СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИИ
управление как явление культуры, как феномен, свойственный всем, без исключения, культурным локусам. Поэтому понятие «социальное управление в культурологии», раскрывая ценностно-ориентационный аспект социальных трансформаций, занимает достойное место среди культурных универсалий, отражающих законы, способы осмысления общества как мира культуры, представления о месте человека в мире, направленности его преобразовательной деятельности. Под СУ в культурологии понимается активное воздействие, осуществляемое в целях социокультурной трансформации всех сфер общественной жизни, на субстрат культуры – общество (во всех материальных и духовных проявлениях), на его пространственно-временной континуум. СУ само по себе есть ценность, формирующаяся в ходе многовекового развития человечества и модифицируемая в зависимости от исторических условий, приобретая черты эталонов, идеалов, образцов поведения управляемых и управляющих. Успешность социальных преобразований находится в прямой зависимости от эффективности управленческой деятельности, базирующейся на системе принципов, этических норм, имеющих приоритетное значение. Включаясь в систему культуры, СУ фокусирует в себе все многообразие духовной и материальной жизни, поэтому каждому культурно-историческому типу свойственна своя управленческая культура, специфические целенаправленные действия, отвечающие интересам прогрессивного развития конкретного общества, приобретающие особенные формы. Формы и методы управления обусловлены стадией развития культуры, традицией, менталитетом. Объектом управления в культурологии мыслится культура как система, «вторая природа», форма и способ бытия общества, активно воздействующая на социальное содержание. Управленческая деятельность – деятельность культуросозидающая и культуропреобразовательная. Субъект управления (носитель и творец культуры) направляет свою активность на целенаправленное преобразование природной среды (формируется экологическая культура), социальной реальности, в том числе техники и технологий, экономической жизни в целом (материальная культура, экономическая культура), на отношения между социальными группами, личностью и обществом (культура взаимного обмена деятельностью, социального общения), духовной жизни общества, включающей информационную реальность (духовная культура, информационная культура), на формирование в ходе социализации и инкультурации homo culturalis. Немаловажным фактором в ходе управленческой деятельности является воздействие на культуру связи объекта и субъекта управления, на формирование субъект- субъектных отношений в управлении. Показателем уровня цивилизованности общества является культура самоуправления. Социальное управление призвано трансформировать не только содержание социокультурной системы, но и пространственно-временные формы её бытия. Применение принципа культуроцентризма в теории социологии управления предполагает исследование путей целенаправленного формирования пространства культуры и культуры времени, ориентируясь на проектируемое будущее.
Лит.: Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований. Отв. ред. А.В. Тихонов. М., 2010; Морозова О.Ф. Культура – смысловая детерминанта социального управления. М., 2011; Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб., 2011; Закс Л.А. Еще раз о соотношении культуры и цивилизации: онтологическая версия // Культура и цивилизация. Ч. 1 .Екатериенбург, 2001; Лапина Т.С. Общество как субстрат и творение культуры // Вопросы культурологии, 2009, № 1; Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики (Сб. науч. тр. РИК), 1993. О.Ф. Морозова

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
160.90 кб

Социально-профессиональная компетентность менеджера государственного управления: культурологический

Фролов О.