(лат. competentia - принадлежность по праву; competentis - надлежащий, способный) - знание и потенциальная готовность выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта: ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего, социальной и функциональной роли коммуникантов, взаимоотношений между ними и т.п. Этнические языки отражают в своей системе социальные и культурные стереотипы и нормы, принятые народом-носителем языка. Базой для формирования СЛК является знание социальных и культурных норм использования языка (правил хорошего тона, формул вежливости, социальных норм общения между представителями разных поколений, полов, общественных групп, языкового закрепления определенных ритуалов, принятых в данном обществе).
СЛК включает знание семантических особенностей слов, идиоматических выражений, уместности их использования в зависимости от стиля и характера общения, того эффекта, который они могут оказывать на собеседника. У разных народов свои социальные и культурные нормы, свое отражение этих норм в языке, именно поэтому у носителей разных языков различные СЛК. Владение СЛК необходимо как при коммуникации между говорящими на родном языке, так и при коммуникации между людьми, принадлежащими к разным этносам, разным лингвокультурным сообществам. Невладение социолингвистической составляющей языка может стать причиной коммуникативной неудачи, особенно при общении между разноязычным людьми, вызвать у коммуниканта-реципиента недоумение, раздражение, обиду, даже оскорбить его. Ср. правила обращение на «ты» и «вы» в русском, украинском, английском, французском языках. СЛК является, наряду с лингвистической компетенцией, одной из главных составляющих коммуникативной компетенции. Ср.: коммуникативная компетенция, коммуникация, лингвистическая компетенция, социокультурная компетенция. Соцюлшгвютична компетенщя. Sociolonguistic competence.
95.90 кб