СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
целенаправленное воздействие на общество для упорядочения и развития его определенной качественной специфики.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Управление социальное
руководство чужими действиями для обеспечения согласованной целенаправленной деятельности многих людей, направленной на обеспечение выполнения определенной цели.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, обеспечении их развития как агентов общественных отношений.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
англ. administration/direction, social; нем. Leitung, soziale. . Один из основных видов управления, функция к-рого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; функция его заключается в формировании критериев и показателей соц. развития объекта, выделении возникающих в нем соц. проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров соц. отношений и процессов.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социальное управление
сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций. СУ имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели. Методы социального управления представляют собой комплекс методов целенаправленного воздействия на отдельных работников, отдельную группу, на целый коллектив.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

Управление социальное
органически присущее социальной системе свойство, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, устойчивости, ее воспроизводство и развитие. Включает в себя систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная и духовная сферы или звенья (предприятие, учреждение, организация и т.п.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Социальное управление
практика управления обществом и его подсистемами, практическое проявление институциональной природы управления; в гносеологическом отношении как объект исследования различных наук: экономики, социологии, психологии, права и др. Объект социального управления социальное тело участников процесса совместной деятельности. Субъект социального управления доминирующие в процессе совместной деятельности лицо или группа лиц, предметом заботы которых являются координация и программирование этой деятельности. Задача социального управления обеспечить управляемость социальных процессов, создание социальных тел, адекватных решаемым проблемам, их воспроизводство и своевременное изменение в соответствии с изменением ситуации управления.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
целенаправленная, систематическая, специально организованная деятельность по воздействию на общество, обеспечивающая его упорядочение, сохранение его целостности и качественной специфики, воспроизводство и развитие его социальной структуры. У.с. выступает как совокупность функциональных действий, осуществление к-рых позволяет реализовать управленческое воздействие между индивидами, социальными группами, социальными институтами и обеспечивает достижение целей, поддержание оптимального режима существования и структурной целостности общества. Т. о., У.с. упорядочивает всю систему социальных отношений, организует социальные dettcmeun во всех сферах жизнедеятельности людей, охватывает все объекты и процессы в обществе, состояние к-рых имеет значимость для его существования и развития как социальной системы.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики. У. с. осуществляется путем воздействия на условия жизни людей и их ценностные ориентации. Сущность социологического подхода к У. с. состоит в выделении трех его компонентов. Первый – ядро механизмов управления; составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Вторым компонентом является социальная самоорганизация, т. е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования. Оба названных компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в себя продукты «прошлого» управленческого труда, объективированные в должностной стурктуре и административном порядке, и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение этих компонетов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них с целью снятия возможных противоречий. Объектами У. с. являются индивид, группа, организация и другие социальные образования и процессы.
Лит.: Марков М. Теория социального управления. – М., 1978; Лебедев П. Н. Социальное управление. – Л., 1982; Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. Н. Н. Сечко

Источник: Экономико-социологический словарь.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
в широком смысле слова - управление всеми и любыми обществ. процессами в отличие от управления в биологич. и технич. системах; в узком смысле - управление процессами и явлениями соц. сферы обществ. жизни, средство реализации соц. политики. У.с. осуществляется путем воздействия на ловил жизни людей и их ценностные ориентации. Важной составной частью У.с. является соц. планирование, разработка и реализация конкретных мер по решению соц. проблем в единстве с обеспечением прогрессивных экономич. преобрази. Это находит свое практическое проявление в планах соц.-экономич. (или экономич. и соц.) развития того или иного масштаба. Сущность социологич. подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый - ядро механизмов управления: составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуще-ствление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления находится за рамками самих объектов), а также - самоуправлением (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Вторым компонентом является самоорганизация социальная (см.), т. е. спонтанные процессы внут-риколлективного регулирования (лидерство, "шкала престижа", неформальное группообразование, соц. нормы). Оба названных компонента образуют третий - порядок организационный (см.), включающий в себя как продукты "прошлого" управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, руководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка; или же "подключить" спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией. В этом смысле проблематику У.с. составляют такие актуальные проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения руководства - подчинения, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизац. целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др. В последние годы стали активно разрабатываться также социологич. проблемы управления технич. и организац. нововведениями, формирования гибких организац. структур, управленч. консультирования, деловых игр и т. д. Объектами У.с. являются индивид, группа, организация, др. соц. образования и процессы (см. также: Методы социального управления). Лит.: Марков М. Теория социального управления. М., 1978; Керимова Т.В. Социальный прогресс и управление. М., 1980; Лебедев П.Н. Социальное управление. Л., 1982; Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991; Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1996; Мес-кон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М., 1997; Управленческое консультирование М., 1992; Алексин М.Т. Социология и менеджмент. М., 1995; Якока Л. Карьера менеджера. М., 1997. А.И. Пригожин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социальное управление
деятельность по организации общественных процессов, основанная на сознательном использовании присущих им закономерностей. С. у. является целенаправленным воздействием на основные сферы и структуры общественной системы с целью планомерного их совершенствования и развития. В широком понимании объектом такой деятельности является вся система общественных отношений в отличие от управления отдельными процессами: экономическими, биологическими, энергетическими и т. д. Главной задачей С. у. является достижение соответствия субъективной деятельности людей требованиям объективных законов общественного развития, обеспечение оптимального функционирования и развития социального организма. Управлению обществом в целом присущи закономерности, отличающиеся от тех, что характеризуют управление в кибернетическом понимании или управление отдельными сферами деятельности. Содержание понятия С. у. может интерпретироваться и более узко. В этом случае выясняются специфика управления классовыми отношениями, социальными группами, а также отношениями внутри различных человеческих общностей, особенности регулирования внутриколлективных отношений, характер целенаправленного формирования потребностей, интересов, мотивов деятельности и поведения людей и т. п. Содержание, цели, принципы и характер С. у. определяются господствующими экономическими отношениями, классовой сущностью общественного строя. Интегрирующим элементом всей системы С. у. является государство. В процессе совершенствования социалистического общества С. у. приобретает новые функции, становится более разносторонним и демократичным. Складывается новый механизм функционирования общества, ориентированный на максимальное использование созидательного потенциала, инициативы и творчества масс, активизируются первичные производственные и управленческие звенья, растет самостоятельность и ответственность трудовых коллективов в подготовке и реализации управленческих решений. Поворот экономики, всего общественного производства к человеку находит свое проявление в том, что социальные изменения, социальные показатели все более широко входят в число важнейших исходных параметров народнохозяйственных планов, все чаще рассматриваются в качестве конечной цели реализации этих планов. Значение С. у. состоит в том, что оно охватывает все стороны общественной жизни во всех ее проявлениях, а не только отдельные звенья (производство, социально-политическую и духовную жизнь, отрасли экономики, предприятия и т. д.). Все ощутимее необходимость привлечения к управлению самых широких народных масс, гармоничного сочетания управления и самоуправления, углубления демократизации всей общественной жизни. Гласность, постоянная опора на общественное мнение, повышение активности общественных организаций, самостоятельность-действенные принципы С. у. Эффективным С. у. может быть в том случае, если оно опирается на отработанную, хорошо налаженную систему социальной информации, социальной статистики, если социальные процессы постоянно замеряются (не только в статике, но и в динамике), если в качестве необходимого инструмента совершенствования управления выступают социологические исследования.

Источник: Социологический справочник

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
наряду с управлением техническими и биологическими системами является одним из классов управления. Сущность У.с. заключается в воздействии на общество в целях сохранения его качественной специфики, упорядочения, совершенствования и развития. У.с. имеет два подкласса: управление индивидуальной деятельностью людей и управление их коллективной деятельностью. Выделяются такие важнейшие виды У.с., как политическое (административно-государственное) управление, управление духовным (социально-культурной сферой) и материальным производством общества.
У.с. осуществляется в двух основных формах — управление материальными и человеческими ресурсами. Второй процесс предполагает управление социальным развитием, трудом, занятостью, образованием и др. Они называются подвидами У.с. Одним из его подвидов является управление социальной работой, которое направлено на улучшение социального положения участников общественной жизни, создание условий для их достойного, цивилизованного существования.
У.с. изучается многими науками, такими как философия, социология, экономика, психология, политология, юриспруденция, культурология, педагогика, кибернетика и т.д., с точки зрения их управленческих ресурсов.
У.с. подчиняется следующим законам, выражающим важные внутренние особенности процесса управления:
1. Закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым управляющая система должна быть не менее разнообразна, чем управляемый объект, т.е. чем сложнее объекты управления, тем сложнее должны быть и управляющие ими органы.
2. Закон специализации управления, который гласит, что управление современными общественными системами расчленяется на функции, которые имеют специфическое проявление на разных направлениях и уровнях управления, в конкретных условиях, что требует от субъекта управления высокого профессионализма в экономической, социальной, политической, психологической, правовой и т.п. сферах.
3. Закон интеграции управления, который предполагает объединение различных управленческих действий в целостный управленческий процесс в рамках системы — единого социального организма. Интегрирующей основой при этом выступают интересы общества, его цели и задачи.
4. Закон экономии времени, требующий достижения поставленных целей с наименьшими потерями времени, материальных, финансовых и человеческих ресурсов.
5. Закон приоритетности социальных целей, предполагающий, что основной целью развития общества должно быть постоянное улучшение качества жизни его членов, их социального самочувствия, рост благосостояния.
6. Закон возрастающей субъективности в управлении, подразумевающий, что, являясь деятельностью разных субъектов (отдельный человек, общественный институт, государственный орган), У.с. имеет на себе печать этой субъективности, выражающейся в виде традиций, опыта, потребностей, интересов, позиций отдельных личностей, их общей и управленческой культуры. Поэтому в У.с. есть место для проявления и позитивной, и негативной субъективности. Субъекты У.с. руководствуются следующими принципами: сочетание единоначалия и коллегиальности в принятии решений; персональная ответственность за последствия принятых решений; сочетание отраслевого и территориального управления; приоритетность стратегических целей; научность социального управления; мотивация труда; рациональный подбор, расстановка кадров, их обучение; эффективность и экономичность управления; иерархичность в управлении; системность; обратная связь; делегирование полномочий; гласность, гуманизм и нравственность в управлении.
В целостном процессе социального У.с. выделяются функции управления — различные виды управленческого труда. Автором первой классификации функций управления был основатель классической школы управления А. Файоль. В ней функции были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. В настоящее время выделяются целевые, социально-психологические и операционные группы функций У.с. К первой группе относятся производственные (выполнение организацией социального заказа, удовлетворение потребностей общества и государства) и социальные (удовлетворение потребностей членов трудового коллектива в заработной плате, нормальных условиях труда, в отдыхе, медицинском обслуживании, повышении квалификации и т.д.) функции. В состав социально-психологических функций входят мотивация, организация, сплочение коллектива, активизация деятельности, инновационная функция, развитие самоуправления. К операционным функциям относятся прогнозирование и планирование, организация, контроль, анализ, коррекция и координация.
У.с. осуществляется с помощью определенных способов взаимодействия субъекта и объекта управления, которые направлены на обеспечение реализации принятых решений. В теории У.с. имеются различные классификации методов управления. В основе самой популярной из них лежит мысль о том, что на управляемый объект (коллектив, отдельные его члены) можно воздействовать путем принуждения или побуждения. На основе данного подхода различают регламентирующие и стимулирующие способы воздействия. Методы управления определяются в зависимости от преобладания тех или иных способов.
Первые — регламентирующие — составляют группу организационно-административных методов (иначе их называют организационно-распорядительными, директивными, правовыми). Вторые — стимулирующие — подразделяются на две подгруппы: социально-психологические методы (или моральностимулирующие, воспитательные) и экономические методы (материально стимулирующие, материальной мотивации).
Организационно-административные методы подразделяется на акты и нормы. К актам (разовым методам) относятся приказы, распоряжения, указания. Нормы (типовые методы) бывают обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендательные. В подгруппу социально-психологических методов входят способы воздействия на сознание людей: различные виды поощрения (похвала, одобрение и др.); порицания (критика, самокритика). В эту же подгруппу входят убеждение, доверительная беседа, организация соревнования, личный пример руководителя и др. Подгруппу экономических методов управления составляют выплата премий, надбавок к должностным окладам, награждение ценными подарками, установление более высокого оклада на основании результатов аттестации работника, участие в прибыли организации и др.
Преобладание в деятельности той или иной группы методов позволяет говорить о стиле управления. Учеными выделяются различные типологии стилей: слабый, сильный, эффективный, неэффективный, патриархальный, партисипативный и т.д. Самой жизненной стала типология, предложенная американским ученым К. Левином. В 30-е гг. прошлого века он выдвинул авторитарнодемократическую концепцию стиля управления, согласно которой руководители могут быть отнесены к одному из трех типов: демократы, автократы и “лейсезферы” (англ. — попустительство, невмешательство, непротивление). Классификация К. Левина получила широкое признание как в науке, так и в обыденной жизни, широко войдя в повседневный язык. Стили ученым выделены на основании того, как осуществляется руководство — единоличным или коллегиальным способом. В 70-е гг. ХХ в. появилась ситуационная концепция, согласно которой эффективность методов управления находится в прямой зависимости от условий деятельности.
М.А. Ковардакова, Т.А. Чертушкина
Лит.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1982; Основы социального управления: Учеб. пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др.; под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001; Щекин Г. В. Теория социального управления: Монография. К.: МАУП, 1996; Управление в социальной работе: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2013; Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. М.: Политиздат, 1987.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы - экономическая, политическая, социальная, духовная, с тем, чтобы обеспечить их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели. Современное С.У. руководствуется следующими основополагающими принципами:
1. Принцип органической взаимообусловленности целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система, информация и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.
2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.
3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы (организации, учреждения и т.п.). Вся деятельность фирмы должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Министерстве юстиции.
4. Принцип найма руководителя: в соответствии с ним решается вопрос - назначать или избирать руководителя. Это определяется содержанием деятельности, целей и задач организации.
5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.
6. Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.
7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к благоприятным.
8. Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливать изменения внутренней среды (организации фирмы) и внешней среды (потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка) к научно-техническим изменениям.
9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.
10. Принцип единства руководства, сущность которого можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение или армия, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
Французский специалист в области теории управления А. Файоль отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать. "Без принципов, - утверждал он, - мы во тьме, в хаосе; без опыта и меры, даже с наилучшими принципами, мы тоже в трудном положении. Принцип - это маяк, помогающий ориентироваться: служить он может только тем, кто знает путь в порт". А знать сущность принципов можно только на основе изучения теории, в том числе и социологии управления, которая оставляет широкое поле для творческой инициативы и самодеятельности руководителей в процессе осуществления ими управленческой деятельности.
Субъект и объект управления являются исходными, первичными компонентами управленческой структуры. Субъект управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект. Объекты управления можно типологизировать: по масштабам и уровням управленческого воздействия (страна, отрасль, регионы и т.п.); по видам регулируемой деятельности (производственная, социальная, политическая, культурная и т.п.); по адресату управленческого воздействия (население социально-территориальных общностей, персонал министерств и ведомств, предприятий и учреждений и т.п.). При этом на передний план в социологическом исследовании управленческой деятельности выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности, объединенных в те или иные социальные общности и организации.
Особенности С.У. в плане распределения целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности связаны с организационной структурой управления. Под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.
В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные. Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии: руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, в силу чего каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.
Т. Парсонс выделил три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга. Согласно его определению, руководители низового звена, действующие на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Руководители, действующие на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители, действующие на институциональном уровне, т.е. на уровне социальных институтов, таких, например, как государство, религия, правовая система, вооруженные силы и т.п., заняты в основном формулированием целей, разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов, адаптацией управляемой социальной системы к различного рода переменам, управлением взаимодействий данной системы с внешней средой.
Руководители низового звена (операционные руководители) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители этого низового уровня управления - мастер смены, сержант, старшая медсестра, заведующий отделом и т.д.
Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение в организации, а характер их работы определяется прежде всего координированием и управлением работой руководителей низового звена, подготовкой информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена, последующей трансформацией полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществлением этих решений. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в университете), директор филиала, армейский офицер от лейтенанта до полковника.
Руководители высшего звена - это высший организационный уровень управления. Они отвечают за принятие и осуществление важнейших решений на уровне социального института или крупнейших его подразделений, координируют деятельность нижестоящих уровней управления, направляя ее к единой цели. Сильные руководители высшего звена обычно накладывают отпечаток своей личности на деятельность возглавляемого ими социального института. Например, атмосфера, в которой действует правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Типичные представители руководителей высшего звена - президент страны, председатель правительства, министры, генералы, ректоры вузов.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие управленческие функции. Управленческие звенья органично связаны с уровнями управления, в содержании своей деятельности определяются последними.
В структуре управления обычно выделяют два типа управленческих связей - горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи образуют иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.
Кроме того, в системе управления существуют и горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.
В линейной организационной структуре управления каждый подчиненный имеет одного начальника, а каждый начальник - несколько подчиненных. Такая структура функционирует обычно в небольших организациях и на низших уровнях управления. Ее преимущества состоят в том, что она обеспечивает: а) единство и четкость распорядительства; б) согласованность действий распорядителей; в) простоту канала управления (один канал сверху); г) оперативность в принятии решений; д) личную ответственность руководителя за конечный результат деятельности своего подразделения. Но она обладает и рядом недостатков: а) отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; б) перегрузку руководителя информацией; в) затруднительность связей между управленческими инстанциями; г) концентрацию власти в управленческой верхушке.
Подобные недостатки устраняются при введении функциональной организационной структуры управления. Ее основная идея заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным направлениям деятельности возлагается на специалистов, т.е. каждое звено управления (либо исполнитель) специализированы на выполнение отдельных видов деятельности. В таком случае специалисты одного профиля и уровня объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, плановый отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией подразделяется, начиная со среднего управленческого уровня, по функциональному критерию. Поэтому и управление такого рода носит название - функциональная структура управления.
Преимущества функциональной структуры таковы: а) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; б) освобождение линейных менеджеров, осуществляющих конкретные функции; в) стандартизация, формализация и программирование некоторых специальных вопросов. Но ей присущи и определенные недостатки. Они состоят в следующем: а) чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений; б) трудности в поддержании взаимосвязей между различными функциональными службами; в) длительность процедур принятия решений.
В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой структуры является "управленческая вертикаль", функционирующая ныне в Республике Беларусь. На вершине этой вертикали действует президент страны - высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. В его непосредственном подчинении - администрация президента. Ниже ее по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности располагаются областные администрации, еще ниже - администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления.
Нередко в системе управления создается специфический симбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного рода организационная структура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не с подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе, линейные же руководители решают, кто будет выполнять ту или иную работу.
Матричная структура тоже имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества ее таковы: 1) возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации; 2) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности; 3) увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства; 4) сокращение нагрузки на руководителя высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий; 5) повышение личной ответственности управленцев каждого уровня. Но она имеет и определенные недостатки, которые сводятся к следующему: 1) сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение; 2) присутствие нездорового соперничества между руководителями программ; 3) необходимость постоянного контроля за соотношением сил между распределяемыми целями. Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в том случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.
Матричные структуры управления открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства и других сфер деятельности.
Наряду с организационными структурами управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. Так, в частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается патисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства).
Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимоувязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.
Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы.
Функция целеполагания и целедостижения - первая функция управления - реализуется посредством выдвижения: 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий - планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.
Вторая функция управления - административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижений кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.
Управленческая деятельность неосуществима без выполнения третьей - информационно-аналитической - функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п., без чего невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.
Четвертая функция управления - социальная, заключающаяся в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.
Пятая функция управленческой деятельности - прогнозирование, заключающаяся в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, а также внутренних изменений в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.
Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.
Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя седьмую - мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов, в первую очередь, с учетом необходимости оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.
Восьмая функция управления - корректирующая деятельность управляемой системы (организации), направленная на недопущение срывов и невыполнения полученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.
Девятая функция управленческой деятельности - удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.
Десятая функция управления - обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.
Одиннадцатая функция управленческой деятельности - осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.
Двенадцатая функция управленческой деятельности - создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации.
Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранении и упрочении ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.
Четырнадцатая функция управления - повышение качества и эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.
Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Например, руководитель любой организации - завода, вуза, банка, торговой фирмы и т.п. - заинтересован в том, чтобы как можно больший объем управленческих решений (распоряжений, заданий, указаний и т.д.) перевести из формы разовых воздействий в форму оптимально действующей системы в соответствии с целями, стоящими перед данной организацией.
Всякий процесс управления носит циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый в его единичном виде, начинается с определения целей и задач и планирования действий, направленных на их достижение, и завершается их осуществлением, достижением желаемого и планируемого результата. Затем на основе информации о результатах (достижение или недостижение цели) выдвигаются новые задачи, формулируется новая цель и начинается новый управленческий цикл. Единичных циклов управления в социальной системе очень много, чем более масштабной является данная система, тем больше в ней управленческих циклов и тем более они разнообразны. Так, если в качестве объекта управления выступает белорусское общество, то его пространственные рамки определяются территорией Беларуси, ее границами, а временное протяжение - сроками полномочий Президента и Парламента страны. Кроме того, управленческий цикл, особенно если он затрагивает такую большую социальную систему, как общество в целом (например, белорусское общество), включает в себя целый ряд подциклов, которые связаны с управлением промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, наукой, здравоохранением и т.п., а те, в свою очередь, дифференцируются на управленческие циклы, осуществляемые в отраслях производства, сельского хозяйства, науки и т.д., а также на отдельных предприятиях и в учреждениях.
В процессе осуществления каждого отдельного цикла независимо от того, в какой области общественной жизни он реализуется, какой объект управляется, действующий субъект управления - работники аппарата управления - совершают ряд определенных, последовательно сменяющих друг друга операций. Эта последовательность операций обусловлена тем, что, имея циклический характер, всякий конкретный процесс управления расчленяется на определенные этапы, стадии, вытекающие друг из друга и сменяющие друг друга. Так, например, выдвижение определенной цели субъектом управления сопровождается формулированием соответствующих задач, за ними следует разработка планов, затем - выработка и принятие управленческого решения, организация его исполнения, регулирования деятельности данной организации или социального института, корректирование этой деятельности в соответствии с изменяющимися условиями, контроль за ее эффективностью, подведением итогов и оценка результатов.
Каждый управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления, включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.
Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из получения информации и ее преобразования в команды, но этим не ограничивается. Она предполагает четкое распределение времени и выделение приоритетов в деятельности как системы управления, так и в управляемой системе.
Е.М. бабосов

Источник: Социология: энциклопедия