Социальный возраст индивида

Найдено 1 определение
Социальный возраст индивида
Соціальний вік індивіда. Social age of individual. 1. Понятие социологии возраста. 2. С.в.и. – мера индивидуальной социальной зрелости, которая определяется готовностью и непосредственным выполнением социальных ролей, предписываемых данной культурой для определенного физического состояния. Понятие физического возраста используется в прикладных исследованиях как демографический признак или количественный показатель социально необходимого физического состояния индивида. Однако, в связи с тем, что физическое состояние индивида далеко не всегда совпадает с социально необходимой степенью его социализации, возникла потребность в понятии социального возраста, которое показывает не только степень возрастной социализации индивида, но и еффективность действия агентов, средств и механизмов социализации. Прямым показателем С. в. и. есть готовность и непосредственное выполнение им тех или иных социальных ролей. Социология чаще всего обращает внимание в своих исследованиях на молодежь, – категорию людей, для которой главным признаком является наиболее высокая социальная активность. Именно с молодежью общество связывает перспективы своего развития и изменений. Но и детство, юность, средний и пожилой возраст тоже есть такими категориями. Социологию культуры здесь отличает от возрастной социологии то, что если возрастную социологию интересуют особенности социализации в том или ином возрасте, то социология культуры интересуется возрастными изменениями в культуре индивидов, особенностями общения между представителями различных поколений, характером и способом социальных связей между ними. Например, общение с детьми возвращает нас к непосредственности и снимает контекстные, символические нагрузки на психику и сознание в целом. Общение с людьми пожилого возраста, наоборот, принуждает обращаться к контекстным, символически нагруженным смыслам (истории, например), без которых такое общение невозможно. В подобных системах общения происходит взаимная социализация (детей и взрослых, взрослых и людей пожилого возраста), что приводит к системному согласованию физического и социального возраста, а, в действительности, отработка целей и технологий, необходимых для определения направлений социальных изменений. Постоянное пребывание в определенном контексте требует постоянного отвлечения и поэтому часто люди для достижения “непосредственности” в общении прибегают к общению с природой, домашними животными, начинают употреблять алкоголь или наркотики и т. д. В этом смысле необходимо обратить внимание на пожилой возраст, который всегда символизировал (особенно в некоторых восточных культурах) жизненный опыт и интерпретировался как возраст мудрости, который обеспечивал особый социальный статус пожилых людей. Главным здесь есть то, что при таком подходе физическое старение не приводит к своеобразному “моральному старению”, т. е. не приводит к утрате социальной ценности пожилого человека и компенсируется новыми социальными ролями и, как следствие, социального старения как бы не существует. В обществах же западного типа проблема социального старения, а, соответственно, и социальной ценности конкретного человека и пожилых людей, как социальной группы, стоит очень остро. Мерой социального старения здесь фактически выступают экономические затраты на содержание пожилых людей, которые, будучи издержками, всегда рассматриваются как нерациональные. Как следствие, рационализация экономики иррационализирует жизнь целого поколения, приводя к отчуждению его от общества. Еще один аспект проблемы С. в. и. составляет тот факт, что, например, дети бедных практически не имеют детства, а их ранняя трудовая деятельность делает практически невозможным их приобщение к возрастной культуре детей. Следовательно, такие дети с детства по физическому состоянию если не старики, то взрослые люди. См. также Детство и Старость.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011