспособности предприятий, их прибыльность.
Регулирование С.-т.о. в условиях развития социальной рыночной экономики является важнейшей социальной проблемой в любом и особенно в социальном современном развитом государстве. Для профессиональных союзов основным принципом регулирования С.-т.о., принципом взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с объединениями работодателей в этом процессе является социальное партнерство (см.).
Регулирование С.-т.о. в условиях развития социальной рыночной экономики является важнейшей социальной проблемой в любом и особенно в социальном современном развитом государстве. Для профессиональных союзов основным принципом регулирования С.-т.о., принципом взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с объединениями работодателей в этом процессе является социальное партнерство (см.).
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ
объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. О. с.-т. как система имеют две формы существования: фактические социально-трудовые отношения, функционирующие на объективном и субъективном уровнях; социально-трудовые правоотношения, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный, нормотворческий уровень. В системе О. с.-т. выделяются следующие структурные составляющие: субъекты и уровни социально-трудовых отношений; предметы социально-трудовых отношений и их структура; принципы и типы социально-трудовых отношений. Субъектами О. с.-т. могут быть индивид, группа индивидов, объединенных каким-либо системообразующим признаком. В связи с этим О. с.-т. могут быть индивидуальными, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник, а также групповыми или коллективными, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. Логика становления новых типов О. с.-т. предполагает первоначально формирование новых субъектов этих отношений, а затем формирование самих отношений. Так, в западных странах формировалось социально-трудовое самосознание, определялись роли, функции, выявлялись возможности следующих субъектов социально-трудовых отношений: наемный работник, предприниматель (работодатель) и государство. Наемный работник – гражданин, заключивший трудовой договор (письменный или устный) с работодателем (руководителем предприятия или отдельным лицом). Вместе с тем понятие «наемный работник» является предельно обобщенным.
В реальности в качестве наемного работника как субъекта О. с.-т. могут выступать и индивиды и группы работников, различающиеся по своему положению в социально-профессиональной структуре, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам. Работодатель как субъект О. с.-т. согласно международной классификации статуса в занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель обычно является собственником средств производства, однако в хозяйственной практике постсоветских государств работодателем считается также и руководитель в государственном секторе экономики, нанимающий работников по договору, например, директор государственного предприятия, хотя он сам является наемным работником государства и не владеет средствами производства. Роль государства в О. с.-т. чаще всего связывается с выполнением функций законодателя, защитника прав, регулировщика, миротворца. Мера реализации каждой из этих функций, характер их сочетания в конкретный момент времени определяются историческими, экономическими и политическими и социокультурными условиями развития государства. Но в любом случае государство как субъект О. с.-т. должно быть заинтересовано в эффективной самоидентификации и наемных работников и работодателей, ибо только социально активные наемный работник и работодатель могут быть равноправными партнерами, достигать социального согласия.
В качестве предмета О. с.-т. между наемными работниками и работодателем может выступать кадровая политика в целом или отдельные ее элементы: аттестация кадров; контроль и анализ трудовой деятельности; оценка эффективности труда; организация труда; нормирование труда; трудовые конфликты и их развитие; трудовая мотивация. Вce многообразие социально-экономических явлений, выступающих в качестве предмета О. с.-т., разделяется на три относительно самостоятельных предметных блока: социально-трудовые отношения занятости; социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда; социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд. О. с.-т. в зависимости от способа их регулирования, методов разрешения проблем классифицируют по типам. Тип О. с.-т. определяется их характером, а именно тем, каким конкретно образом принимаются решения в социально-трудовой сфере. Основой О. с.-т. могут служить: принципы солидарности и субсидиарности; отношения по принципу «господство–подчинение»; равноправное партнерство; конфликт; дискриминация.
Солидарность. Принцип солидарности – идеал, выработанный человечеством в процессе его социально-экономического развития, – предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов. Принцип солидарности, основанный на личном согласии и ответственности, может несколько утрачивать свое значение при развитии систем зашиты от возможных экономических, социальных и общественных рисков, предоставляемых государством.
Патернализм. Довлеющая роль государства в О. с.-т. или практически полная их регламентация формируют тип отношений, называемых государственным патернализмом. Патернализм может сформироваться и на уровне предприятия (организации) на основе использования жесткой регламентации О. с.-т. Этот тип О. с.-т. может оказаться высокоэффективным в определенных исторических и социокультурных условиях. Примером является опыт внутрифирменных О. с.-т. на предприятиях Японии. Вместе с тем известны и качественно другие следствия этого типа О. с.-т.: пассивность в трудовом поведении, минимизация уровня притязаний к качеству жизни в целом и качеству трудовой жизни в частности.
Субсидиарность. Принцип субсидиарности направлен на сохранение неослабевающего стремления человека к самоответственности и самореализации и призван предотвращать перенесение ответственности на общество. Очевидно, в О. с.-т. любого общества чувство собственного достоинства, вера в себя и чувство личной ответственности граждан должны стимулироваться и должна обеспечиваться возможность их реализации.
Партнерство. В развитых странах с социальной ориентацией рыночных отношений преобладающим типом О. с.-т. является социальное партнерство. Процесс формирования социального партнерства был здесь последовательным переходом от социальных отношений типа «конфликтного соперничества» к типу «конфликтного сотрудничества» и сопровождался расширением масштабов деятельности профсоюзов и союзов до международного уровня.
Конфликт. Конфликт (конфликтная ситуация) как тип О. с.-т. – предельный случай обострения противоречий в трудовых отношениях.
Дискриминация. Это произвольное, необоснованное ограничение, ущемление прав и возможностей кого-либо. Дискриминация как тип О. с.-т. представляет собой произвольное ограничение прав субъектов этих отношений, преграждающее доступ им к равным возможностям на рынке труда. Выделяют дискриминации по полу, национальности, расе, возрасту и др. Основные факторы формирования и развития О. с.-т. – социальная политика (политика в области труда, в области доходов населения, занятости, миграционной и социальной сферы); процессы глобализации экономики; развития труда и производства; качество и уровень жизни населения.
Лит.: Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Б. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. – М., 1996; Соколова Г. Н. Социология труда. – Минск, 2001. Г. Н. Соколова
В реальности в качестве наемного работника как субъекта О. с.-т. могут выступать и индивиды и группы работников, различающиеся по своему положению в социально-профессиональной структуре, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам. Работодатель как субъект О. с.-т. согласно международной классификации статуса в занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель обычно является собственником средств производства, однако в хозяйственной практике постсоветских государств работодателем считается также и руководитель в государственном секторе экономики, нанимающий работников по договору, например, директор государственного предприятия, хотя он сам является наемным работником государства и не владеет средствами производства. Роль государства в О. с.-т. чаще всего связывается с выполнением функций законодателя, защитника прав, регулировщика, миротворца. Мера реализации каждой из этих функций, характер их сочетания в конкретный момент времени определяются историческими, экономическими и политическими и социокультурными условиями развития государства. Но в любом случае государство как субъект О. с.-т. должно быть заинтересовано в эффективной самоидентификации и наемных работников и работодателей, ибо только социально активные наемный работник и работодатель могут быть равноправными партнерами, достигать социального согласия.
В качестве предмета О. с.-т. между наемными работниками и работодателем может выступать кадровая политика в целом или отдельные ее элементы: аттестация кадров; контроль и анализ трудовой деятельности; оценка эффективности труда; организация труда; нормирование труда; трудовые конфликты и их развитие; трудовая мотивация. Вce многообразие социально-экономических явлений, выступающих в качестве предмета О. с.-т., разделяется на три относительно самостоятельных предметных блока: социально-трудовые отношения занятости; социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда; социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд. О. с.-т. в зависимости от способа их регулирования, методов разрешения проблем классифицируют по типам. Тип О. с.-т. определяется их характером, а именно тем, каким конкретно образом принимаются решения в социально-трудовой сфере. Основой О. с.-т. могут служить: принципы солидарности и субсидиарности; отношения по принципу «господство–подчинение»; равноправное партнерство; конфликт; дискриминация.
Солидарность. Принцип солидарности – идеал, выработанный человечеством в процессе его социально-экономического развития, – предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов. Принцип солидарности, основанный на личном согласии и ответственности, может несколько утрачивать свое значение при развитии систем зашиты от возможных экономических, социальных и общественных рисков, предоставляемых государством.
Патернализм. Довлеющая роль государства в О. с.-т. или практически полная их регламентация формируют тип отношений, называемых государственным патернализмом. Патернализм может сформироваться и на уровне предприятия (организации) на основе использования жесткой регламентации О. с.-т. Этот тип О. с.-т. может оказаться высокоэффективным в определенных исторических и социокультурных условиях. Примером является опыт внутрифирменных О. с.-т. на предприятиях Японии. Вместе с тем известны и качественно другие следствия этого типа О. с.-т.: пассивность в трудовом поведении, минимизация уровня притязаний к качеству жизни в целом и качеству трудовой жизни в частности.
Субсидиарность. Принцип субсидиарности направлен на сохранение неослабевающего стремления человека к самоответственности и самореализации и призван предотвращать перенесение ответственности на общество. Очевидно, в О. с.-т. любого общества чувство собственного достоинства, вера в себя и чувство личной ответственности граждан должны стимулироваться и должна обеспечиваться возможность их реализации.
Партнерство. В развитых странах с социальной ориентацией рыночных отношений преобладающим типом О. с.-т. является социальное партнерство. Процесс формирования социального партнерства был здесь последовательным переходом от социальных отношений типа «конфликтного соперничества» к типу «конфликтного сотрудничества» и сопровождался расширением масштабов деятельности профсоюзов и союзов до международного уровня.
Конфликт. Конфликт (конфликтная ситуация) как тип О. с.-т. – предельный случай обострения противоречий в трудовых отношениях.
Дискриминация. Это произвольное, необоснованное ограничение, ущемление прав и возможностей кого-либо. Дискриминация как тип О. с.-т. представляет собой произвольное ограничение прав субъектов этих отношений, преграждающее доступ им к равным возможностям на рынке труда. Выделяют дискриминации по полу, национальности, расе, возрасту и др. Основные факторы формирования и развития О. с.-т. – социальная политика (политика в области труда, в области доходов населения, занятости, миграционной и социальной сферы); процессы глобализации экономики; развития труда и производства; качество и уровень жизни населения.
Лит.: Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Б. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. – М., 1996; Соколова Г. Н. Социология труда. – Минск, 2001. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.