СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Источник: Краткий словарь по социологии
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Краткий словарь по социологии
Источник: Глоссарий по социологии
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Источник: Социология. Словарь.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Лит.: 1) Взаимодействие социальное // Социологический, энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998, 2) Взаимодействие социальное //Краткий словарь по социологии. М., 1988; 3) Фролов С.С. Социология. М.,1999; 4) Социология / Под. ред. В.И. Курбатова.— Ростов н/Д, 1998; 5) Смелзер Н. Социология. М., 1994. М.Б. Маринов
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Социокультурные опосредования С.В. анализируются в различных моделях, акцентирующих его институциональные или коммуникативные следствия. Для Хоманса диадическое В. (непосредственно личностное) как субстанциальный уровень поведения исследуется с позиции теории обмена, исходя из стремления взаимодействующих индивидов к максимизации выгод и минимизации потерь. Понятие обмена потенциально включает в себя любое действие, характеризуя и процессы, происходящие на институциональном уровне. Функцию приведения системы в равновесное состояние выполняет комплекс институционализированных ожиданий, правил обмена. Парсонс рассматривает социальную систему как созданную процедурами взаимодействия индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. Индивидуальные действия направляются взаимосогласованными экспектациями. Регулярное и длительное воспроизведение ситуаций В. приводит к стандартизации ожиданий и формированию норм, структурирующих в глазах индивидов модели взаимодействия и задающие обязательства участия в них (социальные роли). Социальное действие и В. оказываются продуктом исполнения ролей, которые деятель получает извне и интернализует.
Введение социальных значений как культурных детерминант, критериев С.В. позволяет рассматривать действие как детерминируемое характеристиками системы. Эмерджентность социальности, возникающей в ходе В., не существующая до и вне этих В., представлена интеракционистскими концепциями. В символическом интеракционизме акцент переносится со стандартизированного ролевого поведения на процессы выработки значений, интерсубъективного определения и переопределения ситуации в ходе С.В. Социальный мир (единство Я и Другого) актуализируется в виде интерсубъективного мира значений, повседневно конструируемых посредством общих жестов, символов и языка, и интерпретируется в терминах объективированных и осмысленных экспектаций. Социальные структуры как совокупность схем типизаций, на языке которых возможно понимание и общение, определяет ситуацию индивидуального Я через создание способов В. "Я" и социального мира - рутинных процедур его интерпретации и конструирования членами общества как объективного для них (феноменологическая социология, этнометодология).
С.А. Радионова
Источник: Социология: энциклопедия
Теория Парсонса ассимилировала «психологические законы» В. с, сформулированные Хомансом, отнеся их к самому общему уровню системы человеческого действия. Парсонс подчеркивает принципиальную неопределенность B.c. в условиях, когда каждый из деятелей стремится к осуществлению своих целей, и формулирует по крайней мере семь источников такой неопределенности.
Во-первых, у деятелей могут существовать различ. символические представления объектов — отсюда проблема коммуникативного или символического порядка («общего языка»). Во-вторых, существует проблема временной упорядоченности действий множества участников B.c. В-третьих, деятели могут наделять символические представления объектов субъективными или противоречащими одно другому значениями, что порождает проблему смысла. Существует опасность, что деятели в своих интересах станут претендовать на обладание одними и теми же объектами, в рез-те чего возникает проблема дефицита ситуационных ресурсов, или проблема экономического порядка. Неопределенность возникает также как следствие возможности для каждого деятеля помешать другому в достижении его цели, поэтому существует проблема контроля над действиями других, или проблема политического порядка. Возможна неопределенность и из-за частичной противоречивости или несовместимости нормативных стандартов, т. е. проблема нормативного порядка. Наконец, конфликтующими, несовместимыми или взаимоисключающими могут оказаться мотивационные нужды деятелей, отсюда проблема мотивационного порядка. Система действия, по Парсонсу, и явл. механизмом уменьшения этих неопределенностей, хотя полное их устранение невозможно. В парсоновскую парадигму В. с. входят такие понятия, как мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др., с помощью к-рых он пытается разрешить проблему порядка социального; однако его конструкция остается скорее описательной, нежели объяснительной.
С.в. осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании — социальны, так как результаты контактов индивидов небезразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его состояние.
Взаимодействие — это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий — каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие — это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов. Взаимодействие между индивидами — это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий — общество.
Одна из моделей взаимодействия между индивидами — социальный обмен. В социальном поле как бы обмениваются поведением. Поведенческие события содержат определенные ценности, которые обеспечивают участникам социального взаимодействия выигрыш или проигрыш в достижении желаемых материальных целей или желаемого статуса. В разобщенном обществе люди обменивают между собой результаты своего труда и вступают таким образом в оживленный социальный обмен.
Имея в виду выигрышный социальный обмен, люди с удовольствием вступают в контакт с теми индивидами или группами, которые могут оказаться полезными в достижении их целей. По теории социального обмена влечение к человеку или группе возрастает в той мере, в какой это способствует достижению цели. Важным мотивом взаимодействия может также служить феномен социальной сопоставимости: человек пытается анализировать и оценивать свои способности и успехи по сравнению с другими. Мотивами взаимодействия, естественно, могут быть и влечение, и симпатия к другому (G. Wiswede, 1991).
Для социального обмена хорошие предпосылки создает компетентность, которая означает владение ресурсами, т.е. силовыми запасами. В этом аспекте взаимодействие можно понимать как социальную способность, определяемую социальным интеллектом и социальной компетентностью. Наблюдение ситуации и реагирование — важная составная часть взаимодействия: анализ предшествующей ситуации определяет последующие этапы продвижения в процессе взаимодействия (G. Wiswede, 1991).
Наиболее явная форма социального взаимодействия — это коммуникация с помощью общественно принятой системы символов. Одна из важнейших систем символов, которая обеспечивает возможность общения, — это, конечно, язык. Есть мнение, что люди реагируют не на поступки и деяния друг друга как таковые, а лишь на их значение (A. Eskola, 1982), так же человек в ходе коммуникации взвешивает высказывания собеседника, касающиеся его собственной деятельности, качеств и т.п., и расценивает их в свете своих ожиданий. Слово — это материальный знак, имеющий определенное ментальное содержание, на которое, собственно говоря, и реагирует реципиент (т.е. воспринимающий это слово), воспринимая и “дешифруя” этот материальный знак. Слово как ярлык привязано к своему содержанию, к тому, что оно называет условно. Иначе были бы невозможны разные номинации (например, “стол” и “table”) для одного и того же предмета. Эти соотношения глубоко и полно описаны в лингвистической теории номинации.
Поступок, действие также имеют как внешнюю сторону, так и внутреннюю, содержательную. Если бы интенции и их акциональное оформление всегда совпадали, не было бы лицемерных поступков и нелогичного поведения. Так, например, негативное действие — нанесение удара — может иметь и однозначно негативное содержание (в драке мужчин — агрессия, озлобленность и т. п.) и в то же время может быть вызвано таким чувством, как ревность, которая, как известно, является “оборотной стороной любви” и не представляет собой “в чистом виде” ненависти или агрессивности. Реакция, решения и поступки индивида во многом зависят от сформированных им самим, а также воспринятых от собеседника значений. Социальное взаимодействие — один из самых существенных аспектов социального поведения и, как было упомянуто выше, настолько многосторонне, что с трудом определяется однозначно.
Некоторые социологи используют вместо понятия “взаимодействие” термин “коммуникация”, понимая коммуникацию шире, чем ситуацию “face to face” (лицом к лицу). Однако условились считать, что в понятии “коммуникация” наиболее важен объект коммуникации, т.е. то, о чем говорят, в то время как в понятии “взаимодействие” на переднем плане — социальные отношения участников, т.е. “кто есть кто” (R. Bohnsack, 1992).
В последнее время проявляется и утверждается точка зрения, которая значительно расширяет содержание категории деятельности. Так, В.С. Швырев считает, что деятельность необходимо понимать не только как изменение внешней действительности, но и как преобразование внутреннего мира человека, как раскрытие скрытых потенций в процессе развития его отношений с внешним миром, включая мир субъективности себе подобных и природу, понимаемую не только как мир вещей. Такое преобразование внутреннего мира включает “общение”, “понимание”, “диалог” и т.д.
Результатом взаимодействия является некий продукт. Человек находится в постоянном диалектическом деятельностном взаимодействии и взаимосвязи с окружающими мирами — экзистенциальным, трансцендентным и трансцендентальным, и все процессы взаимодействия (по П. Сорокину) можно разделить на три основные формы: 1) “неорганические” взаимодействующие центры и взаимодействие физикохимическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые “органические” взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) взаимодействующие центры, одаренные психикой, осознанием, и взаимодействие психическое, т. е. обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.
Поэтому форм взаимодействия человека с миром бесконечное множество. Именно в “продуктах” активного осознанного деятельного взаимодействия человека с миром проявляется социальная, творческая сущность человека. Вне активного осознанного деятельностного взаимодействия человека с миром нет и не может быть никакого продукта-агрегата, ассоциации или общества и вообще социального явления.
До недавнего времени, при определении сущности творчества как проявления активного взаимодействия субъекта и объекта речь обычно шла только о преобразовании объекта взаимодействия. Творчество есть такое взаимодействие субъекта и объекта, в котором субъект активен и изменяет внешний мир, а объект — это то, на что направлена деятельность, причем особенности объекта определяют характер деятельности. Представляется, что продукт творчества проявляется только при активном деятельностном взаимодействии субъекта и объекта, причем изменяются при этом и объект, и субъект взаимодействия. Поэтому в результате творчества объективируются способности, возможности и внутренняя потребность человека не только к изменению окружающего мира, отношений, но и к самореализации, самовыражению, самоизменению и самофункционированию в обществе.
С другой стороны, деятельностное взаимодействие человека с миром имеет свою структуру (цель, средства, процесс и результат). В свете этих подходов в самом общем виде процесс творчества представлялся как закономерное, последовательное, непрерывное создание субъектом следующих друг за другом новых качественных состояний. И содержание процесса творчества, и его результат зависят от целей, которые при этом ставятся. И если речь идет о приспособлении человека к ситуации и окружающему его миру, а активность человека связана с поиском возможных средств достижения целей, она целенаправленна, целесообразна. Если же речь идет о взаимодействии, связанном с перестройкой субъекта, объекта-субъекта, то она предполагает целеполагание, а потому является целеполагающим взаимодействием.
Целеполагающее взаимодействие позволяет рассматривать человека не в духе одностороннего агрессивно-насильственного активизма по отношению как к окружающей его природной и социальной среде, так и к внутреннему миру самого человека. При таком подходе человека нельзя рассматривать как некий пассивный материал, выступающий предметом обработки в деятельности.
Л.И. Кононова
Лит.: Сорокин П.Л. Человек. Цивилизаця. Общество / Под общ. ред. А.Ю. Согомонова: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.