СОЦИОГРАФИЯ РЕЛИГИИ
СОЦИОГРАФИЯ РЕЛИГИИ
направление в эмпирической социологии религии, дающее описание наличной религиозной ситуации в обществе на основе официальных статистических данных и материала социологических наблюдений с применением методов индукции и сравнения. Наиболее авторитетная в социологии интерпретация социографического подхода принадлежит Теннису. Применительно к религии это направление разрабатывалось в трудах Лe Бра, его последователей и ряда других представителей религиозной социологии. Предметную область С. р. составляют конкретные объединения религиозные, находящиеся в определенной социальной среде и обладающие фиксируемыми пространственно-временными характеристиками. Особенностью С. р. является использование языка описания, оперирующего терминологическим аппаратом религиозных объединений, принадлежащих к традиционным религиям. Это позволяет более точно передавать отдельные аспекты изучаемых процессов, однако оказывается применимо далеко не ко всем религиозным «обществам (например, не подходит к новым религиозным движениям), что затрудняет сравнительные исследования. Кроме того, вероучительные смыслы религиозной терминологии могут отличаться от социологических значений, которыми она наделяется, что препятствует объективности анализа и адекватным обобщениям (см. Воцерковленностъ). В современной социологии религии С. р. рассматривается чаще всего в историко-научном плане как этап в развитии социологического подхода к религии.
Источник: Социология религии. Словарь.