СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
Стереотип социальный
разделяемый членами группы образ другой группы или категории людей.
Социальный стереотип
это разновидность когнитивных схем. Данные схемы создаются в отношении членов какихлибо социальных групп: этнических, тендерных, возрастных.
Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.
Социальный стереотип
схематизированный, упрощенный образ какого-либо явления социальной действительности, фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные черты.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Стереотип социальный
1) разделяемый членами группы образ другой группы или категории людей; 2) схематичный и, как правило, негативный взгляд на что-либо. В социологию введен Липпманом в 1922г.
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
упрощенное, стандартизированное представление (или образ) о социальном объекте (индивиде, группе, явлении или процессе), обладающее высокой устойчивостью, нередко эмоционально окрашенное.
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
англ. stereotype, social; нем. Stereotyp, sozialer. Схематизированный, стандартизированный образ или представление о соц. объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Стереотипы социальные
от греч. stereos - твердый, typos - отпечаток) - схематизированные представления о чем-либо, о каком-либо социальном объекте, возникающие из-за недостаточного опыта, ограниченной информации и видения, из-за фиксации лишь случайных, второстепенных признаков объекта.
стереотип социальный
social stereotype. - Образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе (см. атрибуция). Характерен для сферы обыденного сознания (например, redneck в американской культуре: 1) белый необразованный расист, сексист, как правило, фермер-южанин, водит пикап, пьет пиво, имеет ружье; 2) реакционер — данное значение распространилось из южных штатов, где оно возникло, на северные, где социальный статус не учитывается. Стереотип в этом значении заимствован в русский язык — рэднек).
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
(от греч. stereos - твердый + tupos - отпечаток) - стандартизированный образ или представление о социальном явлении, сложившееся и закрепленное в общественном сознании в результате упрощенного, устойчивого, эмоционально насыщенного образного восприятия социальной информации своей и чужих социальных общностей, а также узаконенные традицией формы социального поведения и антисоциального поведения. С.с. разделяется абсолютным большинством членов стереотипизирующей группы. Упрощенность С.с. позволяет индивиду экономить усилия при восприятии социальных явлений. Согласованность и устойчивость, эмоциональная окрашенность С.с. способствует сохранению воплощенных в них ценностей конкретной социальной общности.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Стереотип социальный
устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта людей, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму С. с. воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. С. с.неотъемлемый компонент массового и индивидуального сознания, проявляющийся в определенных стандартах поведения, деятельности. Благодаря им происходит необходимое упрощение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании. Закрепляют в себе как положительный, так и отрицательный опыт индивида, чем объясняется односторонность и ограниченность С. с., их способность сравнительно легко превращаться в предрассудк и. По своей гносеологической природе могут быть как истинными, так и ложными; по социальной направленности как прогрессивными, так и реакционными. Как правило, тесно связаны с эмоциональной стороной восприятия, хотя и не лишены логических обоснований. Широко используются в пропаганде, поскольку воздействие на массовое сознание осуществляется благодаря разработке и внедрению определенных С. с. Воспитание научного, критического мировоззрения предполагает осмысление источников формирования С. с., сознательную оценку их общественно-политического содержания. Изучение наиболее распространенных С. с. в конкретной исторической обстановке задача социальной психологии.
Источник: Социологический справочник
СТЕРЕОТИП социальный
упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значит, устойчивостью; в более широком смысле — традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения. Термин введен в социологию и социальную психологию амер. публицистом и исследователем У. Липпманом в работе «общественное мнение» (1922). Стереотипизированные формы трактовались им как «выжимка» из свода моральных норм, социальной философии и политической агитации. В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому сомнению традиции, нормы, ценностные ориентации и правила обществ, поведения. Он не располагает также полной информацией о событиях, по к-рым ему приходится высказывать собственное мнение и оценку. Поэтому в обыденной действительности люди часто поступают шаблонно, в соответствии со сложившимся С. Последний, стало быть, помогает человеку ориентироваться в тех обстоятельствах, к-рые не требуют от него аналитической мысли, индивидуального ответственного решения. Вместе с тем С. безотчетные стандарты поведения играют негативную роль в ситуациях, где нужна полная и объективная информация, аналитическая ее оценка. В массовом сознании складываются различные С. Они способствуют возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к нововведениям. В создание и насаждение С. (с.) большой вклад вносит манипулятивная пропаганда. В совр. зап. социологии и теории пропаганды С. рассматривается как универсальная, эмоционально окрашенная установка.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - "застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту. Термин "С.С." введен У. Липманом в работе "Общественное мнение" (1922) для обозначения как форм общения, организованных по упрощенным (типизированным на уровне повседневной жизни) схемам, так и оснований выносимых социальными субьектами стандартных оценок представителям общественных, профессиональных, этнических групп. С.С. активно разделяются сообществом, исторически и систематически формируются и закрепляются в социокультурном опыте, отличаются однообразием. Следование С.С. предполагает избегание ситуации выбора, минимизацию риска, распознавание каждой новой ситуации как привычной и непроблемной.
В психологии динамический стереотип - фиксированный порядок действий, описываемый по модели условных рефлексов и включаемый в социальную установку. Социальные ярлыки, эталоны массовой культуры, образцы общественного мнения, парадигмы науки, типизирующие схемы повседневной жизни заранее определены, легко идентифицируются, используются для понимания, организации социального мира и взаимодействия до тех пор, пока ситуация не проблематична. Воспроизводя возможные взаимоотношения, С.С. составляют особый тип логики, работающей в разных контекстах, на любом объеме информации за счет неограниченного приписывания известного неизвестному.
Д.М. Булынко
В психологии динамический стереотип - фиксированный порядок действий, описываемый по модели условных рефлексов и включаемый в социальную установку. Социальные ярлыки, эталоны массовой культуры, образцы общественного мнения, парадигмы науки, типизирующие схемы повседневной жизни заранее определены, легко идентифицируются, используются для понимания, организации социального мира и взаимодействия до тех пор, пока ситуация не проблематична. Воспроизводя возможные взаимоотношения, С.С. составляют особый тип логики, работающей в разных контекстах, на любом объеме информации за счет неограниченного приписывания известного неизвестному.
Д.М. Булынко
Источник: Социология: энциклопедия
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
1) стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно опред. образ, к-рый явл. концентрированным «черно-белым» выражением соц. установки (1); 2) модель структурирования опыта посредством конкретизации и упрощения (1); 3) поведенческий С.с. — исторически сложившиеся правила поведения и правила нарушения этих правил в опред. время и определенном месте, не нуждающиеся в мотивации в силу унаследованности их от предков (2). С.с. — характеризующийся согласованностью рез-т упрощенного образного восприятия соц. информации, своей и чужих соц. общностей, а также узаконенные традицией формы поведения и антиповедения. С.с. разделяется абсолютным большинством членов стереотипизирующей группы. Упрощенность С.с. позволяет индивиду экономить усилия при восприятии сложных соц. объектов. Согласованность и устойчивость, эмоциональная окрашенность С.с. способствуют сохранению воплощенных в них ценностей конкретной соц. общности. Зачастую автостереотипы, описывающие собственную группу, и гетеростереотипы состоят из тождественных по смыслу качеств, к-рые оцениваются по-разному в зависимости от приписывания своей или чужой группе (атрибуции-оборотни). Тем не менее С.с. всегда отражают реальные свойства взаимодействующих групп и отношения между ними. «Автоматизм» С.с., отключающий критическое мышление их носителей, позволяет возможность использовать С.с. в качестве средства манипуляции сознанием. Основное внимание исследователей привлекают этнические стереотипы.
Лит.: 1) Сикееич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; 2) Садохин А.П. Этнология. М., 2000; 3) Стефаненко Т Этнопсихология. М., 1999; 4) Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; 5) Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.,2000. В.П. Уланов
Лит.: 1) Сикееич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; 2) Садохин А.П. Этнология. М., 2000; 3) Стефаненко Т Этнопсихология. М., 1999; 4) Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; 5) Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.,2000. В.П. Уланов
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о соц. объекте. В таком смысле был введен в соц. науки У. Липпманом. В основе С.с. находится реальный психологич. феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта. Исторически С.с. исследовался в основном как стереотип представителя к.-л. соц. группы, как антропостереотип, а внутри этого объекта еще более узко - как этнич. стереотип, как предрассудок. Социологич. анализ раскрывает более глубокое содержание С.с. Будучи концентрированным выражением соц. установки (отсюда выдвижение на первый план человека как главного соц. объекта и основного содержания С.с), он выполняет те же функции в жизнедеятельности индивида и соц. общности: регуляции, интеграции и т. п. Роль С.с. в соц. процессе определяется тем, что этот стереотип представляет собой одну из разновидностей превращенной формы обществ. отношений, а именно их персонификацию, их "запись" как отношений соц. в виде антропоморфных образов. При таком подходе становятся понятными свойства С.с, зачастую объясняемые особенностями индивидуальной психики, напр., феномен поляризации, или "черно-белого" мышления. Функциональное назначение С.с. состоит в том, чтобы феноменологически поляризовать в противоположных образах стороны соц. противоречия, психологически мобилизовать на его разрешение силы участников соц. процесса. С.с. - образ, полярный по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию. Свойства С.с. широко используются в практике средств массовой информации, в искусстве. Лит.: Ядов В.А. К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии//Филос. науки. 1960, № 2; Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке//Вопр. философии. 1971, № 5; Lippman W. Public opinion. N.Y., 1921; Allport G.W. The nature of prejudice. N.Y., 1958; Bargler R. Psychologie stereotyper systeme. Stuttgart, 1966. Campbell D. Stereotypes and the perception of group differences//American psychologist. 1967. Vol. 22; Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology Cambridge, 1981; Oskamp S. Attitudes, opinions and beliefs. Sage, 1990. П.Н. Шихирев.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
(от греч. δτερεóς — твердый, прочный и τúπoς — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.
Понятие социального стереотипа было введено в научный обиход американским психологом У. Липпманном (W. Lippmann) в 1922 г. Как правило, группы членства являются реально существующими и задаются формальными характеристиками, такими как национальность, религиозная конфессия, пол, профессиональная принадлежность и т.п. Наиболее распространены социальные стереотипы о представителях различных расовых, национальных и религиозных групп. Стереотипичные представления о существующих психологических типах людей называются типажами. В соответствии с данными социальными стереотипами окружающие ожидают от индивида определенного поведения, сходного с ролевым. Основное отличие социального стереотипа от социальной роли состоит в том, что роль включает в себя набор предписаний для определенной группы лиц, в соответствии с которыми строятся ожидания окружающих людей, а социальный стереотип предполагает только ожидания без предписаний. Процесс стереотипирования (порождения стереотипов) является частным случаем процесса категоризации. При этом использование социальных стереотипов выглядит как подведение объекта под обобщающее понятие, которым является социальный стереотип. Будучи одной из разновидностей житейских понятий, социальный стереотип, как правило, характеризуется тем, что имеет неадекватную меру обобщенности существенных признаков объекта, их неполный или избыточный набор. Отмечается также, что с повышением уровня образования и общей культуры испытуемых стремление делать обобщения относительно различных социальных, и в первую очередь этнических, групп людей заметно снижается. Усвоенные индивидом ригидные социальные установки могут быть как позитивны, так и негативны. Последние принято обозначать как предубеждения. Таким образом, большинство социальных стереотипов можно считать предубеждениями, обозначив их как враждебную или отрицательную установку на отдельную группу людей.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность. 2006. № 4. С. 125–141.
Понятие социального стереотипа было введено в научный обиход американским психологом У. Липпманном (W. Lippmann) в 1922 г. Как правило, группы членства являются реально существующими и задаются формальными характеристиками, такими как национальность, религиозная конфессия, пол, профессиональная принадлежность и т.п. Наиболее распространены социальные стереотипы о представителях различных расовых, национальных и религиозных групп. Стереотипичные представления о существующих психологических типах людей называются типажами. В соответствии с данными социальными стереотипами окружающие ожидают от индивида определенного поведения, сходного с ролевым. Основное отличие социального стереотипа от социальной роли состоит в том, что роль включает в себя набор предписаний для определенной группы лиц, в соответствии с которыми строятся ожидания окружающих людей, а социальный стереотип предполагает только ожидания без предписаний. Процесс стереотипирования (порождения стереотипов) является частным случаем процесса категоризации. При этом использование социальных стереотипов выглядит как подведение объекта под обобщающее понятие, которым является социальный стереотип. Будучи одной из разновидностей житейских понятий, социальный стереотип, как правило, характеризуется тем, что имеет неадекватную меру обобщенности существенных признаков объекта, их неполный или избыточный набор. Отмечается также, что с повышением уровня образования и общей культуры испытуемых стремление делать обобщения относительно различных социальных, и в первую очередь этнических, групп людей заметно снижается. Усвоенные индивидом ригидные социальные установки могут быть как позитивны, так и негативны. Последние принято обозначать как предубеждения. Таким образом, большинство социальных стереотипов можно считать предубеждениями, обозначив их как враждебную или отрицательную установку на отдельную группу людей.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность. 2006. № 4. С. 125–141.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
схематичное, стандартизованное, устойчиво выражаемое представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенное. С. с. выражает привычное, закрепленное в сознании и поступках отношение человека к различным явлениям общественной жизни, другим людям и их общностям. Он аккумулирует предшествующий опыт индивидов или социальных групп, сложившийся в определенных социально-экономических и социокультурных условиях, в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.
В данном определении просматриваются по крайней мере два компонента С. с.: когнитивный образ, который обеспечивает предрасположенность субъекта к восприятию информации, и инструментально-прагматическая установка, создающая контекст оценивания информации и внутренней готовности субъекта к последующим действиям. Благодаря первому компоненту – когнитивному образу – использование С. с. позволяет алгоритмизировать процесс познания того или иного социального объекта иди явления. Второй компонент – инструментально-прагматическая установка – опосредует стимулирующее воздействие внешних условий на познавательные процессы и уравновешивает отношения субъекта познания со средой. Своеобразие С. с. заключается в том, что его природная двойственность (когнитивный образ и инструментально-прагматическая установка) находится в состоянии подвижного равновесия, которое способно нарушаться в моменты стихийных дисгармоний. Обычно это приводит к доминированию индивидуальной установки, которая является наиболее подвижным элементом С. с.: она как губка вбирает в себя увиденное и услышанное, трансформируя это в когнитивные образы (процесс информатизации сознания). Последние в свою очередь определяют способы и уровни познаний, исходя из значимости социокультурных норм, ценностей и традиций, господствующих в обществе.
Таким образом, С. с. являет собой реальный, имманентно присущий общественному сознанию и поведению феномен, в котором взаимодействуют два начала – нормативно-общезначимое и индивидуально-прагматическое. В благоприятных условиях они находятся в подвижном равновесии, а в периоды социально-экономических и политических кризисов вступают в противоречие друг с другом. Мера гармонии обоих начал в С. с. обусловливает гибкость, совместимость с творческим мышлением, их роль в экономических, социальных и культурных преобразованиях. С. с. как факт аккумуляции прошлого опыта самоценны и присущи любому типу общественного устройства. Однако каждый тип общества имеет свой опыт развития и функционирования стереотипного мышления, свои особенности гармонии (или дисгармонии) нормативно-значимых и индивидуально-прагматических начал в каждый момент развития. Если общество подавляет индивида и имеет собственные цели, не зависящие от индивидуальных целей и подчиняющие их себе, то сознание индивида стереотипизируется лишь как сознание члена общества (социальной группы) и лишь постольку, поскольку эти С. с. способствуют достижению общепринятых целей. В тоталитарном обществе, например, вырабатывается совершенно определенное понимание нормативно-значимого в С. с. Это подконтрольность функционирования С. с. и управляемость им; тип общественного мышления, основанный на слепой вере; консервативность С. с. как залог пассивного общественного поведения; единообразие С. с.; конформистская природа С. с. (и ее проявление в двойной морали); бедность и примитивность содержания С. с.; негативная программа (образ врага) как основа формирования С. с.
Подобное нормативно-значимое начало взаимодействует с установкой индивида не просто на социальную устойчивость, а скорее на социальную «застойность» образа мышления и форм существования. При радикальном изменении природы экономических и политических отношений следует иметь в виду необходимость и неизбежность преодоления в массовом сознании мощных психологических барьеров, стоящих на пути разрушения социальной устойчивости, заложенной в природе стереотипа. Снижение психологических барьеров и «расшатывание» устойчивости вызывает фрустрацию общественного сознания и разрушительно действует на человеческую психику. Есть основания полагать, что так называемая «ломка стереотипов» ведет к самым неблагоприятным социально-психологическим последствиям. В условиях ценностно-нравственного вакуума, возникающего в результате разрушения старых и отсутствия достаточно убедительных новых ценностей, формируются различные типы девиантного поведения, в том числе преступного. Итак, революционные изменения в обществе ведут к резкому нарастанию дисгармонии во взаимодействии нормативно-значимого и индивидуально-прагматического начал в С. с. Это сложнейшее противоречие в природе функционирования С. с., и способ его разрешения состоит в изменении, с одной стороны, нормативно-значимого начала в ходе радикальных изменений общественного устройства, а с другой – в выработке соответствующего ему индивидуально-прагматического начала. В процессе их гармонизации противоречие разрешается, с тем чтобы возникнуть вновь на ином уровне развития и в новом качестве.
Лит.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М., I960; Семендяева O. Ю. «Эффект стереотипизации»: теоретическое обоснование манипулирования массовым сознанием в социология США // Социол. исслед. – 1985. – № 1; Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988; Языковое сознание: стереотипы и творчество. – М., 1988; Бабосов Е. М., Русецкая В. И. Социальный стереотип // Социологический словарь. – Минск, 1991; Соколова Г. Н., Тырышкина E. С., Коростелева Е. А. «Эффект стереотипизации» и формирование экономического поведения // Экономический образ мышления: реальность и перспективы. – Минск, 1994. Г. Н. Соколова
В данном определении просматриваются по крайней мере два компонента С. с.: когнитивный образ, который обеспечивает предрасположенность субъекта к восприятию информации, и инструментально-прагматическая установка, создающая контекст оценивания информации и внутренней готовности субъекта к последующим действиям. Благодаря первому компоненту – когнитивному образу – использование С. с. позволяет алгоритмизировать процесс познания того или иного социального объекта иди явления. Второй компонент – инструментально-прагматическая установка – опосредует стимулирующее воздействие внешних условий на познавательные процессы и уравновешивает отношения субъекта познания со средой. Своеобразие С. с. заключается в том, что его природная двойственность (когнитивный образ и инструментально-прагматическая установка) находится в состоянии подвижного равновесия, которое способно нарушаться в моменты стихийных дисгармоний. Обычно это приводит к доминированию индивидуальной установки, которая является наиболее подвижным элементом С. с.: она как губка вбирает в себя увиденное и услышанное, трансформируя это в когнитивные образы (процесс информатизации сознания). Последние в свою очередь определяют способы и уровни познаний, исходя из значимости социокультурных норм, ценностей и традиций, господствующих в обществе.
Таким образом, С. с. являет собой реальный, имманентно присущий общественному сознанию и поведению феномен, в котором взаимодействуют два начала – нормативно-общезначимое и индивидуально-прагматическое. В благоприятных условиях они находятся в подвижном равновесии, а в периоды социально-экономических и политических кризисов вступают в противоречие друг с другом. Мера гармонии обоих начал в С. с. обусловливает гибкость, совместимость с творческим мышлением, их роль в экономических, социальных и культурных преобразованиях. С. с. как факт аккумуляции прошлого опыта самоценны и присущи любому типу общественного устройства. Однако каждый тип общества имеет свой опыт развития и функционирования стереотипного мышления, свои особенности гармонии (или дисгармонии) нормативно-значимых и индивидуально-прагматических начал в каждый момент развития. Если общество подавляет индивида и имеет собственные цели, не зависящие от индивидуальных целей и подчиняющие их себе, то сознание индивида стереотипизируется лишь как сознание члена общества (социальной группы) и лишь постольку, поскольку эти С. с. способствуют достижению общепринятых целей. В тоталитарном обществе, например, вырабатывается совершенно определенное понимание нормативно-значимого в С. с. Это подконтрольность функционирования С. с. и управляемость им; тип общественного мышления, основанный на слепой вере; консервативность С. с. как залог пассивного общественного поведения; единообразие С. с.; конформистская природа С. с. (и ее проявление в двойной морали); бедность и примитивность содержания С. с.; негативная программа (образ врага) как основа формирования С. с.
Подобное нормативно-значимое начало взаимодействует с установкой индивида не просто на социальную устойчивость, а скорее на социальную «застойность» образа мышления и форм существования. При радикальном изменении природы экономических и политических отношений следует иметь в виду необходимость и неизбежность преодоления в массовом сознании мощных психологических барьеров, стоящих на пути разрушения социальной устойчивости, заложенной в природе стереотипа. Снижение психологических барьеров и «расшатывание» устойчивости вызывает фрустрацию общественного сознания и разрушительно действует на человеческую психику. Есть основания полагать, что так называемая «ломка стереотипов» ведет к самым неблагоприятным социально-психологическим последствиям. В условиях ценностно-нравственного вакуума, возникающего в результате разрушения старых и отсутствия достаточно убедительных новых ценностей, формируются различные типы девиантного поведения, в том числе преступного. Итак, революционные изменения в обществе ведут к резкому нарастанию дисгармонии во взаимодействии нормативно-значимого и индивидуально-прагматического начал в С. с. Это сложнейшее противоречие в природе функционирования С. с., и способ его разрешения состоит в изменении, с одной стороны, нормативно-значимого начала в ходе радикальных изменений общественного устройства, а с другой – в выработке соответствующего ему индивидуально-прагматического начала. В процессе их гармонизации противоречие разрешается, с тем чтобы возникнуть вновь на ином уровне развития и в новом качестве.
Лит.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М., I960; Семендяева O. Ю. «Эффект стереотипизации»: теоретическое обоснование манипулирования массовым сознанием в социология США // Социол. исслед. – 1985. – № 1; Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988; Языковое сознание: стереотипы и творчество. – М., 1988; Бабосов Е. М., Русецкая В. И. Социальный стереотип // Социологический словарь. – Минск, 1991; Соколова Г. Н., Тырышкина E. С., Коростелева Е. А. «Эффект стереотипизации» и формирование экономического поведения // Экономический образ мышления: реальность и перспективы. – Минск, 1994. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.