Социальное партнерство
форма сотрудничества наемных работников (их союзов) с работодателями (их объединениями).
Источник: Глоссарий по социологии труда
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
понятие, используемое чаще всего для обозначения трудовых отношений, характеризующихся общностью позиций и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства.
Источник: Словарь терминов по теории социальной работы
Социальное партнерство
Заключение коллективных договоров с целью упорядочения соотношений в размере трудовых доходов между отраслями и отдельными профессиональными и социально-демографическими группами населения, обеспечения необходимого единства в предоставляемых гарантиях и компенсациях.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Партнерство социальное
цивилизованная форма общественных отношений, существующих между органами государственной власти и различными группами (организациями) людей для решения социальных проблем путем заключения соглашений на добровольной основе в целях согласования противоположных интересов [10.– С.371].
Источник: Социология. Словарь.
Социальное партнерство
система взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающаяся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений. Главным методом обеспечения согласия субъектов социального партнерства является консенсус, достигаемый в ходе переговоров.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
Социальное партнерство
система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Источник: Экономика и социология труда
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
система мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединяемыми, как правило, в ассоциации предпринимателей, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (организаций) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений. Специфическая форма социального партнерства — трипартизм (составленность из трех частей), при котором к постоянным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются представители органов государственной власти и местного самоуправления в целях регулирования социально-трудовых отношений.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Социальное партнерство
(social partnership) — взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двухсторонние отношения между работодателями и профсоюзами, при которых государство определяет параметры взаимодействия сторон. Органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей в соответствии с законодательством или полномочием работодателей.64 Социальное партнерство предполагает совместное планирование, осуществление, контроль и анализ деятельности по решению социальных проблем. Система социального партнерства включает в себя совокупность органов, организаций и объединений общественного характера. Базовым аспектом социального партнерства является социальный аспект, но как общественный феномен неразрывно связан и обусловлен яяыяк политическими институтами и политическими процессами и имеет влияние на выработку и реализацию социальной политики государства. Когда мы говорим о социальном партнерстве в области преодоления детского труда, мы имеем в виду, прежде всего, взаимодействие, сотрудничество и координацию деятельности ме между государственными органами, профсоюзами, работодателями, неправительственными организациями, а также самими детьми и их семьями.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
Социальное партнерство
система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами госвласти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы госвласти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в др. случаях, предусмотренных федеральными законами.
ТК РФ так определяет основные принципы С.п.: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Сторонами С.п. являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. С.п. является одним из основных механизмов реализации принципов, целей и задач социального государства.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
совместная деятельность населения, бизнес-структур и государства в целях нахождения компромиссных решений по вопросам, предствляющих взаимный интерес. Механизм СП имеет институциональный и ценностный аспекты и располагается на шести уровнях общественной жизни: инфраструктурном, организационном, коммуникативном, культурно-ценностном, когнитивном и личностном. Базовыми организационно-управленческими принципами СП, наряду с трипартизмом, равенством, солидарностью, справедливостью, являются принципы корпоративизма, “активного общества”, инновационной активности и трансформации Принцип корпоративизма реализуется в том, что СП представляет собой самоорганизацию, которая подразумевает применение хозяйствующими субъектами инициативных средств и методов осуществление социально-партнерской деятельности, для которой государство создает необходимые условия. Принцип “активного общества” реализуется в том, что в социально-партнерском диалоге задействованы только те представители сторон, которые проявляют гражданскую активность (участие в акциях, информированность и т.д.). Активность здесь представляется частотой проводимых акций (экспертиз, митингов и т.д.) и количественными показателями достигнутых результатов. Принцип инновационной активности реализуется в том, что компании внедряют в свою деятельность новые достижения. Принцип трансформаций реализуется, прежде всего, в изменении фактов сознания (оценок, установок) в направлении повышения доверия к партнёрам. Например, если раньше вмешательство государства (проверки, наложение штрафов) понималось бизнесом как негативное явление, то сейчас наличие государственных проверок с последующими рекомендациями стало восприниматься бизнесом как желательное явление, поскольку положительное заключение после таких проверок говорит о рыночной состоятельности бизнес-структур. СП формируется на шести уровнях: личностном, когнитивном, культурно- ценностном, коммуникативном, организационном, инфраструктурном. Данные уровни находятся во взаимодействии между собой. На каждом из них преобладают свои механизмы социально- партнерских отношений. На коммуникативном, организационном и инфраструктурном уровнях преобладает организационно-правовой механизм, а на личностном, когнитивном и культурно-ценностном – ценностный. Их взаимодействие обусловливают органическую солидарность, партнерство государства, бизнеса и населения.
Лит.: Хафизова К.Н. Гражданские инициативы: роль и значимость в экологической политике РФ // Вестник Казанского технол. ун-та. Казань, 2006, № 3; Хафизова К.Н. Механизм социального партнерства как условие экологической безопасности России // Регионы России: управление экономическими процессами и безопасность. Ч. 1. Казань, 2007; Хафизова К.Н. Социальное партнерство в экологической сфере как форма гражданской активности // Гражданское образование – глобальная проблема трансформирующегося мира: российский опыт, международное измерение. Ч. 2. Казань: 2007; Хафизова К.Н. Теоретические проблемы социального партнерства как новой идеологии взаимодействия общества, бизнеса и государства // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Ч. 2. – М., 2007. А.А. Мерзляков
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
система институциа-лизированных норм, социальных механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон договорных трудовых отношений, а также способствовать достижению взаимопонимания и сотрудничества ради реализации корпоративных и общесоциальных интересов.
С. п. может рассматриваться как наиболее зрелая и рациональная система трудовых отношений. Известны различные модели С. п.:
Амер. модель основана не столько на законодательстве, сколько на правосознании сторон и доброй воле. Хотя предприниматели отнюдь не отказались от антипрофсоюзной политики, профсоюзы, объединяя относительно небольшой контингент наемных работников, следуют идеям С. п. и стремятся избегать острых столкновений с работодателями.
Скандинавская (шведская) система базируется на обширном соц. законодательстве; активное участие в регулировании трудовых споров принимают достаточно сильные профсоюзы; функционируют постоянные органы С. п. на всех уровнях: от предприятий и их подразделений до отраслей произ-ва и сферы услуг. Немалую роль играет гос. система арбитража.
Для европейской (континентальной) модели также характерно наличие органов С. п. на всех уровнях. Они занимаются предупредительной работой, что позволяет не доводить дело до острых конфликтов. Тем не менее в этих странах наемные работники нередко прибегают к масштабным акциям протеста; преодоление сопротивления сторон осуществляется на основе взаимных уступок.
России в начале 90-х гг. были сделаны первые шаги по становлению системы С. п., созданы соответствующие органы управления и контроля, правовое и научно-методическое обеспечение, введена система соглашений относительно С. п. Последние включают генеральные, отраслевые (тарифные) соглашения, соглашения специальные, касающиеся каких-то конкретных социально-экономич. проблем с учетом региональных особенностей. Предусмотрены коллективные договоры, которые заключаются на предприятиях, в организациях, учреждениях. В них декларируется установление новых отношений между работодателем и наемным работником — отношений С. п. Тем не менее подавляющая часть руководителей отечественных предприятий и организаций пока еще не осознала значения С. п. и сотрудничества с работниками для повышения конкурентоспособности их предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Они не считают для себя важным соблюдать требования Трудового кодекса и устанавливать С. п. на предприятиях. Их пока что устраивают традиционные методы управления и взаимодействия с персоналом. Особенно проблематично говорить о становлении С. п. на предприятиях малого и среднего бизнеса, где отсутствуют представительные органы наемных работников.
См. также: Институциализация договорных трудовых отношений, Трудового найма социальный институт.
Лит.: Беленький В. X., Будякова С. Н. Социальное партнерство в России: проблемы и решения // Социально-политический журнал. 1996. № 5; Михеев В. А. Основы социального партнерства. — М.: «Экзамен», 2001; МкртчанГ., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения // Общество и экономика. 1998. № 10— 11; Социальное партнерство: словарь-справочник / Рук. авт. кол. В. Н. Киселев, В. Г. Смоль-ков. — М.: «Экономика», 1999; Становление трудовых отношений в постсоветской России / Под ред. Дж. ДеБарделебен, С. Климовой, В. Ядова. — М.: «Академический проект», 2004.
В. Ю. Бочаров, Ю. В. Васькина
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
это особая система отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социальнотрудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников; объединения работодателей; и государство. Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнерства получила развитие после второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60-е –70-е гг. ХХ столетия и то не во всех странах. Становлению новой системы регулирования социально-трудовых отношений в промышленно развитых странах в немалой степени способствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур и др. Регулирования социально-трудовых отношений - результат длительного экономического и социально-политического развития: оно стало возможным благодаря целому ряду объективных и субъективных условий. Среди них: усиление концентрации и централизации капитала и как следствие – изменение форм организации труда и характера взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства; рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения; активная социальная политика государства; развитие демократических процедур управления обществом. Социальное партнерство наиболее привлекательная форма регулирования социально-трудовых отношений, способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где классовый конфликт превращается в конфликт между организациями – профсоюзами и объединениями работодателей. Заключение коллективных договоров и соглашений – важный элемент социального партнерства. Но социальное партнерство не сводится только к этому. Социальное партнерство – это более сложное понятие, это определенная идеология, раскрывающая тип и характер взаимоотношения двух классов в обществе – класса собственников и класса трудящихся, который этой собственности не имеет; особое представление о характере взаимодействия классов в условиях рыночно капиталистического хозяйства, которое сформировалась в рамках социал-демократического общества; метод цивилизованного разрешения социально-трудовых конфликтов, который призван гарантировать мирную эволюцию капиталистического общества. Социальное партнерство – это идеология сотрудничества рабочего класса с классом собственников, когда рабочий класс не посягает на основы существующего строя, а пытается путем реформ и переговоров существенно улучшить свое положение; система социального партнерства может эффективно функционировать только при определенных условиях: когда экономика на подъеме; когда государство открыто, не поддерживает какую-либо социальную группу или класс, а проводит активную социальную политику в интересах большинства населения; согласование интересов наемных работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений осуществляется путем переговоров и завершается заключением коллективных договоров и соглашений. Любой коллективный договор фиксирует договоренность сторон по следующим вопросам: размер заработной платы и других денежных выплат; система денежных компенсаций за работу в ночное время или праздничные дни; занятость и переквалификация; продолжительность рабочего дня и рабочей недели; длительность оплачиваемого отпуска; условия труда и охрана труда; основные обязанности сторон (администрацией и работников); контроль за выполнением коллективного договора. Социальное партнерство может стать реальностью в том случае, когда экономика на подъеме или хотя бы имеются предпосылки для ее роста в ближайшее время.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)