СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ РЕЛИГИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ РЕЛИГИИ
термин из научного аппарата отечественного религиоведения советского периода, обозначавший объективные факторы общественной жизни, действие которых приводит к возникновению и воспроизводству религии. Понятие С. к. р. было воспринято из статьи В. И. Ленина (см. Ульянов) «Об отношении рабочей партии к религии» (1909). Оно получило расширенное истолкование в официальной советской теории научного атеизма и марксистской социологии религии. В научно-атеистической трактовке С. к. р. выводились из бессилия людей перед природной стихией и из ограниченности отношений между людьми в обществе. Зависимость людей в природно-человеческих связях объяснялась, главным образом, недостаточностью имеющихся предметно-практических средств освоения природного мира, неразвитостью производительных сил общества (хотя признавалась и возможность неподвластного людям воздействия сил природы). Из этого следовало, что не сама по себе природа, а лишь несовершенство человеческого отношения к ней создает основание для фантастического мировосприятия. Социальная ограниченность понималась прежде всего как несвобода людей в их общественном бытии, вызванная эксплуатацией человека человеком посредством внеэкономического принуждения, экономической зависимости, национального гнета. Подвидом С. к. р. считались «классовые корни религии», относимые к обществам с антагонистическими отношениями между социальными классами. Противоречивость социальной реальности и господство в ней факторов зависимости рассматривались как источник неадекватных представлений о природе общественных процессов, их мистификации в образах сверхчеловеческих потусторонних сил. Предполагалось, что по мере социального прогресса человечества в коммунистическом направлении отношения к природе и между людьми будут все более совершенными и потребность в религиозном восполнении действительности станет неуклонно снижаться. Применительно к социалистическому обществу было определено, что С. к. р. в нем подорваны, т. е. религия не связана с самой сущностью социализма, и если свидетельства религиозности еще сохраняются, то это есть следствие пережитков прошлого либо враждебного идеологического воздействия. В крайнем случае допускалось наличие временных трудностей и неантагонистических противоречий, в какой-то мере тормозящих отмирание религии при социализме.
Источник: Социология религии. Словарь.