Социальное сиротство
Социальное сиротство
(socialorphanhood) — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Социальные сироты – это дети, родители, которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.66
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО
один из самых тяжелых феноменов, существующих в современном российском обществе. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Одна из наиболее распространенных социальных причин сиротства — материнское отказничество. Чаще всего оно обусловлено ранней или нежелательной беременностью, неготовностью к материнству или незавидной для матери перспективой — воспитывать ребенка в одиночестве. За рубежом с отказницами проводится серьезная социальная и психологическая работа. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от трех до одиннадцати лет. В России подобные методы профилактики раннего социального сиротства только формируются.
Кроме психологической реабилитации отказниц мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с неблагополучными семьями. Часто неготовность родителей к ответственности за своего ребенка проявляется не сразу, а только при столкновении с определенными проблемами: потерей работы, жилья, болезнью одного из родителей. Нередко подобные кризисные ситуации приводят к грубости и насилию в семье, к родительскому алкоголизму. Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются органы опеки и попечительства. Помимо государства в деле преодоления социального сиротства огромную роль играют общественные организации. Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей.
В 2013 г. в Москве началось внедрение новой модели профилактики сиротства и семейного устройства детей-сирот. Теперь вся ответственность за судьбу детей-сирот сконцентрирована в Департаменте труда и социальной защиты населения. Органы опеки ориентированы на раннее выявление неблагополучных семей и оказание им социальной помощи для преодоления трудной жизненной ситуации. Стратегическая цель модели — формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
В случае же утраты родительского попечения должны быть предприняты все меры к устройству ребенка в замещающую семью, а не в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация модели будет обеспечиваться на основе следующих ключевых мероприятий:
1. Организация индивидуальной профилактической работы с каждой семьей, находящейся в социально опасном положении. Ведение единого процесса поддержки семьи и защиты прав ребенка, начиная от выявления запроса на помощь или защиту до завершения работы по реабилитации семьи, защите прав ребенка.
2. Преобразование существующей сети детских домов, школинтернатов, социально-реабилитационных центров и домов ребенка в центры содействия семейному воспитанию.
3. Развитие форм квалифицированного замещающего воспитания для детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (приемная, патронатная семья). Изменение подхода к организации работы по подбору замещающих семей от существующего в настоящее время преимущественно заявительного к активно-поисковому.
4. Подготовка кадров с целью формирования профессиональных компетенций и изменения профессионального менталитета специалистов в сфере защиты прав детей, ориентированная на семейное воспитание детей.
5. Проведение на постоянной основе широкомасштабных информационно-просветительских кампаний, пропагандирующих различные формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Развитие системы стимулирования (в том числе нематериального) и повышения социального статуса усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей.
7. Вовлечение гражданского сообщества, благотворительных, негосударственных некоммерческих организаций и бизнессообщества в решение проблемы преодоления социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Традиционные детские дома постепенно преобразовываются в центры содействия семейному воспитанию. Их основная задача — не только обеспечение проживания детей, но и активный поиск и подготовка замещающих семей.
В 2013 г. было значительно повышено социальное пособие для семей, воспитывающих детей-сирот, при этом в наибольшей степени увеличено пособие на детей, усыновление которых затруднено по объективным обстоятельствам (это дети-инвалиды и дети старшего возраста).
С 2013 г. запущен пилотный проект по имущественной поддержке приемных семей. Речь идет о предоставлении жилых помещений приемным семьям, принявшим на воспитание пять и более детей-сирот, причем из них не менее трех детей — это ребята старше 10 лет или дети-инвалиды.
Весной 2015 г. в Москве уже 80% детей-сирот воспитывались в семьях, тем не менее 3735 детей еще остаются в домах-интернатах. В Правительстве Москвы рассчитывают, что благодаря имущественной поддержке число желающих взять на воспитание детей из сиротских учреждений будет увеличиваться.
Реализация модели позволит:
1. Создать в городе Москве единое профилактическое и реабилитационное пространство. Вся работа с детьми и семьями осуществляется на “земле” и сосредоточена в районах г. Москвы. Район можно рассматривать как некую “сотовую” единицу, город будет состоять из 115 “сот” в 11 административных округах, в каждом из которых будет обеспечен полный набор услуг, необходимых форм помощи и социальной поддержки всем целевым группам детей и семей.
2. Предоставить каждому ребенку, нуждающемуся в помощи государства, условия и услуги для достижения наилучшего результата для его развития и самореализации.
3. Обеспечить максимально возможному числу детей, нуждающихся в помощи государства, право жить и воспитываться в семье. Детям и их семьям (кровным или замещающим) будет обеспечен необходимый набор услуг в соответствии с потребностями развития ребенка и возможностями семей в их обеспечении.
4. Создать для детей, которым не будет обеспечено их право жить и воспитываться в семье, условия для воспитания в группах семейного типа, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в группах сопровождаемого проживания.
Оценка эффективности модели будет осуществляться на основе системы мониторинга оценки промежуточных и итоговых результатов.
В основе оценки эффективности модели будет положено достижение результата для каждого ребенка и его семьи. Будет организован мониторинг развития ребенка и мониторинг выполнения планов индивидуальной реабилитации ребенка и семьи.
Важным условием эффективности реализации модели является политика информационной открытости, направленная на предоставление обществу полной и объективной информации о целях и задачах социальной политики в области профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ходе ее реализации, возникающих проблемах и путях их решения, возможности каждого жителя г. Москвы внести личный вклад в защиту детства.
Ключевыми показателями и индикаторами эффективности реализации модели являются:
1. Сокращение числа детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75%. Планируемая средняя наполняемость таких организаций — до 30 детей, наполняемость групп 6–8 детей.
2. Сокращение числа детей, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, на 35%.
3. Увеличение доли детей, переданных на семейные формы, в общей численности ежегодно выявляемых детей, остающихся без попечения родителей, на 15%.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000; Сайт ДТСЗН г. Москвы http://www.dszn.ru/activities/ podderzhka_detey_sirot/kontseptsiya_modeli_profilaktiki_sotsialnogo_ sirotstva/
Одна из наиболее распространенных социальных причин сиротства — материнское отказничество. Чаще всего оно обусловлено ранней или нежелательной беременностью, неготовностью к материнству или незавидной для матери перспективой — воспитывать ребенка в одиночестве. За рубежом с отказницами проводится серьезная социальная и психологическая работа. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от трех до одиннадцати лет. В России подобные методы профилактики раннего социального сиротства только формируются.
Кроме психологической реабилитации отказниц мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с неблагополучными семьями. Часто неготовность родителей к ответственности за своего ребенка проявляется не сразу, а только при столкновении с определенными проблемами: потерей работы, жилья, болезнью одного из родителей. Нередко подобные кризисные ситуации приводят к грубости и насилию в семье, к родительскому алкоголизму. Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются органы опеки и попечительства. Помимо государства в деле преодоления социального сиротства огромную роль играют общественные организации. Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей.
В 2013 г. в Москве началось внедрение новой модели профилактики сиротства и семейного устройства детей-сирот. Теперь вся ответственность за судьбу детей-сирот сконцентрирована в Департаменте труда и социальной защиты населения. Органы опеки ориентированы на раннее выявление неблагополучных семей и оказание им социальной помощи для преодоления трудной жизненной ситуации. Стратегическая цель модели — формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
В случае же утраты родительского попечения должны быть предприняты все меры к устройству ребенка в замещающую семью, а не в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация модели будет обеспечиваться на основе следующих ключевых мероприятий:
1. Организация индивидуальной профилактической работы с каждой семьей, находящейся в социально опасном положении. Ведение единого процесса поддержки семьи и защиты прав ребенка, начиная от выявления запроса на помощь или защиту до завершения работы по реабилитации семьи, защите прав ребенка.
2. Преобразование существующей сети детских домов, школинтернатов, социально-реабилитационных центров и домов ребенка в центры содействия семейному воспитанию.
3. Развитие форм квалифицированного замещающего воспитания для детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (приемная, патронатная семья). Изменение подхода к организации работы по подбору замещающих семей от существующего в настоящее время преимущественно заявительного к активно-поисковому.
4. Подготовка кадров с целью формирования профессиональных компетенций и изменения профессионального менталитета специалистов в сфере защиты прав детей, ориентированная на семейное воспитание детей.
5. Проведение на постоянной основе широкомасштабных информационно-просветительских кампаний, пропагандирующих различные формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Развитие системы стимулирования (в том числе нематериального) и повышения социального статуса усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей.
7. Вовлечение гражданского сообщества, благотворительных, негосударственных некоммерческих организаций и бизнессообщества в решение проблемы преодоления социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Традиционные детские дома постепенно преобразовываются в центры содействия семейному воспитанию. Их основная задача — не только обеспечение проживания детей, но и активный поиск и подготовка замещающих семей.
В 2013 г. было значительно повышено социальное пособие для семей, воспитывающих детей-сирот, при этом в наибольшей степени увеличено пособие на детей, усыновление которых затруднено по объективным обстоятельствам (это дети-инвалиды и дети старшего возраста).
С 2013 г. запущен пилотный проект по имущественной поддержке приемных семей. Речь идет о предоставлении жилых помещений приемным семьям, принявшим на воспитание пять и более детей-сирот, причем из них не менее трех детей — это ребята старше 10 лет или дети-инвалиды.
Весной 2015 г. в Москве уже 80% детей-сирот воспитывались в семьях, тем не менее 3735 детей еще остаются в домах-интернатах. В Правительстве Москвы рассчитывают, что благодаря имущественной поддержке число желающих взять на воспитание детей из сиротских учреждений будет увеличиваться.
Реализация модели позволит:
1. Создать в городе Москве единое профилактическое и реабилитационное пространство. Вся работа с детьми и семьями осуществляется на “земле” и сосредоточена в районах г. Москвы. Район можно рассматривать как некую “сотовую” единицу, город будет состоять из 115 “сот” в 11 административных округах, в каждом из которых будет обеспечен полный набор услуг, необходимых форм помощи и социальной поддержки всем целевым группам детей и семей.
2. Предоставить каждому ребенку, нуждающемуся в помощи государства, условия и услуги для достижения наилучшего результата для его развития и самореализации.
3. Обеспечить максимально возможному числу детей, нуждающихся в помощи государства, право жить и воспитываться в семье. Детям и их семьям (кровным или замещающим) будет обеспечен необходимый набор услуг в соответствии с потребностями развития ребенка и возможностями семей в их обеспечении.
4. Создать для детей, которым не будет обеспечено их право жить и воспитываться в семье, условия для воспитания в группах семейного типа, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в группах сопровождаемого проживания.
Оценка эффективности модели будет осуществляться на основе системы мониторинга оценки промежуточных и итоговых результатов.
В основе оценки эффективности модели будет положено достижение результата для каждого ребенка и его семьи. Будет организован мониторинг развития ребенка и мониторинг выполнения планов индивидуальной реабилитации ребенка и семьи.
Важным условием эффективности реализации модели является политика информационной открытости, направленная на предоставление обществу полной и объективной информации о целях и задачах социальной политики в области профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ходе ее реализации, возникающих проблемах и путях их решения, возможности каждого жителя г. Москвы внести личный вклад в защиту детства.
Ключевыми показателями и индикаторами эффективности реализации модели являются:
1. Сокращение числа детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75%. Планируемая средняя наполняемость таких организаций — до 30 детей, наполняемость групп 6–8 детей.
2. Сокращение числа детей, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, на 35%.
3. Увеличение доли детей, переданных на семейные формы, в общей численности ежегодно выявляемых детей, остающихся без попечения родителей, на 15%.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000; Сайт ДТСЗН г. Москвы http://www.dszn.ru/activities/ podderzhka_detey_sirot/kontseptsiya_modeli_profilaktiki_sotsialnogo_ sirotstva/