(classes socialcs). Понятие социальных классов происходит от латинского classis, которое обозначало категории граждан, различаемые по уровню доходов или состоянию. Об этом понятии (в одном из выпусков Quesais-je, посвященном этой теме) Филипп Бенетон говорил как о «двусмысленном», значение которого является «плавающим», а определение представляет собой «источник противоречий». Возможно, нелишне отметить, что этот термин не является изобретением марксистов. От физиократов (главой которых выступал Франсуа Кене) до основателей политической экономии (Адам Смит и Дэвид Рикардо), от либеральных французских историков (Августин Тьерри, Франсуа Гизо) до утопических социалистов (Этьен Кабе, Роберт Оуэн или Вильгельм Вейтлинг) — список использовавших это слово очень велик, правда, придаваемые ему значения были различными и чаще всего расплывчатыми или неточными. Автор «Манифеста коммунистической партии»1 в своем знаменитом письме Йозефу Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. признает, что он многим обязан большинству перечисленных авторов, но при этом развивает оригинальную концепцию, основанную на теории диалектического материализма, значении труда и способах производства, рассмотренных через призму отношений эксплуатации и господства. Рассматриваем ли мы патрициев и плебеев, баронов и слуг, цеховых мастеров и подмастерьев, буржуа и пролетариев, — в любом случае борьба и антагонизм между «угнетателями» и «угнетенными» составляют основу социальных отношений, двигатель истории, своего рода движущее начало, соответствующее структуре «игры с нулевой суммой» (обеднение масс означает обогащение небольшого числа привилегированных). В то время как для Карла Маркса более значимой представляется логика противостояния, другие авторы вслед за Алексисом де Токвилем, напротив, говорят о стремительном движении в сторону «равенства условий» приводя в пример американский опыт. Со своёй стороны, Макс Вебер, следуя «номиналистской», а не «реалистской» точке зрения, критикует главенствующее значение экономической инфраструктуры, как оно представлено в «Восемнадцатом Брюмера» и «Капитале», вводя две другие важные компоненты: политическую власть и статусные группы. В свою очередь, Вильфредо Парето и Гаэтано Моска, а также их ученики (те, которых иногда зовут неомакиавеллистами) предпочитают акцентировать внимание на проблематике циркуляции элит, дихотомии «правящие/управляемые» и «железном законе олигархии».
К какому бы направлению ни принадлежали современные теории стратификации (функционализм, структурализм, интеракциоиизм), они делают акцент на совокупности характеристик, связанных с профессиональным положением: сектор деятельности, уровень доходов, тип квалификации... В чести три элемента (они описаны Раймоном Ароном в книге Legons): сходство образов жизни, работы и мышления; постоянство во времени, т. е. открытость или закрытость, фактическая, а не юридическая; ощущение принадлежности (к группе) и солидарности.