Социальные медиа

Найдено 1 определение
Социальные медиа
(social media, cацыяльныя медыя) — информационно-коммуникативный феномен постиндустриального глобального общества. Представляет собой открытую, интерактивную, децентрированную, гетерархическую, коллаборативную сетевую экосистему асинхронных экстерриториальных коммуникативных пространств, функционирующих в различных технологических форматах и укорененных в общественно-корпоративных средах (социальные сети, блогохостинги, форумы, онлайн-игры, корпоративные порталы и др.). Наследуя структурно-функциональные качества Интернета (Web 3.0), СМ выступают альтернативой массмедиа (СМИ) — информационно-коммуникативному формату индустриальных наций-государств, осуществляющих монополию на информацию с целью идеологического контроля (информационной безопасности). Открытость СМ обеспечивается свободным, дешевым доступом к информации (средствам ее получения) и коммуникативным средам, где общение протекает преимущественно по модели «многие ко многим», предложенной В. Кросби (в СМИ доминирует модель «один ко многим»). Специфика хранения и трансляции информации в СМ обеспечивает возможность асинхронной коммуникации, потенциально неограниченной воспроизводимости и непрерывной доступности информации. В результате СМ демонстрируют экстерриториальный характер функционирования, когда стираются естественные национальные информационные границы и устраняется привязка к территории вещания, свойственная СМИ. Вместо пассивного потребления доставляемой информации (push-модель) участники СМ взаимодействуют в со-производстве мультимедийной информации — практиках создания, обсуждения и распространения в рамках pull- и pass-моделей, процесс которого внутренне стратифицирован (см.: принцип 90-9-1) и кластеризован в сообщества по схожим чертам и интересам (теория «малых миров»). Субъектность (активность) участников СМ снимает корпоративное ограничение на производство и распространение информации (в СМИ принадлежит немногочисленным государственным и коммерческим структурам), что обеспечивает децентрированность структуры СМ, основы которой исходно заложены в идее интернета: обеспечение неуничтожимости Сети при разрушении отдельных ее узлов. Технологическая и коммуникативная специфика СМ определяет их гетерархичность, множественность центров «власти», предлагающих собственные, неизбежно ангажированные инфообразы и «картины мира», в результате борьбы которых устанавливаются и сменяются доминирующие тренды восприятия информации, ее рефлексии и распространения. Данная борьба протекает на основе интенсивной широкой дискуссии, включающей большое количество индивидуальных и групповых производителей — потребителей информации (просьюмеров), распространяющих и борющихся за признание совместно (коллаборативно) выработанных позиций (мнений) по актуальным информационным поводам и социальным проблемам. Теоретическим фундаментом осмысления СМ выступают ряд подходов в рамках лингвистики, социологии, коммуникативистики, компьютерной науки (модели Якобсона, Лассуэлла, Осгуда, Катца-Лазарсфельда; подходы Маклюэна, Бодрийяра, Лумана и др.). Возникновение СМ как альтернативы массмедиа вызвало смещение с текстовой (структурной) онтологемы медийного пространства к коммуникативной (динамической) онтологеме.
Литература Неяскин Г. Н. Влияние социальных медиа на бизнес-коммунрикации // Интернет-конференция «Диалогические коммуникации в бизнесе», Москва, ГНУ ВШЭ, 2010. URL: http: // ecsocman.hse.ru / text / 33378753 / (дата обращения: 01.03.2015). Скотт Д. М. Новые правила маркетинга и PR. Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем. М.: Альпина Паблишер, 2013 А. Камаровский

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016