наиболее обобщенное обозначение феноменов совместной жизни и деятельности людей, форм и особенностей их проявления. Слово «социальное» широко используется как прилагательные в смысле «общественное» для экспликации многообразных явлений человеческого мира. В философии выделяется С. как самостоятельный объект исследований - социальная сфера, а также используеся для обозначения целого ряда конкретизирующих предметов: социальное познание, социальная эпистемология, социальная реальность, социальные изменение, социальное развитие, социальные процессы и т.п. В исторической науке – это социальная история, социальные законы, социально-исторический процесс. В социологии распространены такие понятия как социальные группы, общности, социальные структуры, социальный статус, социальный субъект, социальная организация, социальный контроль, социальная аномия, социальный проект, а также социальное управление и самоуправление. В методологии исследований выделяются социальные теории, методы социальных наук и такие категории, как социальная проблема, гипотеза, социальный объект, социальный заказ, методы социального познания, процедуры социального измерения, социальные индексы, показатели. В практике управления широко используются слова социальная политика, социальная стратегия, социальный протест, социальные последствия, социальная катастрофа, социальное прогнозирование, социальное планиирование и т.п. Перечень примеров можно продолжить, однако нельзя не отметить, что сама С. так и не стала предметом глубокого анализа и строгого определения. Чаще всего она понимается по умолчанию, как синоним слову общественный, что дейсвительно соответствует его этимологии (лат. socialis – общественный). Но сегодня, для развития социальных наук и прежде всего социологии, такое словоупотребление становится недостаточным. «Социальное» входит в основание и в проблемное поле каждой из социальных дисциплин, в определение их предметов и методов исследования. И каждый раз это требует отдельной интерпретации и обоснования его содержания. По определению Ю.Е. Волкова, С. – это (1) характеристика общественной жизни как совместной, проникнутой взаимосвязью и взаимозависимостью жизнедеятельности людей и (2) характеристика отдельных общественных феноменов, их проявление в общественной жизни.
С этим нельзя не согласиться. С. начинается эдесь с социальных действий, то есть с таких поведенческих актов, которые сознательно ориентированы на других людей и получают ту или иную реакцию с их стороны. Через социальные действия человек включается в совместную деятельность, которая, по мнению этого автора, и есть С. Данное определение вполне достаточное для учебных пособий, но далеко не в полной мере соответствует научным целям объяснения, описания и понимания феномена С. как особого объекта исследований, отличного от объектов в естествознании. В этом плане нельзя ограничиваться признанием наличия связей и взаимосвязей между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности. В совместной жизни это будут одни совместные действия, связи и взаимосвязи, а в совместной деятельности несколько другие. Не определяемая здесь «совместность» скрывает различие разных видов взаимодействия, их противоречивый, а порй и антагонистический характер. Достаточно напомнить, что в классической философии категория «жизнь» фиксирует особый способ бытия, сущность, наделенную внутренней активностью, в отличие от «костной» материи. В неклассической философии “живое как естественное” противопоставляется сконструированному человеком миру как “искусственному”. Жизненный мир, по Гуссерлю (в инвариантах пространства, времени, каузальности, вещности, интерсубъективности), не сконструирован, а дан человеку в его конкретно-историческом опыте. Категория «деятельность» определяется как важнейший атрибут бытия человека, связанная с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. В зависимости от объектов этого мира, деятельность разделяется на материальную, направленную на удовлетворение первичных потребностей (в жилье, еде, одежде, оружиях труда), на общественно-политическую, как на надиндивидуальную) и на духовную (область религии, искусства, науки). Но несмотря на целерациональный характер деятельности, ее результаты и последствия остаются трудно предсказуемыми. Это позволило, в свое время, Ю. Хабермасу сделать вывод о том, что «мир системы, создаваемый деятельностью, наступает на жизненный мир людей и колонизирует его». Но это было бы, как говориться, полбеды. На примерах древней и современной истории мы видим, что деятельность нередко становиться ни кем и ни чем не оправданным преступлением перед человечностью.
В России, как и во многих других странах, эта тема радикализируется как кровавая история отношений между государством (властью) и обществом. Поэтому постулируемая «совместность» жизни и деятельности людей как онтологическое качество С. не только противоречиво, но и крайне ущербно методологически. Нужно признать, что абстрактной бессубъектной С. не бывает. Есть всегда кто-то, кто её создаёт и есть тот, кто её разрушает. Основа С. – социальный порядок, необходимый для совместимости жизни и деятельности людей. Он требует со стороны общества и наук об обществе особой заботы. Его изменение не есть его непременное разрушение. В марксистской традиции существует оптимистическая оценка перспектив овладения человеком природными и общественными закономерностями. Пессимисты же, из наступившей эпохи постмодерна, критично оценивают способность человека, как природного существа, справиться с проблемами управления своим историческим развитием.Думается,что этот пессимизм не бескорыстен. Он оправдывает дейсвия тех структур,которые стремяться силой навязать человечеству свой мировой порядок. Социальные науки призваны, в этой связи, в интенциональности своих адептов, рассматривать С. как проблему сочетания жизни и деятельности людей таким образом, чтобы деятельность всё же приводила к позитивному результату, а «хорошее общество» не оставалось только заманчивой идеологической конструкцией. Поэтому, когда С. появляется в научных дефинициях в виде прилагательного «общественные», необходимо учитывать, что речь идет не об отдельных свойствах явлений, а о фундаментальной проблеме сохранения жизненного мира человека, которую надо самому человечеству решать в своих интересах. Другого заинтересованного в этом деле субъекта не существует. Способом решения является управление социальным порядком, то есть такое сознательное, хорошо продуманное и организованное установление его изменения, при котором человеко-ориентированная совместная жизнедеятельность становится не только желательной, но и реализуемой. В этом смысле актуальной проблемой для социальных наук становится проблема управляемости социального порядка не только в диапазоне между хаосом и организованностью, что является само собой разумеющимся в естественнонаучной (синергетической) парадигме, но и с морально-этической точки зрения. Здесь требуется всеобщее осуждение и прямое правовое запрещение действий, направленных на преднамеренное разрушение ткани С., т.е. той практики, которая, к сожалению, во всё более угрожающих масштабах проявляется в конфликтогенной стратегии во внешней и внутренней политике отдельных государств их союзов. См.также:Управляемыйхаос.Социальнаяреальность.
Лит.: Волков Ю.Е. Социальность / Социологическая энциклопедия. Т.2. М., 2003,Бжезинский З.Великая шахматная доска. М.,2002. А.В. Тихонов