СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ

Найдено 1 определение
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ
(ССП) — наиболее распространенная в 70—80-х гг. в СССР форма организации деятельности социологов на производственных предприятиях.
Они сосредоточивались в специальных подразделениях — в отделе, бюро, лаборатории и при отсутствии социологии в ряду учебных дисциплин комплектовались из числа инженеров, экономистов, философов, психологов, педагогов. ССП возникли в конце 60-х гг. и действовали преимущественно на крупных предприятиях до начала 90-х гг. Немногочисленные ССП существуют в настоящее время на весьма ограниченном числе предприятий в структурах управления персоналом. Деятельность ССП была связана с решением практич. проблем организации труда и управления, причем они поддерживали тесные связи с социологами вузов и академич. институтов.
Развитие ССП прошло ряд этапов.
Первый этап (60-е гг.) предшествовал появлению ССП на предприятиях, когда исследования на них выполнялись исключительно силами академич. институтов и вузов. К середине 60-х гг. основной тематикой становится работа над планами соц. развития (ПСР). Итогом этого этапа стали накопление знаний о реальных соц. процессах на предприятиях, пробуждение интереса у хозяйственных и властных структур к развитию промышленной социологии, формирование представлений о проблематике заводской социологии, подготовка кадров будущих заводских социологов.
Второй этап (последняя треть 60-х—середина 70-х гг.) характеризуется формированием заводских служб — социология, лабораторий, бюро, групп, а иногда она представлена одним социологом, как правило, входившим в состав отделов труда и заработной платы или лабораторий НОТ, АСУ и т. п. Проблематика по-прежнему связана с разработкой и реализацией планов соц. развития, но также проводятся исследования по широкому спектру соц. проблем. Одна из важнейших функций заводских социологов в этот период — предоставление администрации и партийным органам достоверной информации о соц. процессах на предприятии.
Теоретич. основой деятельности ССП была социология труда и урбанистическая социология. В методич. плане заводские социологи использовали опыт, накопленный академич. наукой. Специфика деятельности ССП к тому времени еще не была выявлена, а статус службы не был четко определен в системе управления предприятием.
Третий период (примерно с середины 70-х до начала 90-х гг.) — этап формирования зрелых ССП и продуктивной деятельности заводских социологов. В стране сформировался многочисленный отряд заводских социологов, который, по данным ССА, насчитывал 8 тыс. человек. Многие ССП приобрели статус управленч. подразделений, профессионально выполнявших социально-ин-женерные функции также и в структуре промышленных министерств. При этом деятельность ССП ограничивалась системой планово-директивной экономики, идеологич. догматами и отсутствием профессиональных специалистов-социологов. Тем не менее ССП внесла серьезный вклад в развитие отечественной социологии труда и управления, заложила фундамент для развития менеджмента и управленч. консультирования в России и странах СНГ.
См. также: План социального развития предприятия.
Лит.: Величко A. H., Подмарков В. Г. Социолог на предприятии. — М.: «Московский рабочий», 1976.; Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. — Новосибирск: «Наука», 1984; Зайцев А. К. Социологическая служба производственного объединения. Опыт КАМАЗ. — М.: «Экономика», 1982; Кравченко А. И., Щербина В. В. Социология труда и производства // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Ин-т социологии РАН, 1998; Щербина В. В., Садов-никова JI. Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. — Кишинев: «Штиинца», 1989.
В. В. Щербина

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.