СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Действие социальное
целенаправленное поведение, обладающее социальным значением и ориентированное на другого.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Социальное действие
это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представи-телем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированное на другого человека.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Действие социальное
совершаемое индивидом и/или группой осмысленное, мотивированное действие, соотносящееся с действиями других людей или ориентированное на них и направленное на достижение ясно осознаваемых целей.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Действие социальное
действие, которое, во-первых, является осмысленным, т.е. направлено на достижения ясно осознаваемых целей, и, во-вторых, соотносится с действиями других людей и ориентируется на них (см. поведение социальное).

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
осознанное действие человека, обычно вызванное его потребностями, которое связано с действиями другого человека или других людей, сориентировано на их поведение, воздействует на них и, в свою очередь, испытывает влияние поведения других.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
Локализованный в пространстве и времени конкретный акт деятельности общественного субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно его потребностям и целям, реализуемый посредством изменения поведения, установок, стремления других индивидов или общностей.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Действие социальное
действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
выражение какого-либо вида или ряда видов социального поведения. Д.с. связано с персоной деятеля, с определенной целью или предположением будущего построения дел, с текущей ситуацией, состоящей из условий и средств, с конкретной совокупностью норм, определяющих организацию действия и выбор средств.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социальное действие
социологическая конкретизация представления о деятельности; это действие субъекта, имеющее общественное значение, его смысл соотносится со смыслами и действиями других людей. Социальное действие может быть естественным (свободным) и искусственным, выполняемым под воздействием внешней организованной силы.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Действие социальное
совокупность социально значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намеревается воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или групп [9.– С.578]. –простейший акт социальной деятельности, направленный на достижение определенной цели. Одно и то же действие может входить в состав разных деятельностей [21.– С.464].

Источник: Социология. Словарь.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
англ. action, social; нем. Handeln, soziales. Форма или способ разрешения соц. проблем и противоречий, в основе к-рых лежит столкновение интересов и потребностей основных соц. сил данного общества. 2. По М. Веберу - человеческое поведение, к-рое по своему смыслу, подразумеваемому действующим индивидом или группой, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании. Д. с. предполагает два необходимых признака: субъективную мотивацию индивида или группы и ориентацию на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

действие социальное
social action. - 1. Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества. 2. По М. Веберу (Max Weber, 1962), немецкому социологу, человеческое поведение, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим индивидом или группой, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании. Вебер выделяет четыре типа социального действия: действие целерациональное (goal-instrumental action / instrumental action) — когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей; действие ценностно-рациональное (value-oriented-rational action) — определяется осознанной верой в этическую, эстетическую, религиозную или иначе понимаемую безусловную ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности; действие аффективное (affectional action / emotional action) — определяется непосредственно чувством, эмоциями; действие традиционное (traditional action) — побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
1) простейший элемент любого вида соц. деятельности людей, связанных между собой соц. отношениями (1); 2) способ разрешения соц. проблем и противоречий, в основе к-рых лежит столкновение интересов и потребностей основных соц. сил данного об-ва (2); 3) человеческое поведение, к-рое по своему смыслу, подразумеваемому действующим индивидом или группой, отнесено к поведению др. и этим ориентировано в своем протекании (Вебер). Д.с. предполагает два необходимых признака: субъективную мотивацию индивида или группы и ориентацию на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение др. Всякому соц. действию предшествуют соц. контакты, однако в отличие от них соц. действие — достаточно сложное явл. (4). Д.с. включает: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) др. действующее лицо, на к-рое направлено действие; 6) рез-т действия. Перечень элементов, составляющих отдельное соц. действие, не будет полным, если не уделить внимания внешнему окружению действующего лица или ситуации (3).
Лит.: 1) Действие социальное // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998; 2) Краткий словарь по социологии. М., 1988; 3) Фролов С.С. Социология. М.,1999; 4) Социология / Под. рвд. В.И. Курбатова — Ростов н/Д., 1998; 5) Смелзвр Н. Социология. М., 1994. М.Б.Марннов

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Социальное действие
действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков: нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм); волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды); наличие знаковых механизмов регуляции. Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы: субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение-это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие-это только некоторые виды поведения. Социальные действия-это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели-изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М.Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого.
Известная веберовская классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности, характерной для его различных типов: целерациональное действие - это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмыcленными средствами, обеспечивающими ее достижение; у Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной "модели" человеческого действия; ценностнорациональное действие – это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное, не требующее сравнения различных средств его достижения; чем больше абсолютизируется ценность, на которую ориентируется действие, тем значительнее иррациональный компонент; традиционное действие – это действие ,основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, действие, почти не требующее осмысленного целеполагания и потому рассматриваемое Вебером в качестве "пограничного случая" социального действия вместе с четвертым типом социального действия – аффективным действием. Это действие, определяющей характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т.п. Оно фиксирует меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестает быть социальным. Вебер выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальное же действие может представлять собой смесь двух или более типов.
Вебер определял социологию как науку, которая пытается интерпретировать смысл действия ( отсюда название – "понимающая" социология) и объяснить социальную действительность как производное от индивидуальной осмысленной деятельности. Однако в социологии существует и другое понимание социальной деятельности – как производной от социальной структуры. В рамках этой традиции существует тенденция превращать социальное действие и взаимодействие в понятия производные, остаточные, менее важные, чем социальная система в целом. Вопрос об отношении индивидуального деятеля к социальной системе - одна из основных проблем социологии.

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

Действие социальное
 1) действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него; 
2) простейшая единица социальной деятельности; понятие, введенное в научный оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей (как отдельные лица знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей). Социальным, по Веберу, действие становится лишь при двух условиях: 
а) если это сознательное действие, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и б) если оно ориентировано на поведение других людей. Главное здесь сознательная ориентация действующего индивида на реакцию других людей, на взаимодействие с которыми он рассчитывает; такую ориентацию Вебер определяет с помощью понятия «ожидание». Действие, не содержащее такого ожидания хотя бы в минимальной степени и не предполагающее определенной меры осознанности этого ожидания, не является действием социальным. Акцентируя элемент осознанности социального действия действующим индивидом, Вебер отказывается отнести к социальному действию, во-первых, единообразное поведение многих людей, коль скоро оно не является результатом сознательной их ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях; во-вторых, действие индивида, коль скоро оно не есть результат его сознательного волеизъявления, но совершено под влиянием импульсов, не прошедших через сознание и не осмысленных (речь идет прежде всего о действиях, совершаемых в толпе в результате неосознанного «подражания» или «заражения» общим настроением. Они, по Веберу, предмет уже не социологии, а психологии). В том случае, когда действие хотя и соотнесено с действиями других людей, но «в обход» человеческого сознания, человек не может рассматриваться в качестве его субъекта в точном смысле слова, целиком и полностью отвечающего за свои поступки, ход мысли, обнаруживающий юридические истоки веберовского понимания социального действия. Вебер признает, что далеко не всегда можно провести четкую границу между осознанной и неосознанной ориентациями индивида как на поведение других, так и на смысл собственного действия. Эта четкость достижима лишь в рамках чисто теоретической конструкции, каковой и является понятие «социальное действие» в качестве идеального типа, чистой модели целенаправленного действия индивида, сознательно ориентированного на возможную реакцию на него других людей. Поскольку основной характеристикой социального действия как ориентированного на поведение «другого» или «других» является именно сознательность, рациональная осмысленность этой ориентации, постольку и классификация типов социального действия, предложенная Вебером, основана на учете меры и степени этой сознательности и рациональности, обнаруживаемых в рамках каждого данного типа социального действия (или шире социального поведения): целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие. Каждый из этих типов действия, взятый в отдельности, не рассматривается Вебером как социальное действие, коль скоро в нем нет еще осознанной ориентации на ожидание «другого» или «других» участников социального взаимодействия.
Дальнейшее развитие веберовская концепция получила у Т. Парсонса, включившего ее в свою общую теорию социального поведения человека. В качестве центрального понятия теории социального поведения социальное действие выдвигается также в социологических концепциях Ф. Знанецкого, Р. Макайвера, Г. Беккера.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
простейшая единица социальной деятельности; понятие, введенное в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида, направленного на разрешение жизненных проблем и противоречий и сознательно ориентированного на ответное поведение людей. Согласно Веберу, осн. признаком социальности Д. явл. субъективное осмысление индивидом возможных вариантов поведения людей, вступающих с ним во взаимодействие. Сознательную ориентацию субъекта Д. на ответную реакцию на его поведение со стороны др. участников взаимодействия Вебер определял с помощью понятия «ожидание». Д., не содержащее такого «ожидания», а также импульсивное Д., по Веберу, не явл. Д. с. (Д., совершаемое человеком в толпе в рез-те неосознанного «подражания» или «заражения» общим настроением, явл., по его мн., предметом изучения не социологии, а психологии). При этом Вебер признавал, что провести четкую границу между осознанной и неосознанной ориентацией индивида на поведение людей можно лишь теоретически, рассматривая понятие Д. с. в кач-ве идеального типа, модели целенаправленного Д. индивида, предполагающего возможную реакцию окружающих. Согласно своей теории, Вебер выделял следующие типы
Д. с: целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие, классификация к-рых основана на учете меры и степени рациональности в Д. Акцент на сознательности Д. с. позволял Веберу определять Д. индивида в кач-ве причины Д. др. людей. Это отличало его подход от позиций Лебона и Тарда, а также от концепций социол. ориентации, рассматривающих человека как следствие социальных процессов, но не как их причину (Конт, Спенсер, Дюркгейм, др. сторонники социол. реализма). Дальнейшее развитие веберовская концепция Д. с. получила у Парсонса, к-рый включил ее в общую теорию социального поведения человека. Он считал Д. с. элементом «системы человеческого действия», в к-рой понятие «действие» сближается с понятием «поведение». «Сознательность» Д. рассматривалась Парсонсом как следствие опред. работы механизма человеческого сознания, ставящего сознательное в зависимость от «бессознательного» [1].
Ориентация индивида на Д. др. людей была поставлена в зависимость от механизмов «институционализации» ценностей и «образцов» культуры, превращающихся в принудительные «нормы» поведения. «Общая система человеческого действия», включающая «социальную систему», «систему личности» и «систему культуры», предстала как «система детерминаций», превращающих субъект Д. с. из активной причины опред. социальных процессов в пассивное следствие механизмов (социальных, социокультурных, глубинно-психологических), обусловливающих человеческое поведение. В тех случаях, когда Парсонс переходил от «системного» (структурно-функционального) объяснения Д. с. к его «понимающему» истолкования, он вступал в противоречие с общим методологическим принципом своего теоретического построения, в рамках к-рого он «интегрировал» понятие «Д. с».
Понятие «Д. с.» играет основополагающую роль в социол. концепции франц. социолога Турена, трактующего его как Д., совершаемое при создании материальных и нематериальных ценностей в процессе коллективного труда. Для обозначения субъекта Д. Турен вводит понятие «исторический субъект», понимаемое как «структура социальных отношений труда» [3, 95]. «Идея исторического субъекта... связана с трудом, а не с концепцией человека, еще меньше с психологическим понятием» [там же]. Турен видит в Д. с. не только отклик на опред. ситуацию, он подчеркивает смыслообразующий и новаторский характер Д. с, благодаря к-рому создаются новые социальные связи, ин-ты и т. п. Согласно Турену, отчуждение, конфликт классов, бюрократические отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, явл. Д. с. Дальнейшее развитие понятие «Д. с.» получило в социол. концепциях Знанецкого, Р. Макайвера, Беккера, Хабермаса. Ю. Н. Давыдов, В. Н. Фомина

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Действие социальное
способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см.: Маркс К" Энгельс Ф.// Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 410); акция (акт, поступок и т. п.), предпринимаемая социальным субъектом с целью обеспечения или предотвращения в наличной социальной ситуации определенных изменений, а также для удовлетворения своих потребностей, реализации интересов, целей. Для социологического анализа первостепенное значение имеют те Д. с., которые тем или иным образом затрагивают интересы масс, вовлекают в орбиту своего влияния большие социальные группы. Значение Д. с. усиливается по мере того, как возрастает количество людей, делом которых оно является. Массовое Д. с. подготавливается общественными движениями, руководствующимися определенными программами и идеологией. Развитые общественные движения создают свои организации-партии, ассоциации, политические союзы и т. п. Д. с. различаются в зависимости от разрешаемых проблем (экономические, социальные, политические и др.); от субъекта-деятеля (массовые-класс, народ, групповые-коллектив, группа, индивидуальные личность, индивид); от способов осуществления (реформа или революция); от мотивации, организованности глубоко мотивированные, сознательно спланированные и стихийные, спонтанные; повторяемости одноразовые и многократно повторяющиеся и т. д. Д. с. характеризуется направленностью, определенной результативностью (следствиями и последствиями), процессуальностью (механизмом реализации), продолжительностью во времени и пространстве (длительностью, масштабностью), социальной мощью (значимостью), соотносимой с величиной затрачиваемой социальной энергии субъекта. Основные проблемы Д. с. в марксистско-ленинской социологии состоят в определении соотношения стихийного и сознательного элементов в его структуре, а также намерений и последствий деятельности общественных сил, на основании чего устанавливается глубина переворота или изменения и историческое значение Д. с. Д. с. личностей то есть поступки, имеющие общественное значение,рассматриваются в рамках психологии личности (мотивация поступков, намерений, отношение к «Я» как источнику и субъекту действия, соотношение смысла и значения действия, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в его мотивации), в социальной психологии (восприятие Д. с. со стороны ближайшего окружения и роль этого восприятия в мотивации Д. с., осознание личностью принадлежности к определенной группе как фактор мотивации Д. с., роль референтной группы в Д. с., механизмы группового контроля Д. с. личностей), в этике (нравственная оценка и самооценка поступка, проблема выбора Д. с. и ответственности индивида за него перед обществом, социальной группой и самим собой). Целый ряд видных представителей западной социологии (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс) рассматривает Д. с. как центральное понятие в структуре социологической теории, видит в нем исходный пункт всей системы общественных отношений и средство интеграции различных областей социального знания. Т. Парсонс, в частности, называет свою социологическую теорию теорией социального действия. Представители этого направления западной социологии решающее внимание уделяют расчленению Д. с. на субъекта действия, ситуацию действия и ориентации субъекта. Главным признаком социальности, с их точки зрения, являются не объективные последствия Д. с., а наличие субъективного смысла действия для субъекта. Основными видами ориентации субъекта, по мнению названных выше социологов, выступают мотивационная и ценностная ориентации, причем каждая из них содержит в свою очередь познавательный (когнитивный), эмоциональный и оценивающий аспекты. Однако детальная разработка психологических аспектов Д. с. при забвении других его сторон приводит в конечном счете к психологизации как самой социологии, так и всей системы социального знания.

Источник: Социологический справочник

Действие социальное
важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М. Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого. Известная веберовская классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности, характерной для его различных типов: целерациональ-ное действие — это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим Субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение; у Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной «модели» человеческого действия; ценностнорациональное действие — это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное, не требующее сравнения различных средств его достижения; чем больше абсолютизируется ценность, на которую ориентируется действие, тем значительнее иррациональный компонент; традиционное действие — это действие, основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, действие, почти не требующее осмысленного целеполагания и потому рассматриваемое Вебером в качестве «пограничного случая» социального действия вместе с четвертым типом социального действия — аффективным действием. Это действие, определяющей характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т. п. Оно фиксирует меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестает быть социальным. Вебер выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальное же действие может представлять собой смесь двух или более типов. Вебер определял социологию как науку, которая пытается интерпретировать смысл действия (отсюда название — «понимающая социология») и объяснить социальную действительность как производное от индивидуальной осмысленной деятельности. Однако в социологии существует и другое понимание социальной деятельности — как производной от социальной структуры. В рамках этой традиции существует тенденция превращать социальное действие и взаимодействие в понятия производные, остаточные, менее важные, чем социальная система в целом. Вопрос об отношении индивидуального деятеля к социальной системе — одна из основных проблем социологии. Детерминизм технологический — методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Считается, что техника развивается по своим, не зависящим от человека законам (подобно лрироде) и определяет развитие социальной и культурной жизни, т. е. социальное признается производным от техники. В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм — вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм — недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм — это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. Он господствовал с XIX до второй половины XX в. и привел человечество к ситуации глобального технологического риска. На основе техницизма возникла идея технократии — особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков — техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в конце XX в., исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для человека опасность. Человеку остается позиция либо радикальной враждебности к технике, либо подчинения ей и стоического терпения.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
простейшая единица соц. деятельности; понятие, введенное в научн. оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение др. людей, причем, под "другими" понимаются как отдельные лица - знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей. Социальным, по Веберу, действие становится лишь при двух условиях: 1) если это сознательное действие, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) если оно ориентировано на поведение др. людей. Главное здесь - сознательная ориентация действующего индивида на реакцию др. людей, на взаимодействие с к-рыми он рассчитывает; такую ориентацию Вебер определяет с помощью понятия "ожидание". Действие, не содержащее такого ожидания хотя бы в минимальной степени и не предполагающее определенной меры осознанности этого ожидания, не является Д.с. Акцентируя элемент осознанности Д.с. действующим индивидом, Вебер отказывается отнести к Д.с, во-первых, единообразное поведение многих людей, коль скоро оно не является рез-том сознательной их ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях; во-вторых, действие индивида, коль скоро оно не есть рез-т его сознательного волеизъявления, но совершено под влиянием импульсов, не прошедших через сознание и не осмысленных (речь идет прежде всего о действиях, совершаемых в толпе в рез-те неосознанного "подражания" или "заражения" общим настроением; они, по Веберу, предмет уже не социологии, а психологии). В том случае, когда действие хотя и соотнесено с действиями др. людей, но "в обход" человеческого сознания, человек не может рассматриваться в качестве его субъекта в точном смысле слова, целиком и полностью отвечающего за свои поступки, - ход мысли, обнаруживающий юри-дич. истоки веберовского понимания Д.с. Вебер признает, что далеко не веет но провести четкую границу между ос и неосознанной ориентациями индивида как н" поведение других, так и на смысл собствен-действия. Эта четкость достижима лишь в г, ках чисто теоретич. конструкции, каковой и является понятие Д.с. в качестве типа идеалъногс (см.), чистой модели целенаправленного действия индивида, сознательно ориентированного на возможную реакцию на него др. людей. Поскольку основной характеристикой Д.с. как ориентированного на поведение "другого" ("других") является именно сознательность, рациональная осмысленность этой ориентации, постольку и классификация типов Д.с, предложенная Вебером, основана на учете меры и степени этой сознательности и рациональности, обнаруживаемых в рамках каждого данного типа Д.с. (или шире соц. поведения): целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие. Каждый из этих типов действия, взятый в отдельности, не рассматривается Вебером как Д.с, коль скоро в нем нет еще осознанной ориентации на ожидание "другого" ("других") участников соц. взаимодействия. Акцент на сознательности, рациональной осмысленности Д.с. позволяет Веберу ограничить свою "понимающую социологию", ориентированную на рациональное постижение осознанного человеческого действия как причины соответствующего действия (действий, деятельности вообще) "другого" или "других", с одной стороны, от "массовой психологии" Г.Лебона и "социологии подражания" Г. Тарда, а с др. - от тех со-циологич. ориентации, к-рые усматривают специфику социологии в том, что она рассматривает соц. реальность как складывающуюся "за спиной" индивидуального человеческого сознания, так что человек с его целями и устремлениями рассматривается лишь как следствие соц. процессов, но не как их причина (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др. сторонники - реализма социологического (см.)). Веберовская концепция Д.с. свое дальнейшее развитие, сопровождавшееся все более глубоким и решительным преобразованием ее отправных понятий, получила у Т. Парсонса, включившего ее в свою общую теорию соц. поведения человека. Не приняв вполне сознательных ограничений, при условии к-рых Вебер только и мог истолковать Д.с. как действие самостоятельного и свободного, сознательного и отвечающего за свои поступки индивида, Парсонс вводит в толкование понятия Д.с. два момента, детерминирующих его, заставляющих понять Д.с. в качестве элемента более широкой и всеобъемлющей системы - системы человеческого действия вообще. При этом понимание действия все больше сближалось с пониманием поведения. Поскольку речь шла о сознательном человеческом действии, постольку сама его "сознательность" рассматривалась как следствие определенной работы механизма человеческого сознания, ставящего сознательное в зависимость от "бессознательного". Поскольку же речь шла о человеческом действии, сознательно ориентированном на поведение (и ожидание) "другого", "других", постольку эта ориентация также была истолкована в аспекте не причины, а следствия: она была поставлена в зависимость от действующих как бы "за спиной" индивидов механизмов "институционализации" ценностей и "образцов" культуры, превращающих их в принудительно действующие "нормы" человеческого поведения, обязательные "требования", предъявляемые к нему. "Общая система человеческого действия", включающая наряду с "соц. системой" также "систему личности" и "систему культуры", предстала, т.обр., как система детерминаций, вновь превращавших субъектов Д.с. из причины определенных соц. процессов в следствие, причем не только соц., но и социокультурных, глубинно-психологич. (совершающихся в бессознательных "недрах" личности) и т. д. механизмов, обусловливающих человеческое поведение. В качестве центрального понятия теории соц. поведения Д.с. выдвигается также в социологич. концепциях Ф. Знанецкого, Р. Макайвера, Г. Беккера. Лит.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Ю.Н. Давыдов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия