Социологические теории народников
Социологические теории народников
Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.
Конец 1860х - начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.
Середина 1880х - середина 1890х годов: либеральное направление народничества.
С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально - крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Знание и революции", "Социальная революция и задачи нравственности", "Кому принадлежит будущее".
Был теоретиком подготовительно - пропагандистского направления. Выступал за длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов к социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда большинство населения осознает полностью ее необходимость.
М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:
"Кнуто-Германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия", "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена).
Был теоретиком бунтарско - анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология - наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество - естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.
Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство - революция, которая возможна при любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет "сверху вниз".
Считал, что религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.
П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: " Задачи революционной пропаганды в России", "Что такое партия прогресса", "Накануне и на другой день революции", "Производительные силы Европы", "Анархическое государство".
Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.
Источник: Глоссарий: основные этапы развития социологии в России