СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Настроение социальное
эмоциональное отношение групп людей, индивидов к чему-либо (кому-либо) в данный период времени; определенное состояние их чувств, восприятие ими событий в тот или иной период времени.

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ
понятие социальной психологии и социологии при обозначении преобладающего состояния чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени.
Субъектом С.Н. может выступать как индивид , так и определенная социальная группа и общество в целом.
С.Н. по-разному интерпретируется различными дисциплинами: 1) социальной психологией - как массовидное психическое явление; 2) социологией - как феномен общественного сознания. Принципиальное отличие первого подхода от другого заключается в том, что некоторые эмоциональные переживания, чувства и состояния социального характера могут не осознаваться субъектом С.Н., однако определять его деятельность и поведение.
Интерпретация С.Н. социологами имеет несколько вариантов: 1) как доминирующий феномен общественного сознания, при котором через призму С.Н. рассматривается все его содержание; 2) как один из феноменов общественного сознания наряду с общественным мнением ; 3) как элемент собственно общественного мнения. Социологический подход к исследованию С.Н. позволяет исследовать данный феномен расчлененно - в зависимости: 1) от предметной направленности: политическое, экономическое С.Н. и т.п.; 2) от преобладающих факторов материальной или духовной составляющей как социальное самочувствие или социальное умонастроение. С.Н. эмпирически проявляется в нескольких вариантах: состояния; отношения, мнения, убеждения; взаимосвязи установок, социальных ожиданий.
В зависимости от социально-психологического и собственно социологического подхода различаются и методики исследования С.Н.: в социальной психологии применяются тесты, направленные на описание состояния, в частности тест САН (самочувствие, активность, настроение), разработанный сотрудниками Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова; в социологии - индексы, построенные на основе оценок и мнений, в частности разработанная Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) методика ИСН - индекс С.Н., который состоит из суммы индексов положения семьи, положения республики, ожидания, настроения, потребительского настроения. По мнению разработчиков данной методики, ИСН обладает большими прогностическими возможностями при исследовании влияния субъективного фактора на развитие общества в целом и на реальное поведение населения. Данная методика применяется в ходе исследования общественного мнения методом опроса.
Д.В. Чумак

Источник: Социология: энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Москва, 1996) - монография Ж.Т. Тощенко и С.В. Харченко, в которой анализируется феномен социального настроения, как целостная форма восприятия людьми их жизни в личном и общественном плане. Речь идет о способе нового понимания и истолкования сущности и значения доминанты общественного сознания, предвосхищающей действительное, реальное поведение людей. Социальное настроение, по мнению авторов, представляет собой такое явление, которое по силе своего воздействия и степени значимости превосходит другие измерения общественного сознания в смысле его готовности действовать во имя достижения (или отвержения) предпочитаемых (или отрицаемых) социальных и личных целей. Роль социального настроения в детерминации индивидуальной и коллективной форм поведения особенно возрастает на этапе общественных трансформаций, когда эмоции зачастую преобладают над разумом и, соответственно, увеличивается вероятность ситуативных, волевых и даже случайных поступков людей.
Авторы поставили перед собой задачу дать социологическую интерпретацию социального настроения. В соответствии с этой задачей первая часть книги посвящена раскрытию сущности и структуры социального настроения, а также его места среди родственных понятий - общественного сознания, массового сознания, общественного мнения и т.д. В ходе данной работы выделены сущностные черты анализируемого феномена. Во-первых, социальное настроение носит результирующий характер, оно вбирает в себя как влияние объективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентаций и установок, который не является их механической суммой, неким условным объединением: это принципиально новое качество общественного сознания, по которому можно говорить о нем с большей долей достоверности и определенности. Во-вторых, социальное настроение более наглядно "отражает" предшествующий опыт, "переваривает" его, сопоставляя прошлое и уже происходящее в общественной и личной жизни, делая выводы и уроки на будущее. В-третьих, социальное настроение - это "неотложное", актуализированное, реальное сознание, которое управляет жизнью человека в данный момент времени. В-четвертых - это тот элемент реально функционирующего сознания, который означает практическую готовность к действию и является непосредственным предшественником и даже компонентом поведения. И, наконец, социальное настроение - это еще и фон, который "окрашивает" жизнь людей, показывает с высокой степенью вероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать возможные усиления позитивных и ослабление негативных аспектов общественного сознания.
Рассуждая о структуре социального настроения, авторы определяют в качестве исходного уровня данного феномена социальное самочувствие. Результирующим показателем этого уровня социального настроения выступает потребность в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственной микросреды. На втором уровне структуры рассматриваются оценка и самооценка социального статуса, социального положения, которые отражают представления людей об их социальных ролях и престижности этих ролей в обществе. Третий структурный элемент социального настроения включает социальные ожидания и социальные притязания, которые проявляют себя в установках, ценностях, убежденности и готовности к действию. Именно на этом уровне проявляются воля, упорство и осознанное стремление к достижению поставленных целей, жизненные ориентации. Завершающим компонентом описываемой структуры выступает социальная позиция, базу которой составляет мировоззрение как система взглядов на мир, оказывающая существенное влияние на деятельность человека. Таким образом, социальное настроение представляет собой многоплановое, многокомпонентное явление, оказывающее важное, а порой решающее воздействие на общественные процессы.
Вторая часть монографии посвящена различным аспектам классификации социального настроения. Используя возможность классификации социального настроения по субъекту (носителю), авторы применяют философский подход, акцентирующий внимание на категориях "единичного", "особенного" и "общего". В соответствии с этим подходом рассматриваются такие субъекты социального настроения, как человек (индивид, личность), социальная группа и общество. Таким образом, социальное настроение анализируется по нескольким направлениям его проявления: 1) как непосредственная реакция индивида на социальную действительность, характеризующая его отношение к социальной практике, условиям жизни и т.д.; 2) как социально-психологическое, эмоционально окрашенное и оценочное состояние группы людей, объединенных едиными социальными целями, интересами и устремлениями; 3) как массовое психосоциальное явление, обладающее способностью "заражать" и объединять людей, подчинять их действия единым целям. При этом подчеркивается, что на переломных этапах истории приоритет принадлежит не столько массовому, сколько групповому, а иногда и индивидуальному социальному настроению, которые в силу своей повышенной активности и динамичности способны задавать тон и социальную окраску всему общественному сознанию.
Социальное настроение не только выражает общую характеристику жизнеощущения, но и обладает предметной направленностью, связанной с тем или иным видом деятельности, причем в конкретном своем воплощении может превалировать над всеми другими формами своего проявления, подчиняя или освещая их своей бесспорной для личности или группы значимостью при решении общественных и повседневных проблем. Авторы расчленяют общество на экономическую, социальную, политическую и духовную сферы, в рамках которых находят свое конкретное воплощение соответствующие формы деятельности и социального настроения. Наряду с рассмотрением предметной направленности социального настроения оно анализируется и как нерасчлененный общий эмоциональный фон (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), а также как четко идентифицированное состояние (скука, печаль тоска, страх, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.). Данные формы социального настроения переживаются по-разному: как влияющие на все без исключения виды и типы поведения людей либо как временное направленное воздействие на решение отдельных социальных проблем.
Подвижность, изменчивость социального настроения проявляется и в его интенсивности: сильная, умеренная, слабая. Она может проявляться бурно, на основе самых глубоких эмоций, со стремлением непременно (а нередко - немедленно) реализовать на практике самую высшую степень убежденности в своей правоте. В другой своей крайности социальное настроение может практически не проявлять себя, полностью или в значительной степени отождествляясь с общественным сознанием, в котором могут отсутствовать доминирующие установки и ориентации, побуждающие к активной деятельности. Анализируя характер социального настроения в российском обществе, авторы, основываясь на результатах ряда социологических исследований, утверждают, что оценки перестройки и рыночных отношений на макро- и микросоциальном уровнях характеризовались в конечном счете (и в 1991 и в 1995) одинаковым пессимизмом. Заметно выражено разочарование тех респондентов, которые надеялись на быстрое восхождение страны и улучшение своего социального самочувствия. Причины плохой жизни люди все чаще стали усматривать в том, что руководство страны уклоняется от государственного регулирования при распределении доходов (об этом заявили 60% опрошенных). При этом 70% респондентов отметили, что они не получили возможности повысить свой уровень жизни за годы реформ. Неудивительно, что в результате 60% опрошенных склоняются к дорыночному типу экономического поведения, предпочитая гарантированные, стабильные, пусть и невысокие доходы, а четверть опрошенных испытывают чувство безысходности, отмечают отсутствие всяких перспектив в своей жизни.
Третья часть книги знакомит читателя с особенностями функционирования социального настроения. Авторы анализируют причины и результаты парадоксальности функционирования этого явления на разных этапах общественного развития; рассматривают роль формальной и неформальной информации в регулировании социального настроения; выявляют, на основе конкретных социологических исследований, закономерности пульсации данного феномена. Отдельная глава посвящена превращенным формам социального настроения, в которых неадекватно отражаются происходящие в обществе процессы. Разрыв между действительностью и реакцией субъектов социального процесса может возникать по нескольким причинам: во-первых, из-за ограниченных возможностей людей познавать, воспринимать и понимать явления окружающего мира во всей их полноте; во-вторых, в связи с глобальным по отношению к индивиду характером некоторых условий (теневая экономика, политический беспредел и т.п.); в-третьих, из-за умышленного искажения сущности и природы общественных процессов, что обычно является результатом воплощения воли, амбиций и корпоративных целей социально-экономических и политических организаций. Именно здесь мы имеем дело с манипуляцией общественным сознанием, его дезориентацией, навязыванием установок и ценностей, которые чужды людям, но в которых заинтересованы определенные общественные (чаще всего - политические) силы.
Четвертая часть раскрывает специфику социологического подхода к изучению социального настроения. Эта специфика состоит в том, что социальное настроение представляет собой интегральное образование, обладающее высокой степенью динамики и кумулятивности, возникающих в результате накопления некоторого комплекса разнородных характеристик и показателей социального и социально-психологического состояния индивида, группы или массы людей, трудно сводимых суммарно, но вместе с тем образующих в совокупности устойчивое социальное явление. Учитывая, что социальное настроение состоит из двух внутренне сочлененных компонентов - социального и психологического, - авторы определяют следующие пути его исследования и прогнозирования. Первый - изучение состояния социального настроения в тесной взаимосвязи с объективными условиями и социальной практикой, в процессе которой реализуются или не реализуются социальные цели, установки и интересы людей. Второй - исследование социально-психологического состояния индивидов, социальных групп, институтов и организаций. Причем, учитывая диалектику социального и психологического, следует иметь в виду степень их трансформации: элементы социального и социально-психологического состояния могут передаваться, усваиваться или отвергаться на разных уровнях организации общества - от индивида до всех без исключения социальных групп и слоев, от коллектива до страны в целом. Из этой специфики феномена социального настроения вытекают два важных социологических вывода методологического характера. Первый: социальное настроение как интегральная характеристика особого состояния индивида, группы или массы людей не может быть изучено непосредственно только при помощи известных до сих пор методов. Поэтому его приходится изучать опосредованно - через социальные и психические проявления в отдельных сферах жизнедеятельности субъекта. Второй: признавая социальное настроение целостным компонентом, мы вынуждены изучать его расчлененно, по отдельным составляющим, описывая каждую из них определенной системой показателей, не входящих в какой-то один общий.
Говоря о социальном настроении и путях его эмпирической интерпретации, авторы обращают внимание на тот факт, что оно все в большей мере становится инструментом общественной саморегуляции, ибо может показывать степень политической и социальной напряженности и, будучи насыщенным информацией о нарастающих тревожных, негативных тенденциях, становится средством их снижения, сокращения или предотвращения. Этот элемент саморегуляции проявляется и в возможностях взаимного представления о настроении разных социальных групп. В подобной ситуации социальное настроение становится возможным средством согласования интересов различных участников исторического процесса, достижения компромисса и выработки основ рациональной организации общественной жизни. Но это достижение согласия, компромисса не следует понимать как стихийный, абсолютно независимый процесс - эффективность саморегуляции повышается в тех случаях, когда целенаправленно ослабляются или снимаются препятствия, тормозящие развитие данного процесса. Поэтому одним из необходимых условий достижения согласия между социальными группами и становится знание специфики и закономерностей функционирования феномена социального настроения.
Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк

Источник: Социология: энциклопедия