Социальный прогресс

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Социальный прогресс
глобальный, всемирно - исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
англ. progress, social; нем. Sozialfortschritt. 1. Восхождение к более сложным формам общественной жизни. 2. Изменение в соц. отношениях, к-рое ведет к более полному равенству, росту соц. свободы и соц. справедливости.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Прогресс социальный
восхождение к более сложным формам социальной жизни. Изменение социальной системы, ведущее к новому качественному уровню общественной жизни: более справедливому, равноправному, обеспечивающему для индивида большую степень свободы.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
тип организации социальной сферы, происходящих в ней изменений, при которых она или отдельные ее элементы переходят на более высокую в соответствии с объективными критериями ступень, стадию развития. П. с. характеризуется преодолением или по крайней мере смягчением противоречий социальных и конфликтов, гармонизацией социальных связей и социальной интеграцией, улучшением качества и образа жизни всех слоев населения.

Источник: Экономико-социологический словарь.

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
тип развития соц. сферы, процесс происходящих в ней изменений, при к-рых она или отдельные ее элементы, отдельные соц. явления переходят на более высокую - в соответствии с объективными критериями - ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим соц. явлениям позитивных характеристик. Конкретнее - П.с. характеризуется преодолением или, по крайней мере, смягчением соц. противоречий и конфликтов, упрочением соц. связей и, следовательно, соц. сплоченности, улучшением условий жизни все более широких масс. П.с. находит проявление прежде всего во всемирно-историч. масштабе - при смене обществ. формаций, каждая из к-рых приносила с собой прогрессивные соц. сдвиги по сравнению с предшествующей, хотя эти сдвиги и были в ограниченном диапазоне и характеризовались существенной неполнотой и противоречивостью. Лит.: Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980; Марксизм и проблемы социального прогресса. М., 1986; Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Ю.Е. Волков.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
(от лат. progressus - движение вперед) - направление общественного развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; продвижение к желаемой цели. Социология XIX в. большей частью основывалась на предположении о существовании прогресса, к-рый ассоциировался с процессом индустриализации. Предполагалось, что технологическое развитие должно вести к положительным изменениям в материальном благосостоянии и выразится в улучшении здоровья населения ч увеличении продолжительности жизни. Ход индустриализации также увязывался с расширением прав гражданства, развитием грамотности и образования. Прогресс виделся как социальное проявление разума, знания и технологии. Однако мировые войны, а также становление фашизма и тоталитаризма в XX в. заставили социологов разувериться в прогрессивной природе индустриального общества. Традиционные концепции прогресса оказались не в состоянии ответить на три фундаментальных вопроса, связанных с социальным изменением: 1) каким социальным группам прогресс выгоден; 2) кто в состоянии определить, что считать прогрессивным; 3) кто имеет право решать, какие индивидуальные или социальные издержки допустимы для достижения того или иного уровня прогресса. Прогресса социального теории - системы теоретического знания, объясняющие социальный прогресс.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
(лат. progressus — движение вперед, успех) — такое направления обществ, развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Противоположным явл. регресс. Идея П.с. предполагает осознание самого факта изменений и развития об-ва. В течение длительного времени ни одна идея не была более важной как идея прогресса, хотя есть и утверждения о том, что мир верит в прогресс, потому что единственной альтернативой ему будет отчаяние (Поллард). Совр. видение П.с. характеризует его как медленное, поступательное развитие человечества, его «выползание из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, невежества ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на случайные отклонения» (Нисбет). П.с., т.обр., рассматривается как положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим (достигнутый прогресс) и между настоящим и будущим (предполагаемый прогресс). П.с. всегда соотносится с ценностями свободы, справедливости, равенства и т.д., т.е. явл. ценностной категорией, поэтому возникает необходимость определения шкалы ценностей, к-рые могут выступать критерием П.с. На первый взгляд, такой критерий полностью субъективен (у разных индивидов, групп, классов, наций могут быть различ. ценности), однако можно сформулировать и универсальные ценности, могущие быть критериями обществ, прогресса. Штомпка выделяет три параметра, к-рые могут рассматриваться в качестве универсальных ценностей: 1) сама человеческая жизнь, ее продолжительность (в XX в. она в два раза выше, чем в средние в-а); 2) сокращение временных затрат в любых видах деятельности; 3) знания, их увеличение и углубление. Есть области, в к-рых выбор критерия зависит от контекста. Напр., в XIX и первой половине XX вв. индустриализация, модернизация, урбанизация были синонимами прогресса, но позже выявились их отрицательные последствия, в том числе и глобального характера, стало очевидным, что прогресс в одной сфере часто возможен за счет регресса в др. В XX в. лейтмотивом в изучении об-ва становится не идея прогресса, а концепция кризиса — экономического, попитич., культурного.
Лит.: 1) Будон R Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998; 2) Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен (о понятиях «процесс», «изменение», «развитие» в политологии) //Полис. 1993. № 2; 3) .Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; 4) Эндрейн Чарльз Ф.. Сравнительный анализ политических систем // Политическое развитие и социальный прогресс. М., 2000. И. Ф. Коновалова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Попытки найти законы П.с. предпринимались как в прошлой истории, так и в настоящей. У Г. Гегеля выделяются 3 ступени в любом законченном развитии: тезис – антитезис – синтез. У О. Конта – это 3 стадии, которые проходит в своем развитии знание человека и человечества (источник прогресса): теологическая – метафизическая – научная, позитивная. К. Маркс рассматривал П. с. через призму развития и смены общественно-экономических формаций. Источник развития – это способ производства материальных условий человеческого существования. Фундаментальной основой П. с., по Э. Дюркгейму, является разделение труда, связанного с механизмом специализации в деятельности субъектов. Представители структурно-функционального анализа связывали социальный прогресс со сменой типов социальной организации сообщества со все более дифференцирующимися социальными институтами и их функциями. Эволюционисты объясняли П. с. потребностью сообществ в адаптации к природным условиям и особенно к динамично меняющимся историческим обстоятельствам своего существования. Марксистская трактовка П. с. исходила из саморазвития производительных сил и производственных отношений. С позиций функционализма и современной социальной синергетики, источником П. с. является реализация свойственной всякой открытой динамичной системе тенденции к структурному и организационному саморазвитию и расширению функций.
Комплексное определение П. с. в социологии связывают с социокультурной эволюцией в историческом масштабе на значительных отрезках времени. В масштабах жизни одного и даже нескольких поколений людей темпы и ритмы развития в разных специализированных областях деятельности, как правило, не совпадают. Само развитие имеет по преимуществу волновой характер, где всплески инновационной активности сменяются периодами освоения этих инноваций; на отдельных этапах в некоторых областях деятельности может наблюдаться стагнация или даже определенный регресс. Регресс знаменует попятное движение общества, отступление от достигнутых высот предыдущих ступеней развития и возвращение к предшествующему уровню. Он может носить локальный характер на фоне глобального процесса. П. с. возможен, но отнюдь не предопределен. Реализация этой возможности зависит от множества факторов, благоприятное сочетание которых – довольно редкое явление. Остановившиеся в своем социальном развитии сообщества либо консервируются в качестве исторических реликтов, либо дезинтегрируются, растворяясь в более развитых социальных системах и утрачивая свою социальную целостность и самобытность.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Прогресс социальный
последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, которое осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах социального развития. В Предисловии к «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «...Азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные (подчеркнуто нами.-Лег.) эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства... но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. // Избр. пр.: В 3 т. М., 1986. Т. 1. С. 536-537). Общий механизм П. с. во всех общественных формациях состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Эти новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека. В антагонистических обществах возникновение и удовлетворение новых общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов и подчинения одних классов и социальных групп другим. Насилие в этих условиях оказывается неизбежным спутником прогресса. Общественный прогресс осуществляется подчас с помощью бесчеловечного подавления трудящихся классов, угнетения целых народов и регионов миpa, искусственного сохранения их в состоянии отсталости, варварства и дикости. Там, где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия П. с. прекращается. В этих случаях история конкретных обществ и регионов мира характеризуется тупиковой линией развития, возникают периоды упадка. П. с. в мировой истории совершается зигзагообразно. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизаций. В XIX в. развитие капитализма приводит к возникновению контактов между всеми регионами мира, все народы земли в той или иной степени вовлекаются в орбиту современной цивилизации. Однако неравномерность капиталистического развития различных стран приводит к обострению борьбы воротил бизнеса за систематические переделы сфер влияния, дешевые источники сырья и наиболее выгодное помещение капитала. Эти обстоятельства стали решающими факторами возникновения первой и второй мировых войн, наиболее ярко выразивших социальный регресс и антигуманную природу капиталистического способа производства. Великая Октябрьская социалистическая революция прорвала сплошной фронт капиталистической эксплуатации. В результате возник новый тип П. с., в основе которого лежит тенденция к преодолению социальных антагонизмов и утверждению социального равенства, основанного на уничтожении классов. Социалистическая организация общественных отношений позволяет решить наиболее важные социальные проблемы, достающиеся в наследство от прежних формаций. Устраняется безработица, социальное и национальное угнетение, преодолевается культурная отсталость социальных слоев, регионов и народов. Решаются вопросы утверждения социальной справедливости в отношении обеспеченности наиболее важными жизненными благами, доступа к образованию и ценностям культуры. Широкие массы трудящихся вовлекаются в процессы индустриализации, НТР, культурного прогресса. Однако и при социализме П. с. чрезвычайно противоречив и тоже заключает в себе элементы регресса. Догматические представления о социализме связаны с идеей автоматического осуществления П. с. при условии отсутствия эксплуататорских классов. Эти представления,во многом обусловливающие бюрократические методы и формы использования власти при социализме, неизбежно приводят к застою, кризисным явлениям в экономической, социальной и духовнонравственной жизни социалистическою общества. В качестве тормоза П. с. выступают ослабление связи теории с практикой, чрезмерная централизация системы управления народным хозяйством, всевластие бюрократических интересов, расхождение между словом и делом, догматизм в идеологии. Перестройка всей совокупности сложившихся общественных отношений представляет собой разрешение накапливающихся в социалистическом обществе противоречий общественного развития. Она выявляет действительные возможности П. с. в новых условиях. Вместе с тем в конце XX в. изменяются международные условия П. с. Гонка вооружений ставит мир на грань термоядерной катастрофы. Возникает реальная угроза гибели человечества и современной цивилизации. Этой тенденции противостоят силы П. с., отстаивающие политику разрядки международной напряженности и устранения угрозы войны. Непременным условием выживания человечества становится разрыв с милитаризмом и признание сложных и неоднозначных путей развития народов. Выявляются более многообразные перспективы П. с. как во всем мире, так и в отдельных его регионах. Новое политическое мышление основывается на необходимости признания противоречивого, но во многом целостного и взаимозависимого мира. Концепция П. с., разрабатываемая в рамках нового политического мышления, признает необходимость постоянного диалога между представителями различных идеологических ориентации в качестве важнейшего компонента современной политической реальности. Условием П. с. является понимание приоритетности общечеловеческих интересов над классовыми и национальными. Современное понимание П. с. обретает новое содержание в связи с необходимостью перехода к политике «разоружения для развития» и разрешения глобальных проблем, стоящих перед всем человечеством.

Источник: Социологический справочник