Социолингвистика медиатекста

Найдено 1 определение
Социолингвистика медиатекста
(sociolinguistics of mediatexts, сацыялiнгвiстыка медыятэкста) — комплекс социолингвистических концепций и подходов, посвященных выявлению специфики и анализу текста сообщений, генерируемых и транслируемых в СМИ и НМ. Данные подходы опираются прежде всего на установки социального конструктивизма и применяют, как правило, техники анализа дискурса, контент-анализа, структурной и нарративной семантики, семиотики, функциональной прагматики и пр. В целом представители социолингвистических направлений в исследованиях медиа (Т. ван Дейк (T. A. van Dijk), Д. Матисон (D. Matheson), Р. Водак (R. Wodak), М. Йоргенсен (M. Jorgensen), Л. Филлипс (L. Phillips) и др.) трактуют языковую систему прежде всего с точки зрения ее социальной значимости и стремятся выявить те социокультурные предпосылки организации речевой деятельности акторов, которые находят свое выражение в текстах сообщений СМИ и НМ. В 1970- 80-х гг. данное научное направление складывается на теоретической основе «критической лингвистики», что привело к появлению отдельной традиции изучения медиадискурса в рамках социолингвистики. Согласно этой теории, высказывания являются результатом деятельности коммуникантов (говорящих и пишущих) в конкретной общественной ситуации; отношения субъектов речи обычно отображают различные типы социальных отношений (зависимостей и взаимозависимостей); средства коммуникации на любом уровне их функционирования социально обусловлены, поэтому соотнесенность содержания и формы высказываний непроизвольна, но всегда мотивирована речевой ситуацией. Основные понятия и проблемы СЛ МТ так или иначе оказываются связаны с понятием дискурса медиа (как СМИ, так и НМ) и охватывают несколько сфер: коммуникативная активность социальных групп как речевых коллективов, представленных в интернете в виде различных вебсообществ, особенности применения ими литературного языка в его многочисленных субкультурных модификациях, диалекты и социолекты в виртуальном пространстве, а также результаты их использования в зависимости от специфики речевых ситуаций. Ситуация задает рамки возможного владения языковыми навыками и их использования в процессе коммуникации, когда гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность выступают как основные факторы, влияющие на формат и режим общения в сети. При этом отмечается, что в виртуальном пространстве складываются особые условия самопрезентации субъектов (анонимность, транспарентность, иррелевантность и пр.), которые значительно упрощают процесс варьирования языковых средств и использования различных подсистем языка, находящихся в распоряжении разных языковых сообществ. Важнейшую роль здесь играет прежде всего стилистическое варьирование, когда использование различных языковых вариаций зависит от условий коммуникации: стиля, жанра, степени внимания к собственной речи, официальности / неофициальности обстановки и пр. Стратификационное варьирование, отражающее разделение языкового сообщества на слои и группы, в интернете отступает на второй план. В итоге в СЛ НМ традиционные социолингвистические проблемы и предмет исследований преломляются с точки зрения их репрезентации в постоянно изменяющейся речевой ситуации под влиянием технологических инноваций, а также последующих глобальных социальных и культурных трансформаций. Так, понятие языка и речевой практики оказывается не столь сильно связано с категорией языковой нормы (совокупностью правил выбора и употребления языковых средств) на макроуровне, поскольку внимание исследователей все больше привлекает ее влияние на речевые действия и языковое поведение отдельных индивидов и групп в конкретных речевых ситуациях на микроуровне. Тем самым в СЛ МТ происходит объединение интересов лингвистов и социологов, занимающихся как социологией массовых коммуникаций, институциональными проблемами СМИ, так и лингвистическими особенностями речевых форм и жанров, применяемых в процессе обмена сообщениями в формате межличностного общения (SMS, блоги, чаты, форумы, диалоги в системе Skype и т. п.).
Литература Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М., 2001. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. Харьков: Издво «Гуманитарный Центр», 2013. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Ветер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2009. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: лингвистический аспект анализа. М.: КРАСАНД, 2010. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016