СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ
Социальный факт
это описание в терминах социологической теории тех событий, о которых накануне мы получили числовые характеристики.
Факт социальный
единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества.
Факт социальный
единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типич. для той или иной сферы вещественной жизни или характерных для определенных социальных процессов.
ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Ф.с. обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
англ. fact, social; нем. Fakt, sozialer;фр. fait social; 1. Единичное, общественно значимое событие или нек-рая совокупность однородных событий, типических для той или иной сферы соц. жизни или характерных для определенных соц. процессов. 2. Событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики соц. ситуации, в к-рой они имели место.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Факт социальный
объективно, реально существующие события, свойства, отношения, связи социальной реальности и процессы их изменения [21.– С.465–466]. –социально-статистические, т.е. сгруппированные единичные события, получающие описание в некоторых концептуальных моделях… Понятие «социальный факт» может рассматриваться и в ином, качественном, смысле: как единичный факт, имеющий многоплановую социальную интерпретацию [34.– С.52–53]. –общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемые как социальное действие или результат определенной деятельности, а также вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды, оценки) [9.– С.591].
Источник: Социология. Словарь.
Социальный факт
Э.Дюркгейм использовал этот термин для характеристики социальных феноменов, накладывающих определенные ограничения на действия индивида, несмотря на то, что они являются внешними по отношению к нему. Таким образом, социальные факты являются (1) внешними по отношению к индивидам; (2) принудительными; (3) объективными, то есть не представляющими собой простой продукт субъективных определений. Существование законов вполне отвечает этим характеристикам. В качестве задачи социологии Дюркгейм отдавал предпочтение исследованию социальных фактов, а не объяснению социального действия с точки зрения свободной воли отдельного индивида.
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ
SOCIAL FACT) Э. Дюркгейм (Durkheim, 1895) настаивал на том, что социальные явления не могут быть сведены к индивидуальным состояниям, биологическим или психологическим, а зависят от социальных факторов. Так, он утверждал, что невозможно объяснить уровень самоубийства в какой-либо социальной группе, указывая, например, на склонность ее членов к депрессии. Уровень самоубийства объясняется степенью сплоченности социальной группы, выражаемой, например, распространенностью и типом религиозных убеждений. Дюркгейм сформулировал этот принцип в концепции социальных фактов. Социальные факты являются внешними, принудительными и объективными. В качестве социальных сил они являются внешними и сторонними по отношению к индивиду; они имеют принудительный характер, поскольку индивиды вынуждены считаться с ними; наконец, они могут быть измерены объективно. Таким социальным фактом является уровень самоубийства в каком-либо обществе. Он существует независимо от свойств индивидов, представляет собой внешнюю детерминирующую силу и может быть измерен. См. также: Деятельность и структура; Социальный конструкционизм.
Источник: Социологический словарь
Социальный факт
(fait social). В качестве социального факта можно рассматривать «всякий способ действия, фиксированный или нет, который может оказывать на нас внешнее принуждение» (Durkheim, 1895). Вот иллюстрация этому, приведенная в том же произведении: «Когда я отдаю себе отчет в своих обязанностях брата, супруга или гражданина, когда я приступаю к выполнению заключенных соглашений, я реализую обязательства, определенные вне меня и моих действий, в области права и морали. И даже если они согласуются с моими собственными чувствами и если я внутри себя ощущаю их реальность, она не перестает быть объективной, поскольку я не создал их внутри себя, но получил в процессе воспитания». В этой концепции мы видим особенность учения Дюркгейма. Если индивид порожден обществом и не иначе, объяснение социального феномена сводится к «раздельному поиску первопричины, которая его порождает, и функций, которые он выполняет». Поскольку причинно-следственная связь состоит в «отношениях, вытекающих из природы вещей», следует отказаться от «врожденных идей» и занять по отношению к социальным фактам позицию, сходную с позицией физика по отношению к предмету его изучения.
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.
ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
единичное общественно значимое событие или нек-рая совокупность однородных событий, типич. для той или иной сферы обществ. жизни или характерных для определенных соц. процессов. В онтологич. смысле Ф.с. - события, имевшие место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научн. (или шире - познавательном, гносео-логич.) смысле Ф.с. - события, описанные в четких понятиях с указанием специфики соц. ситуации, в к-рой они имели место. В качестве Ф.с. могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и соц. общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные действия, а также их всевозможные взаимосвязи. Поскольку Ф.с. становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными лишь при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками соц. ситуации. Научн. обоснованность установленных Ф.с. зависит от мировоззренческой позиции исследователя (ее реалистичности, прогрессивности), объективности социологич. теории, в понятиях к-рой описываются Ф.с, надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их связывания в совокупные соц.-статистич. факты. Установление достоверных Ф.с. обеспечивается тщательно разработанной программой социологич. (соц.) исследования, в к-ром определяются его цели и уточняются исходные понятия (теоретико-практич. рамки выделения существенных сторон описываемых явлений), четко демонстрируются правила процедуры регистрации и обобщения изучаемых явлений. Многие, если не большинство Ф.с, используемых в эмпирич., прикладной социологии, являются ста-тистич. обобщениями, или соц.-статистич. фактами. Наряду с этим социология опирается на монографич. описание объективных событий и явлений, имеющих (это должно быть доказано) существенное значение для анализа определенных соц. процессов. Лит.: Мерзон Л.С. Проблема научного факта. Л., 1972; Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Сараев. 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование, методология, программа, методы. М., 1987. В.А. Ядов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Факт социальный
1) состояние социальной действительности или свершившееся событие, не зависящее от исследователя; 2) элементарная компонента системы социального знания (единица обоснования, доказательства или опровержения в системе научной аргументации), полученная путем описания отдельных фрагментов социальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Ф. с., описанные в понятиях социологического знания, называются «социологическими» фактами. В качестве Ф. с. могут выступать продукты человеческой деятельности (как материальные, так и духовные), поведение индивидов или социальных общностей, а также вербальная деятельность людей (суждения, мнения, оценки, взгляды и т. д.). «...По каким признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей,а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты» (Ленин В. И. // Поли. собр. соч. Т. 1. С. 423-424). В социологическом познании совокупность фактов образует эмпирическую основу д.чя выдвижения гипотез и создания теорий. Установление же Ф. с. зависит от общенаучного мировоззрения, состояния и степени разработанности социологической теории, обоснованности и надежности процедур эмпирического социологического исследования. Данные условия определяют содержание и последовательность эмпирических процедур сбора и обработки фактуальных данных. Конечный результат познавательной деятельности научные факты вводится в социологическую теорию, задачей которой является описание, объяснение, а также предсказание ранее неизвестных Ф. с. Соответствие фактам существенное требование, предъявляемое к социологической теории. Факты системны и вне этой связи не обладают доказательной силой. Они «не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь», а там, где они вырваны из целого и из определенных взаимосвязей и используются лишь в качестве кратких сообщений, они «являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже» (там же. Т. 30. С. 350). Введение новых научных фактов в определенной мере видоизменяет теорию данного уровня, а изменения в ряде специальных социологических теорий ведут к соответствующим преобразованиям на более высоких этапах социологического знания. Проблематика Ф. с. имеет ключевое значение для исследования взаимосвязи между теоретическим и эмпирическим познанием в социологии.
Источник: Социологический справочник
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ
по Э. Дюркгейму - собственная предметная область социологической науки. Концепция С.Ф. разрабатывалась Дюркгеймом в контексте онтологического и методологического аспекта его социологической теории.
Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива и реальна, как и все другие виды реальности, поэтому развивается по определенным законам. 2) Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой. 3) Вследствие этого общество и индивид выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: "индивидуальные факты" - "С.Ф.", "индивидуальные представления" - "коллективные представления", "индивидуальное сознание" - "коллективное сознание". 4) Человек - двойственная реальность, homo duplex, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. 5) Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество - из индивидов.
Первичность общества имеет два смысла: а) исторический приоритет общества, где индивиды растворены в целом; б) логический приоритет объекта социальных феноменов, состоящих из С.Ф.
Методологический аспект социологизма Дюркгейма сводим к следующему: а) социология не обречена оставаться отраслью общей философии, а представляет из себя самостоятельную науку, способную тесно соприкасаться с конкретными фактами; б) социология изучает особую, а именно социальную реальность, основу которой составляют С.Ф.; в) в основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому С.Ф. рассматриваются как вещи.
Именно в этой точке концепции Дюркгейма онтологический аспект соприкасается, взаимопереплетается с методологическим: С.Ф. не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи. Дюркгейм отмечал: "Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию".
Дюркгейм подчеркивал, что С.Ф. не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им. Каковы эти характеристики?
1) С.Ф. выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям. Но это вовсе не означает, что они выступают в качестве внешних по отношению к сознанию коллективному.
2) С.Ф. состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом.
3) С.Ф. составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания, но объективную в чисто дюркгеймовском смысле - как независимую от индивидуального сознания. Он пишет: "Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию". /Примеры: верующие при рождении своем находят готовыми верования и обряды своей религии, если они существовали до него, то это значит, они существуют вне его. Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т.д. - все они функционируют независимо от моего индивидуального сознания. - Е.Б./
4) С.Ф. (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда я добровольно сообразуюсь с ними, я не замечаю их принуждающего влияния, но принуждение проявится тотчас же, как только я попытаюсь сопротивляться.
Итак, один из основных выводов, соединяющих онтологию и методологию Дюркгейма: категорию С.Ф. "составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются". Они не имеют иного субстрата, кроме общества, чем отличаются от всех других фактов. С.Ф. составляют собственную область социологии. К ним относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы и т.п. К С.Ф. принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.
В дюркгеймовском варианте определение С.Ф. гласит: "Социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления".
Из признания специфики социальной реальности (С.Ф.) вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии. В отношении к философии проявляется определенная двойственность. В письме к своему ученику Ж. Дали Дюркгейм писал: "Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути". Стремление отделится от философии связано с отношением Дюркгейма к умозрительным спекуляциям в социологической науке. Он считал, что социология должна строиться на эмпирических и рациональных методах материала, что отчетливо проявилось в его работе "Самоубийство" .
Еще более решительно восставал Дюркгейм против психологизма, считая необходимым освободить от него социологию.
Дюркгейм подразделял С.Ф. на два типа:
1) Морфологические, имеющие материальный субстрат - плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.
2) Духовные, нематериальные факты - коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание. Основное внимание Дюркгейм уделял коллективному сознанию, его различным формам: религии, морали, праву.
Е.М. Бабосов
Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива и реальна, как и все другие виды реальности, поэтому развивается по определенным законам. 2) Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой. 3) Вследствие этого общество и индивид выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: "индивидуальные факты" - "С.Ф.", "индивидуальные представления" - "коллективные представления", "индивидуальное сознание" - "коллективное сознание". 4) Человек - двойственная реальность, homo duplex, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. 5) Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество - из индивидов.
Первичность общества имеет два смысла: а) исторический приоритет общества, где индивиды растворены в целом; б) логический приоритет объекта социальных феноменов, состоящих из С.Ф.
Методологический аспект социологизма Дюркгейма сводим к следующему: а) социология не обречена оставаться отраслью общей философии, а представляет из себя самостоятельную науку, способную тесно соприкасаться с конкретными фактами; б) социология изучает особую, а именно социальную реальность, основу которой составляют С.Ф.; в) в основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому С.Ф. рассматриваются как вещи.
Именно в этой точке концепции Дюркгейма онтологический аспект соприкасается, взаимопереплетается с методологическим: С.Ф. не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи. Дюркгейм отмечал: "Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию".
Дюркгейм подчеркивал, что С.Ф. не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им. Каковы эти характеристики?
1) С.Ф. выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям. Но это вовсе не означает, что они выступают в качестве внешних по отношению к сознанию коллективному.
2) С.Ф. состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом.
3) С.Ф. составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания, но объективную в чисто дюркгеймовском смысле - как независимую от индивидуального сознания. Он пишет: "Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию". /Примеры: верующие при рождении своем находят готовыми верования и обряды своей религии, если они существовали до него, то это значит, они существуют вне его. Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т.д. - все они функционируют независимо от моего индивидуального сознания. - Е.Б./
4) С.Ф. (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда я добровольно сообразуюсь с ними, я не замечаю их принуждающего влияния, но принуждение проявится тотчас же, как только я попытаюсь сопротивляться.
Итак, один из основных выводов, соединяющих онтологию и методологию Дюркгейма: категорию С.Ф. "составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются". Они не имеют иного субстрата, кроме общества, чем отличаются от всех других фактов. С.Ф. составляют собственную область социологии. К ним относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы и т.п. К С.Ф. принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.
В дюркгеймовском варианте определение С.Ф. гласит: "Социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления".
Из признания специфики социальной реальности (С.Ф.) вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии. В отношении к философии проявляется определенная двойственность. В письме к своему ученику Ж. Дали Дюркгейм писал: "Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути". Стремление отделится от философии связано с отношением Дюркгейма к умозрительным спекуляциям в социологической науке. Он считал, что социология должна строиться на эмпирических и рациональных методах материала, что отчетливо проявилось в его работе "Самоубийство" .
Еще более решительно восставал Дюркгейм против психологизма, считая необходимым освободить от него социологию.
Дюркгейм подразделял С.Ф. на два типа:
1) Морфологические, имеющие материальный субстрат - плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.
2) Духовные, нематериальные факты - коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание. Основное внимание Дюркгейм уделял коллективному сознанию, его различным формам: религии, морали, праву.
Е.М. Бабосов
Источник: Социология: энциклопедия