Социальные сироты

Найдено 1 определение
Социальные сироты
дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения. К сожалению, в последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам отказались или были лишены родительских прав. По официальным данным, сейчас в России около полумиллиона таких детей.
В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные центры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения. В дореволюционной России подобные учреждения назывались «спасательными». Их специфику определяет особый социально-психологический статус детей – кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. В задачи этих учреждений входит многое:
- снять остроту психического напряжения;
- провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;
- восстановить или компенсировать утраченные социальные связи;
- вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности – игре, учению, труду, общению.
В ноябре 1989 г. был разработан и утвержден первый вариант Конвенции ООН о правах ребенка. В 1990 г. была также принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Таким образом, международное сообщество объединилось для защиты детей, признало приоритетность их интересов для благополучия и выживания человечества. Несмотря на предпринимаемые усилия в осознании проблем детства и их решении, положение детей в России вызывает обоснованную тревогу, продолжают серьезными проблемами оставаться социальное сиротство, преступность несовершеннолетних, рост числа самоубийств среди детей. Проблемы социального сиротства особенно остры именно сейчас, когда в нашей стране при резком снижении рождаемости число «искусственных» сирот не уменьшается.
В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Большинство детей – социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Родители многих таких детей – алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основных функций. Многие авторы, в их числе Л. И. Божович, В. Я. Титаренко, И. В. Борисова, М. Земска, 3. Матейчик, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Л. С. Выготский считал, что общение со взрослыми – основной путь проявления собственной активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества. Среди отечественных психологов и Б. Г. Ананьев отводил ведущую роль в формировании самосознания взаимодействию ребенка и взрослого.
Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка,– они просто другие. А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:
1. Частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка.
2. Педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье.
3. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего Я.
4. Жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
При рассмотрении различных предложений по реформированию системы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации на межрегиональной конференции «Сироты России: проблемы, надежды, будущее» (1993) было предложено для изменения ситуации детей – социальных сирот на законодательном уровне признать:
- приоритет предупреждения, профилактики социального сиротства над борьбой с его последствиями;
- приоритет возвращения ребенка в родную семью над другими формами его социального устройства;
- приоритет воспитания ребенка, лишившегося родителей, в семейных условиях над содержанием в сиротском учреждении;
- необходимость создания эффективной защиты прав ребенка, оказавшегося в таком учреждении и вышедшего из него.
Политика в отношении детей должна быть защитно-охранной, включать комплекс медико-психологических, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических направлений помощи и поддержки детей, в отношении которых есть опасность социального осиротения.
В деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, должны соблюдаться следующие основные принципы:
- приоритет интересов ребенка и его благополучие;
- возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих;
- опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии детей;
- гуманизация отношений, в том числе общения между детьми и сотрудниками;
- комплексный подход к диагностической и коррекционной работе с воспитанниками учреждения.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
108.18 кб

Социальный портрет сирот

Ахтямова О. В.
The social portrait of 129 children in child house is studied which includes personal records, case records and other documents.
Читать PDF
734.85 кб

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Мачихина К.С.,
В статье рассматривается система профилактики социального сиротства, методы деятельности органов местного самоуправления. Особое внимание уделяется индивидуально профилактической работе с детьми.
Читать PDF
133.29 кб

Социальное сиротство: грани проблемы

Соловьев А. В.
Социальное сиротство анализируется как комплексная проблема.
Читать PDF
256.91 кб

Истоки социального сиротства в России

Козлова Татьяна Захаровна
В статье рассматриваются истоки социального сиротства в России. Две трети от всех детей сирот сироты при живых родителях (социальные сироты). Одних матери оставили в роддоме, у других родители лишены родительских прав.
Читать PDF
145.07 кб

Гендерные аспекты социального сиротства

Осипова И. И.
Статья посвящена анализу гендерных аспектов социального сиротства.
Читать PDF
1.48 мб

Проблема социального сиротства в России

Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Ахмедпашаева Калимат Арслановна
Статья посвящена одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом в нашей стране. Как следствие социального сиротства дети имеют тяжелые последствия в развитии их личности.
Читать PDF
6.58 мб

Медицинские проблемы социального сиротства

Зелинская Дина Ильинична
Социальное сиротство является актуальной проблемой современности, затрагивающей все сферы общественной жизни.
Читать PDF
379.77 кб

Социальное сиротство. Исторические аспекты

Сорокина Татьяна Михайловна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Шамова Надежда Александровна
В статье рассматривается одна из важнейших проблем современного общества социальное сиротство, в ее историческом аспекте.
Читать PDF
381.66 кб

Сиротство как социально-историческое явление

Шахманова Айшат Шихахмедовна
Представлен исторический обзор проблемы сиротства. Рассматриваются исторически сложившиеся подходы к ее решению, сложившиеся в разных культурах и в разные исторические эпохи (с древнейших времен и до наших дней).
Читать PDF
278.51 кб

Факторный анализ Я-концепции социальных сирот

Талайко Светлана Валентиновна, Климова Елена Николаевна
Статья посвящена особенностям Я-концепции подростков, лишенных родительского попечительства, которые выявлены при помощи техники репертуарных решеток Дж. Келли с использованием проективного стимульного материала М.
Читать PDF
116.35 кб

Социализация и ресоциализация социальных сирот

Хорошилова Н.Ю.
В последние десятилетия неуклонно растет количество социальных сирот, которые попадают в учреждения интернатного типа.
Читать PDF
371.44 кб

Социальная проблема сиротства глазами студентов

Курбанова Зайнаб Абулмуслимовна
Сиротство остается очень важной проблемой для современного российского общества и требует безотлагательного решения.
Читать PDF
189.22 кб

Социальные сироты: дети или пасынки государства?

Маркина Ирина Владимировна
Актуальность данной темы, посвященной проблеме социального сиротства, обусловлена тем, что в настоящее время проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поднята в ранг проблем государственной зна
Читать PDF
555.12 кб

Педагогическое пространство социального сиротства

Искрин Никита Сергеевич
В статье дается обзор современной историографии по теме социального сиротства в России как педагогической проблемы.
Читать PDF
201.59 кб

Медико-социальные аспекты «социального сиротства»

Денисов Олег Витальевич, Тесленко Виталий Ремович
Авторами дана сравнительная медико-гигиеническая и социально-экономическая характеристика матерей города Челябинска, закончивших свою беременность родами, и женщин, оставивших детей без попечения родителей; исследована динамика со