СОЦИАЛЬНОСТЬ-СОЦИАЛЬНОЕ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНОСТЬ-СОЦИАЛЬНОЕ
наиболее обобщенное обозначение феноменов совместной жизни и деятельности людей, форм и особенностей их проявления. Слово «социальное» широко используется как прилагательные в смысле «общественное» для экспликации многообразных явлений человеческого мира. В философии выделяется С. как самостоятельный объект исследований - социальная сфера, а также используеся для обозначения целого ряда конкретизирующих предметов: социальное познание, социальная эпистемология, социальная реальность, социальные изменение, социальное развитие, социальные процессы и т.п. В исторической науке – это социальная история, социальные законы, социально-исторический процесс. В социологии распространены такие понятия как социальные группы, общности, социальные структуры, социальный статус, социальный субъект, социальная организация, социальный контроль, социальная аномия, социальный проект, а также социальное управление и самоуправление. В методологии исследований выделяются социальные теории, методы социальных наук и такие категории, как социальная проблема, гипотеза, социальный объект, социальный заказ, методы социального познания, процедуры социального измерения, социальные индексы, показатели. В практике управления широко используются слова социальная политика, социальная стратегия, социальный протест, социальные последствия, социальная катастрофа, социальное прогнозирование, социальное планиирование и т.п. Перечень примеров можно продолжить, однако нельзя не отметить, что сама С. так и не стала предметом глубокого анализа и строгого определения. Чаще всего она понимается по умолчанию, как синоним слову общественный, что дейсвительно соответствует его этимологии (лат. socialis – общественный). Но сегодня, для развития социальных наук и прежде всего социологии, такое словоупотребление становится недостаточным. «Социальное» входит в основание и в проблемное поле каждой из социальных дисциплин, в определение их предметов и методов исследования. И каждый раз это требует отдельной интерпретации и обоснования его содержания. По определению Ю.Е. Волкова, С. – это (1) характеристика общественной жизни как совместной, проникнутой взаимосвязью и взаимозависимостью жизнедеятельности людей и (2) характеристика отдельных общественных феноменов, их проявление в общественной жизни.
С этим нельзя не согласиться. С. начинается эдесь с социальных действий, то есть с таких поведенческих актов, которые сознательно ориентированы на других людей и получают ту или иную реакцию с их стороны. Через социальные действия человек включается в совместную деятельность, которая, по мнению этого автора, и есть С. Данное определение вполне достаточное для учебных пособий, но далеко не в полной мере соответствует научным целям объяснения, описания и понимания феномена С. как особого объекта исследований, отличного от объектов в естествознании. В этом плане нельзя ограничиваться признанием наличия связей и взаимосвязей между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности. В совместной жизни это будут одни совместные действия, связи и взаимосвязи, а в совместной деятельности несколько другие. Не определяемая здесь «совместность» скрывает различие разных видов взаимодействия, их противоречивый, а порй и антагонистический характер. Достаточно напомнить, что в классической философии категория «жизнь» фиксирует особый способ бытия, сущность, наделенную внутренней активностью, в отличие от «костной» материи. В неклассической философии “живое как естественное” противопоставляется сконструированному человеком миру как “искусственному”. Жизненный мир, по Гуссерлю (в инвариантах пространства, времени, каузальности, вещности, интерсубъективности), не сконструирован, а дан человеку в его конкретно-историческом опыте. Категория «деятельность» определяется как важнейший атрибут бытия человека, связанная с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. В зависимости от объектов этого мира, деятельность разделяется на материальную, направленную на удовлетворение первичных потребностей (в жилье, еде, одежде, оружиях труда), на общественно-политическую, как на надиндивидуальную) и на духовную (область религии, искусства, науки). Но несмотря на целерациональный характер деятельности, ее результаты и последствия остаются трудно предсказуемыми. Это позволило, в свое время, Ю. Хабермасу сделать вывод о том, что «мир системы, создаваемый деятельностью, наступает на жизненный мир людей и колонизирует его». Но это было бы, как говориться, полбеды. На примерах древней и современной истории мы видим, что деятельность нередко становиться ни кем и ни чем не оправданным преступлением перед человечностью.
В России, как и во многих других странах, эта тема радикализируется как кровавая история отношений между государством (властью) и обществом. Поэтому постулируемая «совместность» жизни и деятельности людей как онтологическое качество С. не только противоречиво, но и крайне ущербно методологически. Нужно признать, что абстрактной бессубъектной С. не бывает. Есть всегда кто-то, кто её создаёт и есть тот, кто её разрушает. Основа С. – социальный порядок, необходимый для совместимости жизни и деятельности людей. Он требует со стороны общества и наук об обществе особой заботы. Его изменение не есть его непременное разрушение. В марксистской традиции существует оптимистическая оценка перспектив овладения человеком природными и общественными закономерностями. Пессимисты же, из наступившей эпохи постмодерна, критично оценивают способность человека, как природного существа, справиться с проблемами управления своим историческим развитием.Думается,что этот пессимизм не бескорыстен. Он оправдывает дейсвия тех структур,которые стремяться силой навязать человечеству свой мировой порядок. Социальные науки призваны, в этой связи, в интенциональности своих адептов, рассматривать С. как проблему сочетания жизни и деятельности людей таким образом, чтобы деятельность всё же приводила к позитивному результату, а «хорошее общество» не оставалось только заманчивой идеологической конструкцией. Поэтому, когда С. появляется в научных дефинициях в виде прилагательного «общественные», необходимо учитывать, что речь идет не об отдельных свойствах явлений, а о фундаментальной проблеме сохранения жизненного мира человека, которую надо самому человечеству решать в своих интересах. Другого заинтересованного в этом деле субъекта не существует. Способом решения является управление социальным порядком, то есть такое сознательное, хорошо продуманное и организованное установление его изменения, при котором человеко-ориентированная совместная жизнедеятельность становится не только желательной, но и реализуемой. В этом смысле актуальной проблемой для социальных наук становится проблема управляемости социального порядка не только в диапазоне между хаосом и организованностью, что является само собой разумеющимся в естественнонаучной (синергетической) парадигме, но и с морально-этической точки зрения. Здесь требуется всеобщее осуждение и прямое правовое запрещение действий, направленных на преднамеренное разрушение ткани С., т.е. той практики, которая, к сожалению, во всё более угрожающих масштабах проявляется в конфликтогенной стратегии во внешней и внутренней политике отдельных государств их союзов. См.также:Управляемыйхаос.Социальнаяреальность.
Лит.: Волков Ю.Е. Социальность / Социологическая энциклопедия. Т.2. М., 2003,Бжезинский З.Великая шахматная доска. М.,2002. А.В. Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Знание и социальность

Касавин И. Т.
Читать PDF

Социальность в античной демократии

Сорокин Геннадий Вениаминович
Рассмотрена социальная направленность античной демократии. Сделан вывод, что в этой культуре личность выводилась обществом на более высокий уровень.
Читать PDF

Тип социальности и эволюция культуры

Мельникова Е. Б.
Читать PDF

Социальность государства в Аргентине

Аристов Евгений Вячеславович
Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Аргентине модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Аргентины.
Читать PDF

Социальность современного образования

Ромм Татьяна Александровна
Статья посвящена вопросам содержания социальности как интенциональной характеристике образования, специфики ее воплощения в обществе постиндустриального типа.
Читать PDF

Формы культуры как формы социальности

Рагозина Т.Э.
Раскрытие сущности форм культуры как форм социальности является центральной проблемой настоящей статьи.
Читать PDF

Миро-отношение как основа социальности

Голдобина Л. А.
Идея статьи заключается в экспликации социума как особого рода бытия в динамике Универсума.
Читать PDF

Конец социальности: мифы или реальность

Терещенко Наталья Анатольевна
Статья посвящена анализу ситуации кризиса в социальной философии, вызванного неопределенностью базового понятия социального. Понятийная нечеткость привела социальную теорию к идее конца социального.
Читать PDF

Социальность и смысл в обществе и природе

Субботина Надежда Дмитриевна
Автор статьи представляет критический анализ утверждений о том, что между человеком и животными не существует демаркационных границ, что культура возникла до человека.
Читать PDF

Нравственность как мера социальности поведения

Якунин В. И.
Автор считает, что человек социальное существо, мера его социальности нравственность.
Читать PDF

Социальность как проблема социальной философии

Бакланова Ольга Александровна
В статье исследуется проблема социальности, выделяются ее типологические, структурно-функциональные, динамические и иные характеристики.
Читать PDF

Мир человека: от индивидуальности к социальности

Иванов А. Н.
В данной статье показаны сложные пути становления понятия «мир человека» через социально-философскую оппозицию «социальность индивидуальность», через развитие традиционного гуманизма и трансформацию его в «мир человечества» в эпох
Читать PDF

К поиску языка анализа множественной социальности

Янков И.В.
Читать PDF

Ответственность личности и уровень ее социальности

Апанасенко О. Н., Малюков С. Г.
Читать PDF

Психотерапия: тип социальности и сетевой маркетинг

Бондаренко Александр Федорович
В статье на основании краткого историко-событийного анализа становления современной психотерапии прослеживается ее связь с типом социальности, характеризуется специфика роли психотерапевта и места психотерапии в обществе массового

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНОСТЬ

    пакетное понятие, пространство адекватных интерпретаций которого: 1) соотносится по объ-ему с содержательной и функциональной "нагруженностью" терминов "история", "культура" и т.п.; 2) относимо к пред
  • СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНОСТИ

    категория в “научной картине мира” с позиции универсального эволюционизма и потребностей развития дисциплинарных онтологий социальных наук. Научная картина мира, с одной стороны, интегрирует д
  • Коллективистский тип социальности

    это самая древняя форма человеческого общежития. В своей исторической первичности она неотличима от общественности как таковой. Первобытный коллектив и общество когда-то совпадали. Совпадали пр
  • Индивидуалистический тип социальности

    как тип социальности индивидуализм характерен для модерного общества, начало которому, как известно, было положено промышленной революцией — сначала в Англии (конецXVIII в.), потом во Франции (начал