sociogram) — см. Социометрия.
СОЦИОГРАММА
СОЦИОГРАММА
Источник: Большой толковый социологический словарь
СОЦИОГРАММА
(от лат. societas - общество, греч. gramma - черта) - репрезентация социальных симпатий и антипатий в виде графы, геометрической модели социальных взаимодействий.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Социограмма
графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малой группе.
СОЦИОГРАММА
от лат. societas - общество и греч. gramma - черта, буква, написание) - англ.sоciogramm; нем. Soziogramm. Способ представления межличностных и межгрупповых отношений (симпатий - антипатий) в виде графа.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОГРАММА
SOCIOGRAM) Отношения между членами группы могут быть графически представлены в форме социограммы, которая показывает, кто с кем взаимодействует и кто является реальными лидерами. Техника составления социограмм была разработана в 1940-е гг. и предшествовала современному анализу социальных сетей. См. также: Сеть/Социальная сеть; Социометрия.
Источник: Социологический словарь
Социограмма
способ изображения структуры межличностных отношений в малой социальной группе. Обычно используется для представления данных, полученных с помощью социометрического опроса (см. Социометрия). С., представляющая данные ответа всех членов группы на социометрический вопрос,это рисунок, на котором члены группы изображаются точками, а их выборы-стрелками (на рис. член группы 2, например, выбирает члена группы 4). Социограмме соответствует социоматрица: на пересечении i-й строки и j-ro столбца стоит 1, если i-й член группы выбирает j-ro в ответе на данный вопрос (т. е. если в С. есть стрелка от i к j) и О в противном случае.
Источник: Социологический справочник
Социограмма
графическое изображение математической обработки результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах; показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие «социометрических звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых) и «париев» (отвергаемых большинством), а также иерархию промежуточных звеньев между данными полюсами. Позволяет наглядно представить отношения в группе, степень организованности группы. Различают коллективные и индивидуальные социограммы:
- коллективные социограммы - графическое размещение членов группы в зависимости от их популярности – в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи; наиболее популярны социограммы-мишени, представляющие собой несколько концентрических окружностей: популярные, средние и непопулярные члены группы;
- индивидуальные социограммы - позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного человека в группе, например, отличить позицию лидера от позиции популярного члена группы, выделить отверженного или изолированного индивида.
- коллективные социограммы - графическое размещение членов группы в зависимости от их популярности – в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи; наиболее популярны социограммы-мишени, представляющие собой несколько концентрических окружностей: популярные, средние и непопулярные члены группы;
- индивидуальные социограммы - позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного человека в группе, например, отличить позицию лидера от позиции популярного члена группы, выделить отверженного или изолированного индивида.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
СОЦИОГРАММА
способ изображения структуры межличностных отношений в малой соц. группе. Обычно используется для представления данных, полученных с помощью социомет-рич. опроса. С, представляющая данные ответа всех членов группы на социометрич. вопрос, - это рисунок, на к-ром члены группы изображаются точками, а их выборы - стрелками (если в ответе на данный вопрос член группы А выбрал члена группы Б, то на рисунке проводится стрелка от точки А к точке Б). С математич. т. зр. С. представляет собой ориентированный граф, поэтому для ее анализа может использоваться теория графов (см.). Существует множество разновидностей С. Это, напр., следующие виды: концентрическая С, или "мишень" (члены группы располагаются в пределах круга, соответствующего их социометрич. статусу: чем выше статус, тем ближе к центру помещается соответствующая точка), локаграмма (члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении - за партами в школе, на рабочих местах на пр-ве и т. п.); взвешенная С. (в том случае, если тем или иным способом измерена интенсивность межличностных чувств, напр., социометрич. выборы имеют все, а величина интенсивности изображается на стрелках С); С. группировок (чем выше интенсивность межличностных чувств, тем ближе на С. расположены члены группы). Наглядность С. существенно повышается, если удается выделить социометрич. подструктуры (подгруппа, лидер и т. п.). Существуют также и др. методы повышения наглядности С. (можно изображать членов группы не точками, а различн. геометрич. значками - квадратиками, треугольниками - в зависимости от их пола, должности и т. п.; вводить секторы для разделения лиц по соц. признакам на концентрич. С; совмещать С, построенные по разным вопросам, на одном рисунке, используя различн. цвета для каждого вопроса и т. п.). См. также: Вес социометрического выбора, Опрос, Социометрия. В.И. Паниотто.
Источник: Российская социологическая энциклопедия