Социолингвистическая компетенция

Найдено 1 определение
Социолингвистическая компетенция
(лат. competentia - принадлежность по праву; competentis - надлежащий, способный) - знание и потенциальная готовность выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта: ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего, социальной и функциональной роли коммуникантов, взаимоотношений между ними и т.п. Этнические языки отражают в своей системе социальные и культурные стереотипы и нормы, принятые народом-носителем языка. Базой для формирования СЛК является знание социальных и культурных норм использования языка (правил хорошего тона, формул вежливости, социальных норм общения между представителями разных поколений, полов, общественных групп, языкового закрепления определенных ритуалов, принятых в данном обществе).
СЛК включает знание семантических особенностей слов, идиоматических выражений, уместности их использования в зависимости от стиля и характера общения, того эффекта, который они могут оказывать на собеседника. У разных народов свои социальные и культурные нормы, свое отражение этих норм в языке, именно поэтому у носителей разных языков различные СЛК. Владение СЛК необходимо как при коммуникации между говорящими на родном языке, так и при коммуникации между людьми, принадлежащими к разным этносам, разным лингвокультурным сообществам. Невладение социолингвистической составляющей языка может стать причиной коммуникативной неудачи, особенно при общении между разноязычным людьми, вызвать у коммуниканта-реципиента недоумение, раздражение, обиду, даже оскорбить его. Ср. правила обращение на «ты» и «вы» в русском, украинском, английском, французском языках. СЛК является, наряду с лингвистической компетенцией, одной из главных составляющих коммуникативной компетенции. Ср.: коммуникативная компетенция, коммуникация, лингвистическая компетенция, социокультурная компетенция. Соцюлшгвютична компетенщя. Sociolonguistic competence.

Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
95.90 кб

О социолингвистической компетенции студентов

Маргус Т.
Читать PDF
209.82 кб

Методика развития умений аудирования в процессе совершенствования социолингвистической компетенции

Синькевич К. М.
В статье раскрываются критерии и показатели сформированности умений аудирования с учетом приоритета социолингвистической компетенции, методические условия, представлены некоторые из упражнений, используемых для развития умений ауд
Читать PDF
216.98 кб

Использование аутентичных видеоматериалов в формировании социолингвистической компетенции студентов

Бобрикова О. С.
Рассмотрены сущность понятия и компонентные характеристики социолингвистической компетенции как одной из основных составляющих коммуникативной компетенции.
Читать PDF
244.35 кб

Формирование социолингвистической компетенции у школьников в ходе реализации международных проектов

Горбунова Н.Л., Улитина С.Г.
Статья посвящена международным образовательным проектам, в которых участвовали группы школьников из г. Перми (Россия) и г. Эссена (Германия).
Читать PDF
471.16 кб

Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному язык

Михалева Любовь Викторовна
Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку позволяет наиболее полно реализовать принципы обучения межкультурному общению и способствует эффективному формированию коммуникативной и социолингвистической ком
Читать PDF
153.94 кб

Технология формирования социолингвистической компетенции студентов на материале аутентичных видеофил

Бобрикова O. C.
Определены критерии отбора аутентичных видеоматериалов. Приведена технология работы с аутентичными видеоматериалами, направленная на формирование социолингвистической компетенции студентов.
Читать PDF
272.22 кб

Интерактивные методы формирования социолингвистической компетенции студентов на практических занятия

Бобрикова О. С.
Рассмотрена сущность специфики интерактивных методов обучения в рамках реализации компетентностного подхода и определён их методический потенциал в целях формирования социолингвистической компетенции.
Читать PDF
113.29 кб

Использование речевого упражнения Case Study при формировании социолингвистической компетенции на эт

Овчинникова М. Ф.
Статья посвящена проблеме использования Case Study при формировании социолингвистической компетенции на этапе развития речевых умений.
Читать PDF
258.28 кб

Возможности электронно-почтовых проектов в формировании социолингвистической компетенции студентов в

Густомясова Татьяна Ильинична, Ломакина Ольга Евгеньевна
Рассмотрена роль проектного обучения в формировании компетенций, раскрыта сущность е-mail-проектов, детально представлено описание процесса формирования социолингвистической компетенции студентов средствами электронно-почтовых про
Читать PDF
390.59 кб

Технология формирования социолингвистической компетенции учащихся филологического класса средней шко

Овчинникова Марина Федоровна
В статье предлагается авторское видение процесса формирования социолингвистической компетенции в средней школе.
Читать PDF
327.88 кб

Формирование социокультурной и социолингвистической компетенции при обучении русскому языку арабских

Шейпак Светлана Александровна
Статья подготовлена по результатам обучения русскому языку старшеклассников иорданских школ с целью подготовки их к поступлению в российский университет.
Читать PDF
446.90 кб

Технология самостоятельной контролируемой работы в формировании социолингвистической компетенции буд

Бобрикова Ольга Сергеевна
Профессиональная подготовка переводчика в современной высшей школе базируется на компетентностном подходе.
Читать PDF
3.55 мб

Лингводидактические основы процесса формирования социолингвистической компетенции учащихся на основе

Захарова Ксения Андреевна, Милованова Людмила Анатольевна
В статье рассматриваются лингводидактические основы процесса формирования социолингвистической компетенции учащихся на основе мультимедийного учебно-методического комплекса.
Читать PDF
782.63 кб

Дидактические условия формирования социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного яз

Рискулова Камола Джуммаевна
В статье исследуются педагогические условия формирования социолингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка.