СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
social equality) — см. Равенство.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Равенство социальное
положение индивидов, социальных групп, классов в общественной системе, проявляющееся в их одинаковом отношении к средствам производства, одинаковом социальном статусе, возможностях, политических и гражданских правах.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
англ. equality, social; нем. Sozialgleichheit. 1. Положение индивидов, соц. групп, слоев, классов в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства, их одинаковые полит, и гражданские права, сходство соц. статусов и возможностей. 2. Один из основных (свобода, справедливость, равенство) идеалов справедливого общества.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
состояние отношений общественных (см.), к-рое характеризуется отсутствием или несущественностью соц.-классовых различий. В марксизме это - цель обществ. развития, соц. идеал, продвижение к к-рому об-во осуществляет через многочисленные промежуточные этапы. Несмотря на разные трактовки и подходы, идея Р.с. - одна из общечеловеческих, гуманистич. ценностей. Первоначально она была выдвинута христианством и нек-рыми др. религиями. В дальнейшем к филос. обоснование дали буржуазные просветители в борьбе против феодально-сословных привилегий ("все люди рождаются равными)". Понятие Р.с. фигурирует в качестве одного из трех фундаментальных принципов буржуазных революций ("свобода, равенство, братство") и правовой системы буржуазной демократии. Вместе с тем понятие Р.с. нередко подменяется понятием равенства отдельных людей, утопический характер к-рого многократно подвергался критике. Научн. содержание понятия Р.с. в корне отличается от примитивно-уравнительных представлений. Ф.Р. Филиппов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Равенство социальное
состояние общества, которое характеризуется отсутствием существенных социальных различий. Одна из гуманистических общечеловеческих ценностей. Первоначально идея Р. с. носила религиозный характер. Согласно христианству и некоторым другим религиям, все люди равны от рождения. Это так называемая идея онтологического равенства людей. В смысле равенства возможностей понятие Р. с. использовались в качестве одного из трех основных принципов буржуазных революций (свобода, равенство, братство) и буржуазного права. Оно было направлено против феодальносословных привилегий и утверждало новый — достижительский принцип организации системы социальной стратификации. Предполагалось, что все социальные позиции в обществе должны завоевываться в открытой конкурентной борьбе на основе личных достижений и личного таланта. Все люди, независимо от происхождения, расы, пола и т. п., имеют равное право участвовать в этой борьбе. Все люди равны перед законом и имеют равные гражданские права. Однакб такое равенство оказалось формальным, поскольку представители разных социальных групп в силу различий в собственности, культурном капитале и социальном престиже изначально находятся в неравных условиях. Поэтому для обеспечения большего социального равенства некоторые, так называемые государства всеобщего благосостояния, проводят политику «позитивной дискриминации» в пользу наименее привилегированных групп. Такая политика направлена на достижение равенства условий прежде всего в сфере образования и социального обеспечения путем компенсации неблагоприятных условий для некоторых социальных групп. Социализм углубил идею либерально-буржуазного равенства возможностей до идеи фактического равенства. Необходимой предпосылкой его достижения считается социальная революция, которая должна устранить причины социального неравенства, прежде всего частную собственность на средства производства, и обеспечить удовлетворение потребностей всех членов общества, в котором «всестороннее развитие каждого является условием всесторон-негр развития всех» (К. Маркс).

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Социальное равенство
Соціальна рівність. Social equality. Характеристика социальных дистанций с точки зрения должного. Социологический анализ проблемы С. р. дает основание выделить следующие подходы к его определению. 1) Равенство людей по историческому происхождению человечества вообще (такой подход иногда называют онтологическим равенством и решается он в зависимости от характера убеждения: в христианстве – происхождение от бога отца, что при наличии многих религий ставит вопрос о том, какого бога дети люди? Но подобное “решение” проблемы в ходе углубления секуляризации постепенно вовсе утрачивает свое значение. 2) Равенство возможностей, которое в условиях существующего социального неравенства обеспечивает каждому достижение индивидуальных целей. 3) Равенство условий (например, возможности у бедных и богатых разные, но законодательно они выравниваются, например, в ходе получения образования. 4) Фактическое равенство, требующее уничтожения существующего социального неравенства. С. р., кроме того, находится в прямой связи с социальной справедливостью, где последняя трактуется либо как производное от равенства, либо как производное от неравенства. См. также Социальная справедливость. Идея равенства возможностей, порожденная Французской революцией и взятая на вооружение американской демократией, фактически не учитывает различие в стартовых возможностях представителей различных социальных слоев и дискутируется весьма интенсивно. Существующее реальное неравенство исключает и равенство возможностей, да еще и усугубляется тем культурным капиталом, который обусловлен материальными условиями жизни и приобретается на ранних, а также последующих ее этапах. См. также Культурный капитал. Равенство условий само по себе есть констатацией неравенства возможностей и попыткой на законодательном уровне несколько выправить существующее положение дел. К примеру (а это отмечают многие западные социологи), обучение в престижном вузе представителя рабочего класса возможно и он там находится в равных условиях (как студент) с другими студентами. Но отношение к нему здесь других студентов определяется скорее не как к студенту вообще, а как представителю рабочего класса. А с другой стороны, несмотря на то, что он закончил престижный вуз, на работу скорее возьмут не его, а выходца, скажем, из среднего класса. Так что и в равенство условий вносятся значительные коррективы, определяемые все же неравенством возможностей. Что же касается права (в этом случае права на образование), то реальная жизнь низводит его до уровня декларации и тем усиливает его идеологичность. Существует тенденция отождествлять идеи С. р. с эгалитаризмом, или требованием абсолютного равенства всех и во всем. Следует отметить, что социологические исследования в основном посвящены проблемам социального неравенства, их природе и последствиям и значительно меньше изучаются эгалитаристские настроения и их влияние на социальные процессы.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. Идея С.Р. как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному. Философия античного мира, начиная с Платона, пыталась разрешить проблему выбора между Р. и сословными привилегиями через формулу: "Каждому свое": Р. в рамках каждого сословия и неравенство сословий между собой. В христианской философии средневековой Европы Р. являлось религиозной нормой, определяющей отношение людей к Богу ("перед Богом все равны") и не имеющей никакого отношения к сословному неравенству в обществе. Все эти философско-этические взгляды на проблему заслуг и вознаграждения отражали социально-политическую специфику сословно-кастовых обществ: 1) наследственность привилегий или бесправия; 2) религиозно-юридический характер общественной дифференциации. Но уже в социальных утопиях Возрождения и в философии Просвещения идея С.Р. приобретает светский характер, ставится вопрос о природном Р. людей. В период становления буржуазного общества этот тезис взяли на вооружение прогрессивные идеологи, и феодально-сословному миропорядку были противопоставлены идеи "свободы, Р. и братства". Произошла настоящая революция во взглядах людей на содержание принципа "каждому по делам его": оценка заслуг и, соответственно, распределение благ определялись уже не принадлежностью индивида к той или иной группе, а его личными свойствами и заслугами. Эти идеи отразились в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции и в петровской "Табели о рангах" в России. Грань между группами (сословиями и классами) теперь стала только фактической, а не юридической. Главный упор делался на Р. всех граждан перед законом в плане Р. гражданских свобод и формально равных возможностей преуспеть ("идеал Р. шансов", выдвинутый буржуазными революциями в Европе). Идея С.Р. постепенно приобретает форму принципа "каждому по его капиталу". Капитал, обладание им становится одновременно и главным условием неравенства, при котором люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.
В 19 в. многие социальные философы, начиная с Сен-Симона , Токвиля с его знаменитой книгой "Демократия в Америке", стали указывать на явную тенденцию к значительному возрастанию Р. на более высоких уровнях индустриального развития. Так, Токвиль писал, что процесс уравнения идет в Европе уже 700 лет и достижение политического Р. является первой фазой всемирной демократической революции, за которой последует и экономическая революция, когда встанет вопрос о собственности. Он первым обратил внимание на такие дилеммы демократии, как Р. свобода, Р. и справедливость: "Мы не можем помешать равенству, не от нас зависит, к чему оно приведет - к свободе или рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию". Эту же тенденцию отмечал и Сорокин, указывая, что процесс уравнения идет в мировом масштабе два последних века, хотя он далеко еще не закончен, и 20 в. выдвинул политические, экономические и социальные теории, проходящие под знаком "трудовых", где идея С.Р. воплощается в формуле: "Каждому по степени его личного социально полезного труда".
Современные социальные концепции, затрагивающие проблему С.Р. и неравенства, достаточно условно можно разделить на два направления: 1) концепции, которые отстаивают тезис, что неравенство - естественный способ выживания общества - теории функционализма (Дюркгейм - , К. Дэвис, В. Мур и др.), теория статусных групп М. Вебера и др.; 2) концепции, в которых утверждается, что возможно установить С.Р. и уничтожить или свести к минимуму экономическое неравенство путем социальных революций или на основе реорганизации экономической и социальных систем. К ним относятся теория классов Маркса, различные социал-демократические теории (демократический, этический, кооперативный социализм и т.д.), теории "социального государства".
Е.М. Прилепко

Источник: Социология: энциклопедия