Социокультурная компетенция
Социокультурная компетенция
(лат. competentia принадлежность по праву; competentis - надлежащий, способный) - знание истории, обычаев, нравов, культуры, культурных и поведенческих стереотипов, характерных для того или иного народа. Социокультурной компетенцией человек овладевает в процессе социологизации - воспитания, образования, наблюдения. При овладении вторым языком (обучении неродному языку) важное значение имеет приобщение к социокультурной компетенции народа-носителя изучаемого языка, поскольку этнические языки отражают социальные и культурные стереотипы и нормы, принятые народом-носителем языка. Обладание социокультурной компетенцией является важным условием полного овладения неродным языком, условием «вживание» в чужую, инонациональную культурную среду. С понятием социокультурной компетенции связано понятие «культурного шока»: человек, попав в инокультурную среду и вынужденный в ней находиться, нередко испытывает значительный дискомфорт, связанный с незнанием нравов и обычаев, принятых в этом обществе, Напр., в мусульманском мире женщины при беседе не должны смотреть в глаза мужчинам, нр должны сидеть нога на ногу. С культурными обычаями связаны формулы вежливости: напр., в традиционном японском обществе существует большое количество форм обращения, варьирующихся в зависимости от пола, возраста, социального положения коммуникантов. Незнание социокультурных норм может привести к коммуникативной неудаче и коммуникативному конфликту. Ср.: коммуникативная компетенция, коммуникация, лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция.
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013