СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Пространство социальное
совокупность всех социальных статусов данного общества.
Социальное пространство
воображаемый континуум, имеющий заданное число осей измерения (координат), с помощью которого описывается структура общества.
Пространство социальное
насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: поселения, социальные инфраструктуры, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети [20.– С.55–56].
Источник: Социология. Словарь.
ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
англ. space, social; нем. Sozialraum. 1. Поле соц. деятельности, включающее совокупность значимых соц. групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении. 2. Представления индивида или группы о своем месте в обществе.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Социальное пространство
Область с географическими границами, которая представляет социальную, интерактивную сферу индивида. С.п. человека может со временем перемещаться, поскольку устанавливаются новые отношения, а старые распадаются по мере того, как изменяется членство в группах и изменяется его социальное восприятие.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Пространство социальное
социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения “расположения” социальных групп и слоев, “пространства” (условий, возможностей) их развития.
Источник: Краткий словарь по социологии
пространство социальное
по М. Кастельсу – материальная опора, всегда несущая в себе символическое значение, социальных практик разделения времени. П.С. сводит вместе те практики, которые осуществляются одновременно – «отчетливое материальное выражение такой одновременности дает смысл пространству по отношению к обществу». - Литература: Castells, Manuel. The Rise of the Network Society. Second edition. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
поле социальной деятельности, включающее совокупность значимых социальных групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении; совокупность всех социальных статусов того или иного общества. Конкретные разновидности П.с. обнаруживаются на всех уровнях общества. Производственно-экономический аспект П.с. охватывает сложившуюся форму размещения производительных сил, включает разнообразные производственно-технологические и торгово-обменные связи, является каркасом территориальной организации общества. П.с. развертывается в совокупности расселенческих единиц общества: городов, деревень, агломераций, а также во внутреннем строении человеческих поселений. Тесно связан с расселенческим демографический аспект П.с., характеризующий картину распределения населения, фиксирующий показатели его плотности, уровня заселенности и социально-инфраструктурной оснащенности той или иной территории. П.с. общественно-политической и духовной сферы общества раскрывается в виде разнообразных социальных и культурных связей субъекта, является мерой его вовлеченности в процесс социальной стратификации, приобщения широких масс населения к достижениям науки, ценностям культуры.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
синтезирующее (обобщающее) понятие в структуре категорий общей социологии, которое распространяет идеи многомерного пространственно-временного континуума мироустройства на все социальные системы. Они заполнены событийным сосуществованием вещей, людей и идей, обусловленно их взаимодействиями и взаимозависимостями. СП представляет собой всю совокупность взаимных отношений отдельных индивидов и образованных ими человеческих сообществ. СП многомерно. Одним из важных его измерений является то, что составляет традиционную культуру, в том числе многочисленные социальные иллюзии и мифы. С последними тесно связано и такое измерение, как действующие в СП социальные нормы и правила, опрделяющие воспроизводство определённого социального порядка. СП, складывающиеся в различных ареалах обитания человеческих существ и их сообществ, существенно различаются между собой. То общее СП, в котором обитает все человечество, сегментировано на многочисленные и весьма многообразные отдельные пространства, нередко обладающие противоречащими друг другу, практически несовместимыми свойствами. Эти противоречия способны существенным образом влиять на конфигурацию и на контент тех конвенциональных матриц, которые формируются у обитателей данного СП, как у отдельных индивидов, так и у разного рода. сообществ.Тренд к глобализации СП, который все более мощно и неудержимо проявляется в современном мире, ведет к унификации важнейших характеристик СП. Одной из таких характеристик является степень социальной самоорганизации,свободы индивидов, допускаемая в метрике данного СП. Эта характеристика в значительной степени определяется тем, какие архетипы и парадигмы управления социальными образованиями практикуются и какие рациональные стратегии преследует при этом системы управления. См. так же: Управление социальным порядком. Управление изменениями.Социальная реальность.Конвенциональные матрицы.Социология. Ю.Е. Дуберман
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
термин, введенный П. Бурдье в работе "Физическое и социальное пространство" (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала. С.П. может также восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях. Реализованное физически С.П. представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг. Распределения благ и услуг, соответствующих различным полям, накладываются друг на друга, следствием чего является концентрация наиболее дефицитных благ и услуг, а также их владельцев в определенных местах физического пространства, противостоящих во всех отношениях местам, объединяющим наиболее обездоленных. Причем места скопления дефицитных благ не могут рассматриваться иначе, как в соотношении с местами, лишенными этих благ.
С.П. - это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее точно и четко. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство - это социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии, объективация прошлых и настоящих социальных отношений.
Социальные агенты, а также предметы, обозначенные как собственность агентов, помещены, согласно Бурдье, в некое место С.П., которое может быть охарактеризовано через его позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других. С.П. стремится преобразоваться более или менее строгим образом в физическое пространство с помощью искоренения или депортации некоторых людей. С.П. вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективированных структур.
Места и площади присвоенного физического пространства обязаны своей дефицитностью тому, что они являются целями борьбы, происходящей в различных полях. Эта борьба может принимать как индивидуальные формы (пространственная мобильность, внутри- и межпоколенная мобильность), так и осуществляться на коллективном уровне.
М.С. Терещенко
С.П. - это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее точно и четко. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство - это социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии, объективация прошлых и настоящих социальных отношений.
Социальные агенты, а также предметы, обозначенные как собственность агентов, помещены, согласно Бурдье, в некое место С.П., которое может быть охарактеризовано через его позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других. С.П. стремится преобразоваться более или менее строгим образом в физическое пространство с помощью искоренения или депортации некоторых людей. С.П. вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективированных структур.
Места и площади присвоенного физического пространства обязаны своей дефицитностью тому, что они являются целями борьбы, происходящей в различных полях. Эта борьба может принимать как индивидуальные формы (пространственная мобильность, внутри- и межпоколенная мобильность), так и осуществляться на коллективном уровне.
М.С. Терещенко
Источник: Социология: энциклопедия
Социальное пространство
Соціальний простір. Social space. Пространственная организация жизнедеятельности субъектов социума, описываемая в понятиях типа: социальное положение, социальная дистанция, социальный статус, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность и т. д. Социальной аналогией физического пространства (как способа существования одного возле другого) здесь есть, например, одновременное сосуществование структурных элементов социума и культуры. Еще одним способом измерения С. п. есть возможность сосуществования в одно и тоже астрономическое время обществ и соответствующих им культур с разными социальноэкономическими и, соответственно, политическими характеристиками, т. е. принадлежащих к разному историческому времени. Иными словами, сосуществование культур, принадлежащих к разному историческому времени, образует С. п. и одновременно создает возможность анализа структуры культуры по цивилизационному признаку. Проще говоря, С. п. можно определить и как противоречие между тождественными и различными политическими, экономическими, культурными и другими признаками, локализованными в разных географических границах. К примеру, политическое разделение мира на Запад и Восток не совсем совпадает с географическими границами. Турция и Израиль по своей культуре относятся к Восточным типам культуры, а по политическим ориентациям – к Западу. Знания о С. п. конкретизируются при помощи таких понятий, как: “политическое пространство”, “экономическое пространство”, “культурное пространство” и т. д. Особенность каждого из них определяется характером взаимодействия субъектов социального действия, вынужденных действовать в тех или иных границах. Что касается собственно культурного пространства, то оно создается всей совокупностью культурных образований, существующих в одно и тоже время в географически и социально локализованных границах. Такие границы не обязательно совпадают с границами государств и постоянным проживанием различных этносов. Но во всех случаях все процессы, происходящие в С. п. определяются особенностями взаимодействующих в нем культур. Следовательно, в зависимости от того, согласовываются или не согласовываются с культурой те или иные социальные действия, реформы, например, зависит и их социальная эффективность и оценка. Процесс взаимодействия культурных образований, составляющих социальное и культурное пространство определяет содержание социального времени как времени бытия определенной культуры. А совокупность поступательных изменений С. п. характеризует его уже как социальное время и придает ему значение исторического времени.
ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
атрибутивная форма существования и развития социально организованной материи (об-ва). Как филос.-социологич. категория П.с. выражает сосуществование и взаимодействие различн. сторон и моментов соц. бытия, характеризует протяженность, плотность и структуру обществ. формы движения материи. Необходимость исследования соц.-пространственных аспектов обществ. развития и обоснования соответствующего филос.-социологич. понятия обусловлена исторически и логически. Определяющей чертой современной эпохи, поставившей перед субъектом истории целый ряд неотложных и весьма ответственных задач, является настоятельная потребность в осмыслении оснований, условий, средств, целей и перспектив человеческой деятельности, к-рое не может быть достигнуто без учета соц.-пространственных измерений обществ. практики. В систематически развитой теории пространство (наряду со временем) выступает в качестве исходной, фундаментальной характеристики, способствующей познанию глубинных закономерностей данного процесса. Категория П.с. появилась в понятийно-категориальном аппарате социологии и ряда др. наук в начале 1970-х гг. В обществоведении отсутствует однозначность в терминологическом обозначении соц.-пространственных характеристик. В качестве синонимов используются такие понятия, как "обществ. пространство", "пространство об-ва", "пространство жизни человека", "пространственный фактор об-ва", "пространственная сторона соц. явлений", "пространство соц. деятельности" и т. п. Это обстоятельство требует более четкого теоретич. обоснования П.с. В анализе П.с. как формы обществ. бытия следует исходить из филос. истолкования категории "пространство". Как форма существования объективной реальности пространство выражает отношение между сосуществующими объектами, определяет порядок их рядоположенности и протяженности, характеризует все формы движения материи, включая соц. Отличие П.с. от иных пространственных форм состоит в том, что его возникновение и развитие всецело связаны с деятельностью соц. субъекта. П.с. - специфическая форма этой деятельности, отражает развивающееся соц.-практич. отношение субъекта к внешнему миру, обнаруживается в материальных отношениях людей и их вещественных рез-тах. П.с. представляет собой одну из наиболее сложных и "емких" форм существования соц. материи. Следует различать два взаимосвязанных аналитич. уровня П.с, каждый из к-рых связан с филос. пониманием категории "пространство". Сумма производительных сил, капиталов и соц. форм обращения, к-рую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, образует внешний, эмпирически фиксируемый облик П.с, складывающийся из набора моментов соц. действительности и выступающий в виде условий и форм жизнедеятельности, взятых в их протяженности, структуре и синхронном взаимодействии. Существуют две основные сферы, в к-рых П.с. проявляет себя наиболее наглядно, - исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу. Первая сфера представляет собой совокупность средств производства, элементов производственной и соц. инфраструктуры, человеческих поселений и жилищ, природных комплексов, полностью или частично втянутых в процесс материально-производственной деятельности, и является необходимым условием и рез-том обществ. производства. П.с. в этом измерении выступает как некое материально-пространственное образование, дислоцированное в природном (географич.) пространстве в качестве искусственной среды жизнедеятельности субъекта. Вторая сфера П.с. включает в себя систему отношений общественных (см.), дает возможность увидеть и оценить масштабы разнообразных связей социальных (см.) того или иного обществ. субъекта, выражает факт нарастания (или ослабления) их плотности, содержит в себе меру их взаимопересечения, опосредствованности и многообразия. Подобного рода интерпретация П.с. есть исходный момент анализа пространства соц. формы движения материи. При этом описываются преимущественно к венные характеристики П.с, закрепляются дискретные состояния пространственной формы об-ва и тем самым происходит абстрагирование от непрерывного процесса обществ. развития. Вторая сфера (П.с. наряду с фиксирован" ем количественных параметров) выражает качественную сторону обществ. прогресса берущегося в его пространственном ракурсе, позволяет понять способы, меру и порядок его наполнения, осмыслить перспективы роста его протяженности, объема и глубины. П.с. не может быть исчерпывающе понято без обращения к его внутренней связи с временем социальным (см.). Оно проявляет свою сущность в неразрывном единстве с временными характеристиками обществ. развития. Соц. время существует в виде трех модусов: прошлого настоящего и будущего. Их взаимодействие включено в сложную соц.-пространственную форму, в к-рой оно объективно существует, удерживается, сохраняется, оказывается одновременно вовлеченным в прошлое (коллективный опыт, отстоявшийся в системе знаний, умений, навыков, воплотившийся в материально-обществ. элементах, образцах и традициях деятельности и т. д.), настоящее (коллективный труд как активное использование этого опыта и процесс творчества новых форм, образцов и рез-тов деятельности) и будущее (общественно необходимые реальные возможности, планы, проекты, идеалы с наличными или возможными средствами их осуществления). Основные качества П.с. связаны со степенью "захвата" современной практически преобразующей деятельностью глубины история, опыта и историч. перспективы. Они обусловлены характером ориентированности процесса обществ. производства, находят воплощение в масштабах научн. и культурного освоения истории и современности, проявляются в широте видения грядущего и соответствующем этим качествам образе действий субъекта. Конкретные разновидности П.с. обнаруживаются на всех уровнях об-ва. Производственно-экономич. аспект П.с. охватывает сложившуюся форму размещения производительных сил, включает разнообразные производственно-технологич. и торгово-обменные связи, является каркасом территориальной организации об-ва. Эволюция П.с. осуществляется по двум взаимосвязанным линиям. Во-первых, это увеличение числа и объема элементов, входящих в его состав их постепенное расширение и уплотнение. Во-вторых, это рост глубины П.с, выражаются в последовательной реализации налич. возможностей, а также в планомерном создании новых реальных возможностей и на этой основе интенсивном и ускоренном продвижении об-ва к новому качественному состоянию. Лит.: Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966; Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974; Яковлев В.П. Социальное время. Ростов н/Д., 1980; Червяков В.Г. Общественное пространство. Воронеж, 1984; Варг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Ш: Потемкин В.К. Методологические проблемы соотношения пространственных форм в обществе//Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985. В.Г. Виноградский.
Источник: Российская социологическая энциклопедия