договор о взаимных обязательствах между получателем адресной социальной помощи и обществом (в лице органа, уполномоченного на предоставление государственной социальной помощи). В договоре записывается, что конкретно каждая сторона договора обязуется сделать, чтобы изменить сложившуюся тяжелую ситуацию (плохое материальное положение) получателя адресной социальной помощи путем активизации потенциала малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина с целью постепенного перехода на самообеспечение.
Эта модель социальной работы включает разработку программы индивидуальной социальной адаптации — плана действий обеих сторон договора социальной адаптации, разработанного в результате собеседования и анализа причин сложившейся трудной жизненной ситуации и выявленных возможностей получателя помощи. В ходе реализации программы социальной адаптации осуществляется социальное сопровождение контракта со стороны специалиста социальной защиты для помощи и контроля ситуации.
Данная технология является рыночно ориентированной и направлена на преодоление социального иждивенчества, так как дает возможность малоимущим гражданам с помощью “стартового капитала” или профессионального потенциала самостоятельно изменить свое материальное положение. Министерством труда и социальной защиты РФ поставлена задача повышения эффективности выплат социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным.
Экономический кризис актуализировал переход к новой системе оказания адресной помощи.
Задачами социального контракта являются:
— сделать возможной социальную и профессиональную реинтеграцию получателя пособия и его непосредственного окружения (семьи) в целях приобретения достаточной независимости от социальной системы и полноценного участия в жизни общества;
— обеспечить, чтобы его близкое семейное окружение (в частности, дети) как можно раньше осознало и взяло на себя подобную ответственность;
— заставить осознать тот факт, что если у общества есть обязательства по отношению к своим гражданам, то и сами граждане должны оказывать обществу посильное содействие;
— в краткосрочной перспективе обеспечить гражданину стабильную интеграцию в общество путем доступа к достойному жилью, медицинской помощи, адаптированной к его ситуации, психологическому и социальному сопровождению;
— в более долгосрочной перспективе сделать человека полностью независимым, в частности, через получение им достойно оплачиваемой работы;
— внедренная система должна обеспечить мониторинг бедности на всей территории Российской Федерации.
В контракте должны быть предусмотрены санкции на случай невыполнения прописанных в нем условий. Санкции могут выражаться: в простой отмене назначенной помощи, возмещения уже перечисленных с начала контракта денежных средств. В контракте должны содержаться: сведения о гражданском состоянии клиента и его семьи (живущей с ним под одной крышей), совокупность результатов социальной диагностики, выполненной социальным работником совместно с этим гражданином. В контракте четко и ясно прописываются виды помощи, которую получит гражданин, а также обязательства, которые он возьмет на себя за это. Виды помощи могут выражаться как в денежной, так и в натуральной форме в зависимости от условий и политики, проводимой в каждом субъекте РФ.
Составление контракта должно предусматривать предоставление подтверждающих документов (гражданского состояния, места проживания, доходов). Субъекты Федерации тем не менее призваны следить за тем, чтобы список подобных документов был ограничен строгой необходимостью.
Адресная социальная помощь малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину с использованием социального контракта может предоставляться в виде:
— денежных выплат (ежемесячное социальное пособие, единовременная выплата целевого характера);
— натуральной помощи (товары, необходимые для выхода семьи из трудной жизненной ситуации либо сертификаты на приобретение данных товаров на предприятиях потребительского рынка субъекта Федерации);
— социальных услуг, способствующих выходу семьи из трудной жизненной ситуации, в частности, сюда относится социальное сопровождение контракта.
В случае использования системы социального контракта денежные выплаты могут быть двух видов: ежемесячные выплаты на период контракта; единовременная выплата для приобретения необходимой техники или скота для развития крестьянского подворья, материалов или оборудования для организации ИТД или малого бизнеса. Максимальный размер единовременной выплаты устанавливается администрацией региона исходя из возможностей бюджета.
Размер ежемесячной адресной социальной помощи может устанавливаться в пределах разницы между величиной прожиточного минимума семьи (одиноко проживающего гражданина) и суммарным доходом малоимущей семьи (доходом одиноко проживающего гражданина). В случае если существует региональный минимальный гарантированный доход, то суммарные доходы семьи могут сравниваться с этой линией бедности. Размер единовременной выплаты целевого характера зависит от условий и целей социального контракта; максимальный размер целевой выплаты устанавливается Правительством (администрацией) субъекта Российской Федерации.
Г.И. Климантова
Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”; Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”. Федеральный закон от 25.12.2012 г. № 258-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи”; Правовое обеспечение социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. О.Г. Прохоровой. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2013; Холостова Е.И., Климантова Г.И. Социальный контракт. От заключения до исполнения. Учебно-методич. пособие. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2012.