СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ
учреждение социального обслуживания населения, предоставляющее специализированные услуги детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в экстренной социальной помощи по обеспечению их временного проживания, социальной реабилитации и дальнейшего трудоустройства.
История возникновения и деятельности приютов для обездоленных детей, оторванных от родителей и нуждающихся в помощи, уходит корнями в средневековый период, когда монастыри принимали таких детей и помогали им. Первое богоугодное заведение для детей — Императорский Московский воспитательный дом — был учрежден в 1763 г. императорским указом Екатерины II. Это было первое учреждение в будущей сети социальных институтов, учрежденных на государственном уровне и призванных заботиться о сиротах, незаконнорожденных детях, родители которых по бедности или болезни не могли их содержать.
В ХХ столетии институт призрения царской России перестал существовать, проблемы детей постепенно стали решаться не только через приюты, но и колонии для несовершеннолетних. В конце 80-х — начале 90-х гг. в период сложных экономических преобразований, обострения бедности семей, усиления криминогенности начался рост преступности несовершеннолетних. Одним из создаваемых в России новых учреждений социального обслуживания был С.п. для детей и подростков.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” С.п. относится к субъектам профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Размещение несовершеннолетнего в социальный приют осуществляется по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности (подразделения УВД, органы опеки и попечительства и др.)
С.п. может быть как самостоятельным учреждением в системе социального обслуживания, так и структурным подразделением, создаваемым на базе других социальных учреждений, как правило работающих с семьей и детьми.
Социальные услуги в С.п. предоставляются на основании просьб несовершеннолетних, их законных представителей. Специалисты С.п. с учетом интересов детей, специфики трудной жизненной ситуации, в которой они оказались, разрабатывают реабилитационные программы оказания социальных услуг.
Основной вид деятельности С.п. — предоставление государственных услуг по специализированному стационарному социальному обслуживанию детей. С.п., как правило, оказывают следующие виды услуг: социально-бытовые (предоставление жилых помещений, мебели, постельных принадлежностей, одежды, обуви, питания); социально-психологические (консультирование, психодиагностика, профилактическая работа); социально-педагогические (консультирование, диагностика, педагогическая коррекция, организация досуга, организация получения образования); социально-экономические (предоставление при выписке нуждающимся детям одежды и обуви); социально-правовые (консультирование, защита прав и их интересов, восстановление утраченных документов, содействие в получении новых, представительство в суде); социально-медицинские (полное медицинское обследование, диспансеризация, содействие в получении лечения).
С.п. наряду с предоставлением специализированных стационарных услуг осуществляют другие виды деятельности: содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; выявление детей, нуждающихся в государственных услугах по специализированному стационарному обслуживанию.
Главной задачей социальной помощи несовершеннолетним в условиях С.п. является преодоление конкретно сложившейся в его жизни трудной ситуации, обеспечение возврата ребенка в родную семью или при невозможности — решение вопросов его жизнеобеспечения совместно с другими органами и учреждениями профилактики детской беспризорности и правонарушений.
О.И. Волжина
Лит.: Детский приют как центр медико-социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию // Ювенальные технологии: Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска / Под общ. ред. О.В. Зыкова, Н.Л. Хананашвили, А.С. Автономова. М.: Фонд НАН, 2008; История российских социальных служб. Хронограф / Под общ. ред. В.И. Жукова, Г.Н. Карстовой. М.: Изд-во РГСУ, 2002; Иващенко Г.Н. Проблема взаимодействия специалистов разного профиля в специализированных учреждениях по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М.: НИИ семьи и воспитания, 1997.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
1.83 мб

Эмоциональное состояние дошкольников, находящихся в социальном приюте

Брук Жанна Юрьевна, Кухтерина Галина Владимировна
В статье описываются результаты исследования эмоционального состояния дошкольников, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социальном приюте.
Читать PDF
1.43 мб

Роль религии в жизни воспитанников социальных приютов Республики Татарстан

Соловьев Михаил Михайлович
В статье на основе авторского социологического исследования раскрывается значимость религии в жизни воспитанников социальных приютов.
Читать PDF
201.42 кб

Жизнедеятельность приюта как условие социальной реабилитации ребенка группы риска

Крестьянинова М. В.
Дан анализ реабилитационных возможностей социального учреждения для несовершеннолетних с точки зрения организации его жизнедеятельности, т.е.
Читать PDF
172.65 кб

Педагогическое наследие и современные проблемы социальной адаптации беспризорных детей в приюте

Ящук Алла Владимировна
Представлена комплексная педагогическая модель социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта.
Читать PDF
163.83 кб

Саморегуляция поведения у мальчиков с отклоняющимся поведением, воспитанников социальных приютов

Привина М. Д.
В статье приводятся результаты исследования личностного уровня саморегуляции поведения (ценностно-смысловой сферы, рефлексии, активности) у мальчиков 9-16 лет с отклоняющимся поведением, воспитанников социальных приютов.
Читать PDF
612.46 кб

Особенности внешнего дыхания воспитанников социальнореабилитационного центра (приюта) и муниципально

Ненашева А. В.
Представлены новые данные, комплексно отражающие каскадные процессы функции внешнего дыхания у воспитанников социально-реабилитационного центра и в контроле у детей аналогичного возраста.
Читать PDF
324.28 кб

Система реабилитации детей и подростков в условиях социальных приютов (на примере республики Татарст

Зарипова Эльмира Амировна
Автор в статье раскрывает виды (социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-медицинская, социально-трудовая) и направления (психологическая коррекция, оздоровление, профилактика, профориентация и др.