вложение финансовых и других ресурсов в решение социальных проблем как внутри компании, так и во внешней социальной среде, способствующие улучшению ситуации в социальной сфере и, одновременно, росту капитализации бизнеса. Чаще всего – это инвестиции, направленные на борьбу с бедностью и помощь малообеспеченным гражданам, а так же вложения в развитие человеческого капитала самого бизнеса. СИ – организация процесса целесообразного вложения средств в решение социальных проблем. Отличительной чертой СИ является сфокусированность вложений, рациональный подход. Они делаются на базе анализа накопленного опыта, успешных социальных практик. Различаются внутренние и внешние СИ. Внутренние СИ направлены на работников и на улучшение внутрикорпоративной среды компании. Они включают затраты на социальные льготы и пособия, образовательные программы, систему поощрений и наказаний персонала, программы повышения эффективности внутрикорпоративного взаимодействия на предприятии. Это материальные и нематериальные вложения в развитие человеческих ресурсов предприятия, в раскрытие потенциала каждого работника и в формирование чувства сопричастности работников коллективным целям и ценностям. Важной задачей внутренних СИ является рост человеческого капитала компании. Внешние СИ способствуют улучшению общественного мнения и отношений с местными администрациями, общественными организациями, населением, развитию социального партнерства. Они могут быть направлены на решение общественных проблем (в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, ЖКХ, физкультуры и спорта, конфессиональной деятельности и т.д.), так или иначе влияющих на деятельность предприятия или вызванных результатами производственной активности. В общем виде это действия компаний, направленные на развитие гражданского общества, открытых и доверительных отношений между различными секторами, но ориентированные на конкретные задачи и, как показывает практика, оказываются актуальными для любого бизнеса, вне зависимости от масштабов и специфики. В России часто внешние СИ ошибочно отождествляются с благотворительностью, что приводит к нецелевому расходованию средств и отношению к бизнесу как «социальной ренте» со стороны государства и граждан. Затрачивая средства на СИ, корпорации сокращают свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и, таким образом, устойчивые прибыли в будущем. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж продукции (услуг), в результате чего компании получают конкурентные преимущества - рост стоимости акций на рынке. Специфической проблемой организации СИ является оценка их эффективности – степени решения реальных социальных проблем, оптимизации затрат финансовых и прочих ресурсов, реализующихожидания персонала, общества и самого бизнеса. Решение этой проблемы предполагает учет влияния СИ на рост производительности труда и нематериальных активов (репутации, имиджа, продвижения брендов). Важную роль в развитии СИ играет социальный маркетинг:разработка, реализация и контроль за реализацией социальных программ и проектов, направленных на решение социальных проблем. В советское время был накоплен большой опыт разработки и реализации планов социально-экономического развития коллективов, нуждающийся в переосмыслении и использовании в новых условиях.
Лит.: Эффективные социальные инвестиции и социальное партнерство. М.-СПб.-Н.Новгород, 2008; Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. СПб., 2000; Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005; Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). СПб., 2006; Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journ. Of Sociology, vol. 94, Suppl., 1988. О.А. Лещенко, Г.Л. Тульчинский