Социальное страхование
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Социальная защита населения в Канаде, глоссарий к книге
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, в СССР важнейшая составная часть гос. системы социального обеспечения. Строится на принципах, разработанных B. И. Лениным. Включает: гос. С. с., охватывающее в основном рабочих, служащих и нек-рые др. категории трудящихся (механизаторов колхозов, учащихся и т. д.), а также их семьи; С. с. колхозников.
За счет средств гос. С. с. выплачиваются разл. пособия - по временной нетрудоспособности (женщинам, кроме того, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, при рождении ребенка), др. пособия, а также пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а отд. категориям трудящихся и за выслугу лет. Эти средства используются и на выплату пособий на детей малообеспеченным семьям, на санаторно-курортное лечение и организацию отдыха, на лечебное питание, на содержание пионерских лагерей и др. мероприятия.
Образуются средства гос. С. с. за счет обязат. платежей (страховых взносов) предприятий, учреждений и орг-ций, а также дополнит, ассигнований гос-ва. Размеры страховых взносов (в % к сумме начисленной заработной платы) дифференцируются по профсоюзам. Рабочие и служащие из своего заработка к.-л. взносов на С. с. не делают. Бюджет гос.
C.с. составляет часть гос. бюджета СССР. Средства С. с. расходуются также на материальное обеспечение и обслуживание колхозников, а в соответств. случаях и членов их семей. За счет этих средств им предоставляются те же виды обеспечения, что рабочим, служащим и их семьям, кроме пенсий, пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года и пособий на детей малообеспеченным семьям. Пенсии и указанные пособия выплачиваются колхозникам за счет централизов. союзного фонда социального обеспечения колхозников. На С. с. колхозников колхозы отчисляют обязат. взносы в размере 2,4% к сумме фактич. расходов на оплату труда членов колхозов. Эти средства аккумулируются в централизов. союзном фонде С. с. Управляют гос. С. с. профсоюзы (необходимые средства на выплату пенсий неработающим пенсионерам передаются ими в установленном порядке гос. органам социального обеспечения). Осуществление С. с. членов колхозов возложено на соответств. профсоюзные орг-ции.
М. Л. Захаров.
С.с. (или заменяющая его система) считается одним из наиболее важных признаков социального государства. С.с. в разное время и в разных странах имело и другие названия, например государственное рабочее страхование. Возникновение С.с. (как мы его понимаем в настоящее время) связывают с именем канцлера Бисмарка, который добился введения его на территории Германии в 80-х гг. ХIX в. Оно заменило собой разного рода добровольные фонды взаимопомощи, которые издавна существовали как в Германии, так и в ряде др. стран Западной Европы.
С начала 1990-х гг. единый фонд С.с. был разделен в России на несколько самостоятельных видов, но после 2000 г. развитие идет снова по пути образования интегральной системы С.с. Взносы в фонд С.с., по аналогии с принятым в английском языке термином, получили название социального налога. Закон выделил в особый вид С.с. страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Для выплаты пострадавшим лицам пенсий и пособий по этим основаниям должен быть создан специальный фонд. Предполагается дифференцировать взносы (т.н. страховые тарифы) в указанный фонд по отраслям производства с учетом степени риска в каждой отрасли для занятых там работников. Тем самым отрасли или даже отдельные предприятия будут заинтересованы улучшать у себя охрану труда и технику безопасности, поскольку это позволит им претендовать на снижение установленных для них страховых тарифов.
Существующая в России (как и во многих других странах) система С.с. в области пенсионного обеспечения построена таким образом, что пенсии ветеранам труда и инвалидам выплачиваются из текущих поступлений в пенсионный фонд, которые вносятся туда за других лиц, а именно за тех, кто работает в настоящее время. Иными словами, каждое уходящее на пенсию поколение обеспечивается не за счет тех средств, которые были накоплены в пенсионном фонде за годы их трудовой деятельности, а за счет средств, принадлежащих новому поколению. Это ставит ветеранов в зависимость от численности и работоспособности следующих за ними возрастных групп. Поэтому в России, по примеру некоторых других стран, принят закон о «переводе» лиц, принадлежащих к состарившемуся поколению, на частичное пенсионное обеспечение за счет тех страховых средств, которые были накоплены на их же лицевых счетах за годы трудовой деятельности (см.: Пенсионная система). С.с. не охватывает некоторых категорий работников госаппарата, например военнослужащих, которые в случае наступления болезни, инвалидности, старости обеспечиваются за счет госбюджета. Из госбюджета выплачиваются также т.н. социальные пенсии, которые полагаются нуждающимся лицам, не имеющим трудовых или иных заслуг перед обществом.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
Согласно положениям Закона об организации страхового дела и ст. 935 ГК РФ страхование не является обязательным тогда, когда обязанность страхования основана на договоре, а не следует из закона. В обязательном страховании выделяются:
1) социальное страхование;
2) государственное страхование;3) коммерческое страхование.
Система обязательного социального страхования (ОСС) как системное образование включает в себя четыре подсистемы (относительно самостоятельные системы):
1) обязательное пенсионное страхование (ОПС);
2) обязательное медицинское страхование (ОМС);
3) ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
4) ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
ОСС является частью государственной системы социальной защиты населения. ОСС осуществляется прежде всего в отношении работающих граждан. На практике зачастую смешивается понятие работников по найму (наемные работники) и других работающих лиц, например по гражданско-правовому договору.
Под наемными работниками понимаются лица, работающие по трудовому договору. В трудовом договоре четко определяются: трудовая функция работника, его рабочее место, режим рабочего времени, оплата труда, время отдыха, правила внутреннего трудового распорядка, его права и обязанности, социальные гарантии и т.п. На них распространяется действие ТК РФ. В соответствии со ст. 1, 2, 21 и другими статьями ТК РФ наемные работники автоматически подлежат ОСС.
Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, вправе оформить с нанимателями различные договоры, например подряда, оказания услуг, агентский договор и др. ГК РФ содержит регламентацию всех видов договоров. Договоры всегда заключаются для достижения конкретной и четко обозначенной цели, в чем и заключается их главная особенность. По общему правилу одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее заказчику, который обязан принять результат выполненной работы и оплатить его (по договору подряда — п. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору авторского заказа — ст. 1288 ГК РФ, по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ и проч.).
Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, подлежат ОСС, если об этом прямо говорится в соответствующем федеральном законе о конкретном виде данного страхования. Например, о таких лицах и лицах из числа руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций или собственниками их имущества, идет речь в Федеральном законе от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.
Меры, предпринимаемые государством во взаимосвязи с целями и направленностью регулирования, в комплексе являются формой жизнеобеспечения работающих граждан, служат гарантией их социальной защиты. Иными словами, ОСС следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму социального обеспечения. Именно через осуществляемое на практике социальное обеспечение следует понимать такие меры, их целевое предназначение, которое направлено на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих и иных категорий граждан. Это не случайно, ибо достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие события неизбежно влекут за собой изменения в материальном положении застрахованных лиц, чаще всего — в худшую сторону.
Компенсация или минимизация последствий изменения положения указанных категорий граждан осуществляется посредством предоставления им различных видов социального обеспечения в порядке ОСС (страхового обеспечения).
Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и иные категории лиц, к которым относятся:
1) индивидуальные предприниматели, адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, арбитражные управляющие;
2) члены крестьянских фермерских хозяйств;
3) члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, проживающие на этих территориях;
4) иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан), временно пребывающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (см. Закон о пенсионном страховании).
5) лица, работающие за пределами территории России в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (см. ст. 8, 29 Закона о пенсионном страховании);
6) священнослужители (см. ст. 8 Закона о пенсионном страховании);
7) иные категории граждан, у которых отношения по ОПС возникают при определенных условиях (см. ст. 8 Закона о пенсионном страховании).
Таким образом, в силу своего правового статуса наемные работники являются застрахованными лицами по всем видам страхования системы ОСС. Все остальные вышеназванные категории лиц охватываются только отдельными видами данного страхования, установленными в федеральных законах.
Неработающими гражданами можно считать лиц, не занятых в общественном производстве или в какой-либо сфере хозяйственноэкономической деятельности в стране.
Анализ федерального законодательства показывает, что такие лица упоминаются лишь в служебном значении для конкретного вида данного страхования. Так, Закон о медицинском страховании содержит перечень неработающих граждан:
1) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
2) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;
3) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
4) безработные граждане;
5) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
6) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьмиинвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;
7) иные лица, не работающие по трудовому договору и не указанные в этом перечне (кроме военнослужащих и приравненных к ним лиц).
Перечень неработающих лиц, подлежащих ОСС, остается открытым, так как в перспективе не исключены случаи появления новых категорий граждан, которые будут нуждаться в данном страховании.
Таким образом, застрахованными лицами по ОСС являются физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Конкретизация видов страхования застрахованных граждан содержится в соответствующем федеральном законе.
Обязательное государственное страхование распространяется на жизнь и здоровье государственных служащих гражданской, военной, правоохранительной службы и приравненных к ним лиц (государственные служащие и приравненные к ним лица).
Следовательно, обязательное государственное страхование можно рассматривать как страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих и приравненных к ним лиц, которое осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства за счет бюджетных ассигнований (средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти как страхователям государственных служащих и приравненных к ним лиц).
Ю.А. Акимова
Лит.: Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”; Галаганов В.П., Пашкова Г.Г., Бондарева Э.С. и др. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” (постатейный), 2015.