Социологическое воображение

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Социологическое воображение
sociological imagination). Использование социологом своей фантазии, воображения в социологическом исследовании. Воображение социолога способствует творческому решению проблем, отстранению от привычных шаблонов повседневности.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Социологическое воображение
Соціологічна уява. Sociological imagination. Согласно Ч. Р. Миллсу (C. Wraight Mills) – способность индивида понимать особенности социальной структуры, социальные связи и отношения. С. в. – черта культуры современного мышления, отличающегося от прежнего тем, что основу последнего составляли физические (а шире, естественнонаучные) представления, формировавшие дух технологизма. Господствующее ныне инженерное воображение, которому свойственно проводить аналогии между физическим (биологическим и прочее) и социальным, порождает такие социальные ориентации, которые значительно затрудняют решение социальных проблем. Осознание этого факта постепенно приводит к дезориентации науки и необходимости поиска новых ориентиров. Таким образом, на смену инженерному воображению, которое сегодня скорее внушает сомнение и страх, чем надежду на прогресс, должно прийти другое – социологическое. Необходима переориентация науки с природы на общество и культуру. Сегодня, благодаря именно С. в. многим стало понятно, что главные социальные проблемы современности, к примеру, проблемы голода, холода и нищеты практически решаемы. Основным препятствием на пути решения этих проблем является не отсутствие необходимых технологий, а современная социальная организация, социальная структура, требующая глубоких структурных преобразований.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

социологическое воображение
1) по Ч.P. Миллсу – плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными – начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества. Его ключевым качеством является взгляд как бы стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия. «Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью»; 2) по П. Штомпке – инновационное, рефлексивное мышление о текущем становлении, предполагающее следующие компетенции: видеть все социальные феномены, произведенные некими социальными агентами, индивидуальными или коллективными, и идентифицировать эти агенты; понимать глубокие, скрытые структурные и культурные ресурсы и сдержки, влияющие на социальную жизнь, включая шансы, которые имеют усилия агентов; распознавать накопившийся груз традиции, устойчивого наследия прошлого и их влияние на настоящее; вникать в социальную жизнь в ее непрестанной динамике, в процессе текущего становления; находить огромные разнообразия и разноликость форм, в которых может проявляться социальная жизнь; 3) по П. Бурдье – «научиться удивляться и недоумевать относительно вещей, которые давно считаются понятными»; 4) по С. Фуллеру – для анализа современного постмодернистского общества необходимо «новое» В.С., учитывающее реалии усложняющегося социума, в частности, «овеществления спонтанности», что предполагает мышление в терминах расширяющегося теоретического синтеза социологии с «недавно появившимися «прогрессивными» науками, среди которых: социобиология, эволюционная психология, поведенческая генетика»; 5) по У. Беку – «мы нуждаемся в новом социологическом воображении, которое реагирует на конкретные парадоксы и вызовы рефлексивного модерна и в то же время осмысленно и достаточно сильно, чтобы раздвинуть стены абстракции, в которую заключены академические рутины»; оно позволяет «обсуждать и спорить о том, чего не случилось, но что могло бы произойти, если мы не изменим курс»; 6) по С.А. Кравченко – необходимо нелинейно-гуманистическое В.С., включающее в себя как нелинейную, так и гуманистическую составляющие, в числе которых: рискологический поворот, исходящий из того, что магистральным направлением становится изучение рефлексивного, самоорганизующегося социума, усложняющейся динамики, имманентной сущностью которого является риск; исследование ненамеренных последствий человеческой деятельности, особенно в контексте амбивалентного характера формирующегося играизированного социума.
- Литература: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001; Sztompka, P. Society in Action: A Theory of Social Becoming. Cambridge, 1991; Штомпка П. Формирование социологического воображения. Значение теории // Социс, 2005. № 10; Бурдье П. Делегирование и политический фетишизм // П. Бурдье. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007; Fuller, Steve. The New Sociological Imagination. L.: SAGE, 2008; Beck, U. Risk Society Revisited: Theory, Politics and Research Programmes // The Risk Society and Beyond / B. Adam, U. Beck, J. van Loon (ed.). L.: Sage Publication, 2007; Кравченко С.А.Динамика социологического воображения: всемирная культура инновационного мышления. Монография. М.: Анкил, 2010.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.