СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
правовые нормы, регулирующие положение работающих по найму, а также вопросы социального обеспечения, социальной защиты людей.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Такая двухуровневая система нормативных правовых актов обусловлена тем, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение (следовательно, и социальное обслуживание), в соответствии с п. “ж” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, отношения по социальному обслуживанию регулируются как федеральным, так и региональным (субъектов РФ) законодательством.
Конституция РФ — важнейший источник правового регулирования вопросов социального обслуживания. По своей сути Конституция РФ выступает основой, фундаментом правового регулирования в названной сфере, так как не только устанавливает механизм правового регулирования, но и утверждает основные принципы, на которых базируется вся система правового регулирования социального обслуживания.
Так, в Конституции РФ закрепляется принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина и запрет дискриминации по какому-либо признаку (ст. 17–19), гарантируется защита государством достоинства личности, принцип гуманного отношения к человеку, недопущение пыток, насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 21), устанавливается право на социальное обеспечение (ст. 39). Все эти принципы, а также ряд других принципов (например, гарантии защиты прав и законных интересов человека — ст. 45–46), легли в основу системы правового регулирования социального обслуживания и определяют содержание комментируемого Закона.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” — основной нормативный правовой акт федерального значения, в котором устанавливаются нормы, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания граждан. Закон пришел на смену двум ранее действовавшим законодательным актам, которые со вступлением комментируемого Закона в силу прекратили свое действие:
— Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”;
— Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”.
В случаях, указанных в Законе, принимаются подзаконные нормативные правовые акты. Такие нормативные правовые акты могут приниматься:
— Президентом РФ;
— Правительством РФ;
— уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания — Минтрудом России (например, Приказ Минтруда России от 28.03.2014 г. № 159н “Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг”).
Президент РФ издает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания, как правило, в виде указов.
Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории:
— регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения;
— регулирующие смежные вопросы в иных сферах.
Например, к первой категории можно отнести Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, который устанавливает основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и т.п. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять услуги в соответствии с индивидуальными программами и условиями заключенных договоров о предоставлении социальных услуг. Составление индивидуальной программы и предоставление социальных услуг невозможно без учета положений индивидуальной программы реабилитации инвалида, составляемой в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.
Кроме того, учет индивидуальной программы обязателен для поставщика социальных услуг, который обязан содействовать получателям социальных услуг в прохождении медико-социальной экспертизы. Порядок прохождения МСЭ устанавливается Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Таким образом, предоставление социальных услуг во многом зависит от статуса (категории) получателя социальных услуг; поставщик социальных услуг должен учитывать нормы иных федеральных законодательных актов, которые регулируют смежные вопросы по установлению статуса получателя социальной услуги и порядка реализации мер социальной защиты, социального обслуживания.
Ко второй категории относятся федеральные законы, регулирующие отношения, непосредственно не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для его организации. Среди таких законодательных актов можно назвать Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), устанавливающий правовой статус индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, основные положения об обязательствах и договорах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. Поставщиками социальных услуг являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, значит, в своей деятельности, в том числе при создании организации они ориентируются на нормы ГК РФ.
Кроме того, заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиками и получателями социальных услуг регламентируются прежде всего нормами ГК РФ. Отношения по поводу возмещения причиненного ущерба (вреда) получателю или поставщику социальных услуг в процессе предоставления таких услуг также определяются нормами ГК РФ.
Осуществление обязанностей опекуна (попечителя) поставщиком социальных услуг в отношении определенной категории получателей социальных услуг регулируется как ГК РФ, так и Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”.
Законодательство субъектов РФ также регулирует вопросы осуществления социального обслуживания. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются строго с учетом норм федеральных нормативных правовых актов, хотя могут и дополнять их без искажения и изменения смысла нормы и только в пределах полномочий субъектов РФ по вопросам социального обслуживания.
Принимать нормативные правовые акты субъектов РФ могут только органы государственной власти субъектов РФ, наделенные такими полномочиями, прежде всего законодательные и исполнительные органы государственной власти. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в форме законов, постановлений, распоряжений, приказов.
Участники правоотношений в сфере социального обслуживания руководствуются законодательством субъекта РФ, в котором возникают такие правоотношения (например, с учетом региона, в котором проживает получатель и осуществляет деятельность поставщик социальных услуг). Обратим внимание, что если поставщик социальных услуг осуществляет деятельность сразу в нескольких субъектах РФ, то он обязан соблюдать требования каждого субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность, в пределах административных границ данного субъекта.
Ю.А. Акимова
Лит.: Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А. и др. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” / Под ред. Э.Р. Курманова, 2014.
Такая двухуровневая система нормативных правовых актов обусловлена тем, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение (следовательно, и социальное обслуживание), в соответствии с п. “ж” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, отношения по социальному обслуживанию регулируются как федеральным, так и региональным (субъектов РФ) законодательством.
Конституция РФ — важнейший источник правового регулирования вопросов социального обслуживания. По своей сути Конституция РФ выступает основой, фундаментом правового регулирования в названной сфере, так как не только устанавливает механизм правового регулирования, но и утверждает основные принципы, на которых базируется вся система правового регулирования социального обслуживания.
Так, в Конституции РФ закрепляется принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина и запрет дискриминации по какому-либо признаку (ст. 17–19), гарантируется защита государством достоинства личности, принцип гуманного отношения к человеку, недопущение пыток, насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 21), устанавливается право на социальное обеспечение (ст. 39). Все эти принципы, а также ряд других принципов (например, гарантии защиты прав и законных интересов человека — ст. 45–46), легли в основу системы правового регулирования социального обслуживания и определяют содержание комментируемого Закона.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” — основной нормативный правовой акт федерального значения, в котором устанавливаются нормы, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания граждан. Закон пришел на смену двум ранее действовавшим законодательным актам, которые со вступлением комментируемого Закона в силу прекратили свое действие:
— Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”;
— Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”.
В случаях, указанных в Законе, принимаются подзаконные нормативные правовые акты. Такие нормативные правовые акты могут приниматься:
— Президентом РФ;
— Правительством РФ;
— уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания — Минтрудом России (например, Приказ Минтруда России от 28.03.2014 г. № 159н “Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг”).
Президент РФ издает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания, как правило, в виде указов.
Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории:
— регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения;
— регулирующие смежные вопросы в иных сферах.
Например, к первой категории можно отнести Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, который устанавливает основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и т.п. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять услуги в соответствии с индивидуальными программами и условиями заключенных договоров о предоставлении социальных услуг. Составление индивидуальной программы и предоставление социальных услуг невозможно без учета положений индивидуальной программы реабилитации инвалида, составляемой в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.
Кроме того, учет индивидуальной программы обязателен для поставщика социальных услуг, который обязан содействовать получателям социальных услуг в прохождении медико-социальной экспертизы. Порядок прохождения МСЭ устанавливается Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Таким образом, предоставление социальных услуг во многом зависит от статуса (категории) получателя социальных услуг; поставщик социальных услуг должен учитывать нормы иных федеральных законодательных актов, которые регулируют смежные вопросы по установлению статуса получателя социальной услуги и порядка реализации мер социальной защиты, социального обслуживания.
Ко второй категории относятся федеральные законы, регулирующие отношения, непосредственно не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для его организации. Среди таких законодательных актов можно назвать Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), устанавливающий правовой статус индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, основные положения об обязательствах и договорах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. Поставщиками социальных услуг являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, значит, в своей деятельности, в том числе при создании организации они ориентируются на нормы ГК РФ.
Кроме того, заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиками и получателями социальных услуг регламентируются прежде всего нормами ГК РФ. Отношения по поводу возмещения причиненного ущерба (вреда) получателю или поставщику социальных услуг в процессе предоставления таких услуг также определяются нормами ГК РФ.
Осуществление обязанностей опекуна (попечителя) поставщиком социальных услуг в отношении определенной категории получателей социальных услуг регулируется как ГК РФ, так и Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”.
Законодательство субъектов РФ также регулирует вопросы осуществления социального обслуживания. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются строго с учетом норм федеральных нормативных правовых актов, хотя могут и дополнять их без искажения и изменения смысла нормы и только в пределах полномочий субъектов РФ по вопросам социального обслуживания.
Принимать нормативные правовые акты субъектов РФ могут только органы государственной власти субъектов РФ, наделенные такими полномочиями, прежде всего законодательные и исполнительные органы государственной власти. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в форме законов, постановлений, распоряжений, приказов.
Участники правоотношений в сфере социального обслуживания руководствуются законодательством субъекта РФ, в котором возникают такие правоотношения (например, с учетом региона, в котором проживает получатель и осуществляет деятельность поставщик социальных услуг). Обратим внимание, что если поставщик социальных услуг осуществляет деятельность сразу в нескольких субъектах РФ, то он обязан соблюдать требования каждого субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность, в пределах административных границ данного субъекта.
Ю.А. Акимова
Лит.: Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А. и др. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” / Под ред. Э.Р. Курманова, 2014.