СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социальное влияние
Общий термин, использующийся для обозначения всех тех процессов, посредством которых человек, группа или класс влияют на мнения, установки, поведение и ценности других людей, групп или классов.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
неравновесное, несимметричное отношение и взаимосвязь индивидов, а также малых социальных групп, в границах которого одна сторона (субъект С.В.) способна навязывать другой стороне (объекту С.В.) собственные убеждения, социальные установки, побуждения и мотивации к мышлению и действию.
В современной социальной психологии С.В. традиционно подразделяется на вознаграждающее и принуждающее (технология "кнута и пряника"), легитимное (инициированное государством и его органами), а также экспертное (основанное на знании в той его версии, которая санкционирована властью). также: Власть, Фуко.
E. Mucha-Szajek

Источник: Социология: энциклопедия

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
целенаправленное воздействие на субъект, вызывающее его изменение. В.с. является формой реализации социальной власти. Предполагает изменение мировоззренческих представлений и поведения индивидов, социальных групп, происходящее либо стихийно, либо под воздействием др. людей посредством механизмов социального подражания, психического заражения, диффузии культурных образцов (распространение, принятие инноваций в социальной системе, заимствование элементов др. культуры). В.с. может быть межличностным, функционально-ролевым, обусловленным социально-ролевыми позициями, связанным с формально-нормативными правилами социального поведения. Выделяют влияние горизонтальное (одних индивидов на др. в одном социальном слое) и влияние вертикальное (сверху - вниз, по ступеням социальной иерархии).

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на др. В соц. психологии В.с. понимается как изменение знания, установки, поведения или эмоции человека, к-рое может быть приписано действиям других. По распространенной классификации В.с. может быть принуждающим (основное средство давления - возможное наказание за отказ подчиниться); вознаграждающим (средство давления - вознаграждение за согласие подчиниться); легитимным (предписываемым законом); информационным и экспертным (основанным на убеждении в компетенции источника В.с); референтным (основанным на идентификации объекта В.с. с ее субъектом). Лит:. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979; French J.R., Raven B.H. The base of social power: studies in social power. N.Y., 1972. Vol. 6; Moscavici S. Social influence and social change. L., 1976. П.Н. Шихирев

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Влияние социальное
Вплив соціальний. Social influence. 1. Власть авторитета, выражаемая в способности влиять на мнения или действия других, как правило, без использования юридически узаконенной санкции. Социальное влияние возможно как силой ранее завоеванного авторитета, так и силой аргументов. Влияние силой аргументов более сложное, однако, более устойчивое и эффективное. Дело в том, что объект влияния может осознавать способы и последствия влияния на него и, в этом случае, соглашаться с ними (значит, принимать осознанно) или не соглашаться (т. е. сопротивляться осознанно) и не осознавать. Поэтому влияние силой аргументов есть именно культурное влияние, предполагающее целенаправленный и осознанный выбор линии социального поведения. 3. Целенаправленное воздействие на сознание индивидов или групп с целью трансформации их мнений, представлений, поведения; форма реализации власти. См. также Внушаемость, Харизматическая личность и Культурная диффузия.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
1) целенаправленное изменение представлений мнений, поведения личности или группы путем воздействия; одна из форм реализации власти (2); 2) изменение представлений, мнений, поведения индивидов или группы, происшедшее стихийно под воздействием др. людей через механизмы подражания, психического заражения, диффузии культурных образцов и т. п. (1); 3) влияние горизонтально-вертикальное. Форма влияния одних индивидов или групп на др. в рамках преимущественно одного и того же об-ва, слоя (горизонтальное) или сверху вниз по ступеням соц. иерархии (вертикальное); 4) влияние культурное (диффузия) — распространение и принятие оп-ред. объектов (инноваций, информации, элементов культуры) в соц. системе или заимствование, усвоение элементов др. культуры; 5) влияние межличностное — прямое взаимное влияние между лицами через общение в противоположность «внеличностно-му» влиянию через средства массовой коммуникации (2).
Лит. 1) Влияние социальное // Краткий социологический словарь. М., 1998; 2) Смелзер Н. Социология. М.,1994; 3) Волков Ю.Г. Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. М.Ю. Агафонова, М.Б.Марннов

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001