Разработку С.н. в советский период осуществляли министерства и ведомства СССР, госпланы союзных республик под руководством Госплана СССР. К этой работе привлекались соответствующие научно-исследовательские организации и ведущие ученые страны. Показатели учитывали обеспеченность населения предприятиями и учреждениями непроизводственной сферы, материальными благами и платными услугами. С.н. (пост. Госплана СССР от 23.06.1988 г. «О разработке социальных норм и нормативов») включали следующие показатели отраслей социальной сферы:
- в сфере здравоохранения – наличие коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей; посещение амбулаторно-клинических учреждений на 10 тыс. жителей; число жителей на одну аптеку; число мест в туристических учреждениях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, врачей и среднего медицинского персонала на 10 тыс. жителей;
- в сфере народного образования – число дошкольных учреждений отдельно в городе и в селе на 1000 детей дошкольного возраста; число мест в ПТУ на 1000 рабочих; наполняемость возрастных групп в дошкольных учреждениях, классов – в общеобразовательных школах; общую площадь зданий и сооружений, обеспеченность оборудованием, техническими средствами и электронно-вычислительной техникой, наличие автоматизированных рабочих мест на базе электронно-вычислительных машин отдельно по различным типам учебных заведений;
- в области культуры – число мест в клубных учреждениях и постоянно действующих кинотеатрах на 1000 жителей, в стационарных театрах и концертных залах (отдельно по каждой позиции) на 100 тыс. городских жителей; число жителей на одну библиотеку (отдельно для городского и сельского населения); число учащихся школ эстетического воспитания на 10 тыс. жителей; обеспеченность населения печатной и аудиовизуальной продукцией (число экземпляров книг, газет, журналов на одну семью); охват населения четырьмя программами радиовещания и программами телевидения (одной, двумя, тремя);
- в сфере торговли и общественного питания – размер площадей торговых залов в городских и сельских магазинах; число посадочных мест на 1000 жителей в общедоступной сети общественного питания;
- в жилищно-коммунальном хозяйстве – учет обеспеченности населения квартирами, индивидуальными домами на 100 семей, числа квадратных метров общей площади жилых домов на одного жителя; обеспеченность централизованным холодным и горячим водоснабжением, отоплением, электроэнергией, сетевым и сжиженным газом (городского населения), квартирными телефонами на 100 семей (отдельно для городских и сельских жителей).
С.н. указывали рекомендуемые размеры потребления населением основных групп пищевых продуктов: мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, сахара, овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод, хлебопродуктов, картофеля в соответствующих единицах измерения на одного жителя в год. Осуществлялся также учет норм рационального потребления важнейших изделий легкой промышленности и нормативов рациональной обеспеченности населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения: тканями, швейными и трикотажными изделиями, обувью, чулочно-носочными изделиями. Наличие товаров длительного пользования (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, кинокамеры, холодильники, стиральные машины – всего 26 наименований) рассчитывалось на 100 семей, а платные услуги (бытовые, связи, пассажирского транспорта, жилищно-коммунальные, культуры, здравоохранения и пр.) – в рублях на одного жителя.
Пособие «Социальные нормативы и ориентиры» (под ред. чл.-кор. АН СССР Ж.Т.Тощенко, 1980 г.) систематизировало и унифицировало С.н., дало определение понятия «социальный норматив»: «это научно обоснованная количественная и качественная характеристика оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон), полученная на основе учета объективных закономерностей общественного развития и возможностей … государстваи направленная на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей, всестороннее развитие личности». Все С.н. в нем сгруппированы по следующим направлениям: -нормативы, отражающие обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. человек; -нормативы, отражающие требования, предъявляемые к городским и сельским жителям; -нормы, связанные с использованием системы «человек–человек» или же отражающие нормы наличия продавцов, врачей, учителей, работников культуры и т.д. на 1 тыс. человек; -нормы, учитывающие специфику регионов и производственных коллективов (с учетом, что величина С.н. не постоянна, т.к. подвержена сложным динамическим изменениям).
Среди актуальных задач современного этапа становления социального государства в России – разработка и внедрение С.н. в практику всех действующих в нем субъектов. Настоятельная потребность в их разработке и использовании объясняется тем, что социальными процессами можно управлять лишь на основе применения своеобразных эталонов, позволяющих количественно и качественно оценивать уровень их развития.
Правительство РФ в апреле 1997 г. приняло постановление «О государственных минимальных социальных стандартах». Этот документ определил цели, принципы формирования и применения, типы и систему минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального, в т.ч. жилищно-коммунального обслуживания населения. В нем отмечалось, что «социальная стандартизация является вновь формирующейся сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органов государственной власти... При этом под государственными минимальными социальными стандартами понимаются установленные законодательством РФ социальные нормативы и нормы, регулирующие минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах, общедоступных бесплатных услугах». Его задача – содействие формированию нормативной базы бюджетной работы.
17 февраля 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в ее субъектах. Они содержат: 1) принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности; 2) подходы к учету субъектами РФ при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 3) примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и ее субъектам.
Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и применения в отечественной практике
Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и применения в отечественной практике
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник