СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
англ. prestige, social; нем. Socialprestige. Сравнительная оценка общностью или группой и ее членами значимости различных соц. объектов на основе определенной системы ценностей.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Престиж социальный
оценка социального объекта (личности, социального института, организации и др.), разделяемая членами группы (общности) на основе соотнесения его значимых характеристик с признанной системой ценностей.
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
сравнительная оценка индивидом, группой, обществом социальной значимости различных объектов, явлений - их позиции и положения в обществе, свойств и характеристик, символов и знаков этих свойств и т.д. Оценка престижности является одним из действенных регуляторов поведения, предпочтений, решений, принимаемых субъектами (индивидом, группой, обществом).
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ
отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений индивида, социально-профессиональной группы, трудового коллектива и т.п., характеризующее то влияние, которым они пользуются в обществе. В более узком смысле С.П. означает то место, которое, с точки зрения общественного мнения , занимает тот или иной социальный статус в иерархии других статусов. В отечественной социологии С.П. изучается в связи с социальными ориентациями преимущественно молодежи .
Источник: Социология: энциклопедия
Социальный престиж
оценка статуса социальных групп и индивидов членами общества (чем выше оценка, тем выше престиж). С понятием социального престижа связана ориентация говорящих на язык какой-либо одной общественной группы: чем более престижен статус группы в глазах всех других членов данного социума, тем вероятнее, что именно ее язык способен служить образцом для подражания. Такой социально престижной языковой подсистемой обычно является язык наиболее культурной части общества, однако при определенных условиях шкала оценок может сдвигаться в сторону иных социальных групп. Так, среди подростков высокий престиж имеют те, кто владеет молодежным арго (см. арго).
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
отражение обществ. сознании реального положения в системе обществ. отношений отдельного человека, соц., профессиональной группы (слоя), трудового коллектива и т. п., характеризующее то влияние, уважение, к-рыми они пользуются в об-ве. Критерий П.с. применяется для анализа соц. стратификации наряду с критериями дохода, власти и др. В более узком смысле П.с. означает то место, к-рое с т. зр. мнения общественного (см.) занимает тот или иной статус социальный (см.) в иерархии др. статусов. На основе опросов обществ. мнения строятся шкалы П.с. проводится сопоставительный анализ таких шкал в различн. странах. П.с. тесно связан с престижем профессий (см.) и редко выделяется для самостоятельного изучения. В отечественной социологии П.с. я в связи с ориентацией социальной (см.) преимущественно молодежи. Ф.Р. Филиппов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
(от англ. prestige - авторитет, влияние, уважение) - мера признания обществом влияния и заслуг индивида. Отражается в общественном сознании как результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта с нормами и ценностями, принятыми в данном обществе. В различных социокультурных условиях проявляется в виде: материального благополучия, высокого общественного положения, принадлежности к профессиональной группе, обладающей общественным признанием и влиянием (престиж профессий), обладании нравственными, духовными качествами, высоко ценимыми в обществе и т. д. С т. зр. общественного мнения П.с. определяет место социального статуса в иерархии др. статусов. Категория П.с. используется в социологии и психологии для анализа процессов социальной стратификации, изучения специфики формирования общественного мнения, анализа интересов и предпочтений различных социальных групп.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Престиж социальный
общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные Статусные позиции в обществе наделяются разным П. с, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе П. с. происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас — банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому П. с. является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, «ресурс особого рода», наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии П. Бурдье выразил эту проблему в идее «символического капитала», который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.
Источник: Социология. Словарь по обществознанию
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
отражение в общественном мнении существующей в обществе иерархии (ранжирования) статусных позиций. Престиж (авторитет, уважение, признание) соц. позиции формируется при осознании реального значения ее функции для об-ва. На П.с. оказывает влияние распространенная в конкретном об-ве ценностная шкала тех или иных функций, признанных в культуре. П.с. статусных позиций в различных об-вах может быть различен. П.с. статусной позиции определяется об-вом, но не отдельным человеком. Об-во создает иерархию соц. позиций в зависимости от определения степени важности их функций, закрепляет эту иерархию и всячески ее поддерживает. Важным механизмом в этой деятельности является механизм морального и материального поощрения. Моральная поддержка статуса проявляется в том, что человек, обретая престижный статус, приобретает определенный авторитет в об-ве. Престижные статусы поощряются материальным вознаграждением, к-рое компенсирует трудовые затраты, подчеркивает степень важности данных функций для об-ва. Носители престижного соц. статуса сами уделяют внимание поддержанию его авторитета, ограниченности доступа к этой позиции. Эти усилия реализуются в корпоративной солидарности, профессиональной этике («долг врача», «офицерская честь», «достоинство учителя» и др.)
Лит.: 1) Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1996; 2) Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995; 3) Смелзер Н. Социология. М., 1994; 4) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. Г. С. Денисова
Лит.: 1) Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1996; 2) Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995; 3) Смелзер Н. Социология. М., 1994; 4) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. Г. С. Денисова
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Престиж социальный
франц. prestige обаяние, очарование, от лат. prestigium иллюзия, обман чувств) соотносительная оценка социальной значимости различных объектов, явлений, разделяемая членами данного общества, группы на основании принятой системы ценностей. Объективным критерием такой оценки в конечном счете выступает способность объекта удовлетворять некоторую общественную потребность, но ее непосредственным основанием может послужить любое социальное качество, воспринимаемое как желательное и привлекательное. Хотя П. с. является сложным опосредованием многих факторов и формируется преимущественно путем стереотипизации, его тем не менее можно рассматривать как определенный показатель реальной дифференциации социальных статусов, а также как инструмент для исследования систем ценностей данного общества. Высокий ранг в иерархии П. с. побуждает людей к определенному поведению, социальному выбору. Поэтому, воздействуя средствами массовой информации, искусства и т. п. на общественное сознание, можно несколько изменять сложившуюся иерархию П. с. или ослаблять действие престижных соображений в мотивации социального поведения индивидов и групп, воздействуя таким об разом на интенсивность и направленность определенных социальных процессов: миграции, потребительского поведения и др. В социологии приобрели наибольшее распространение исследования престижа профессий, населенных пунктов, символов социальных позиций. Результаты этих исследований используются при разработке комплексных планов социального развития трудовых коллективов, регионов, отраслей народного хозяйства, организации социально-профессиональной ориентации молодежи, решении некоторых других социальных проблем.
Источник: Социологический справочник