(СМУ) – условный (гипотетический) социальный индивид, образованный потенциальными участниками совместной деятельности с целью перманентного решения возникающих задач в конкретных проблемных ситуациях. Модель отражает генезис и динамику реальных процессов группообразования в обществе, которые имеют общесоциологическое значение. Как известно, понятие “социальная группа” обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений. Оно выступает родовым по отношению к понятиям политических, производственных, деловых, территориальных, этнических, религиозных, досуговых и др. общностей. В истории социологии, начиная с Т.Гоббса, теоретико-методологическим вопросам группообразования всегда уделялось повышенное внимание (Э.Дюркгейм, Г.Тард, Г.Зиммель, Л.Гумплович, Ч.Кули, Ф.Тённис и др.). Предпринимались и попытки создания социологической теории групп в виде двух концепций: проблемы групп решаются 1) путём соотнесения групповых процессов с индивидуальным поведением или 2)признанием существования некой “мистической групповой связи”, имеющей независимую реальность саму по себе. Мы не стремимся внести вклад в теорию групп, что было бы равносильно вкладу в общую социологию, но хотим обратить внимание на отсутствие у имеющихся теорий связи групп с их ролью в процессах социального управления и самоуправления. В частности на то, что любая группа, большая, средныя или малая, первичная или вторичная, формальная или неформальная, всегда решаеет те или иные внешние задачи и регулирует отношения внутри себя, т.е. выступает как относительно автономный целерациональный индивид. Для социолого-управленческого анализа любых социальных групп может быть предложена СМУ. С позиций СМУ такой индивид представляет собой персонифицированное социокультурное “тело” с нуклеарной структурой. Та часть этого “тела”, которая берёт на себя инициативу и наибольшую ответственность за ментальное и практичекое решение проблемы, представляет собой социальное “ядро”. Другая часть, которая в принципе поддерживает действия “ядра”, хотя в чём-то, возможно и оппонирует ему, рассматривается как идентификационный слой или полупериферия социального “тела”. В качестве периферийного слоя социального “тела” выступают те, кто формально участвует в разрешении проблемной ситуации, однако не разделяет целей и ценностей “ядра”, выступая в форме явной или скрытой оппозиции. Эта модель поддаётся дальнейшей понятийной и эмпирической интерпретации в соответствии со спецификой проблемной ситуации, места и роли конкретных социальных образований в их решении. Достоинством модели является возможность отражения в одном шаге измерительной процедуры признаков “сущего” и “должного” состояния преобразуемой социальной реальности. Это означает, например,что с её помощью можно решать задачи построения социального “тела” организации адекватного хорошо структурированной стратегической или тактической цели. Эта модель призвана описывать и проектировать работу механизмов социальной регуляции управленческого типа в различных структурах – от местного самоуправления и первичного производственного коллектива, до аппаратов общественных, деловых, политических и государственных организаций и работы различного рода целевых программ. См. так же : Идентификационный слой управляемой социальной системы. Периферийный слой управляемой социальной системы.
Лит.: Антипина Г.С.Группа социальная.//Социологическая энциклопедия. Т.1.М.,2003;Тихонов А.В.Социология управления. М.,2009. А.В. Тихонов
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.