СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
англ. sociology, alternative; нем. Soziologie, alternative. Леворадикальное направление, противопоставляющее себя как академической, так и прикладной социологии и критикующее их за "служебную" роль в системе управления и власти. Исследования, проводимые С. а., направлены на поддержку альтернативных движений и гражданских инициатив.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
общее наименование социологич. концепций, связанных с молодежными движениями конца 60-х - нач. 70-х гг. и отчасти с более поздними формами левого экстремизма. Развивалась крайними представителями радикальной социологии - А. Гоулднером, Ф. Ферраротти и др. С.а., по их замыслам, должна была прийти на смену официальной социологии, стоящей на службе "системы", выполняющей манипулятивные функции. С.а. отвергала все существующие социологич. концепции, в т. ч. и ряд радикалистских, в частности концепции Франкфуртской школы, оказавшие большое влияние на саму С.а. При этом С.а. свойственна антисциентистская ориентация, неопозитивистскому нейтрализму противопоставляется принцип "участия" социологов в обществ. жизни и борьбе, "вовлеченности" в процесс реализации своих проектов. Соц. программа С.а. характеризовалась экстремистскими тенденциями. Проповедовалась анархистская идея отмены гос. власти, всех существующих ин-тов, всех форм организации. На смену этому должна была прийти "прямая демократия". Лит.: Huber J.Wer soil das alles andern? Die Alterna-tiven der Alternativbewegung. В., 1981; Lacroix B. Lutopie communautaire: histoire sociale dune revolte. P., 1981; Jeger D., Hervien B. Les communautcs pour les temps diffi-ciles: neo - ruraux ou nouveaux moines. P., 1983. С.А. Эфиров.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
направление, оформившееся в рамках леворадикальной мысли к концу 60-х гт. XX в. на фоне подъема молодежного и студенческого движения на Западе. С.а., возникшая в США и широко распространившаяся в Западной Европе, относится к разряду критических направлений, занимает промежуточное положение между философией культуры и эмпирической социологией. С.а. подвергает критике буржуазную систему ценностей (утилитаристские, прагматические, потребительские ориентации) с позиций т. н. движения «культурной реформации», а политической революции противопоставляет «революцию в сознании». С.а. исследует конфликт между личностью и ее ролями, считая дистанцирование по отношению к ним необходимым для личностного самоутверждения. С.а. считает дезадаптацию и дезинтеграцию - пограничные состояния личности - наиболее продуктивными с т. зр. сохранения духовной независимости. В этом отношении А. с. находится под влиянием философии экзистенциализма. С.а. значительное внимание уделяет проблемам социализации молодежи. Успешная социализация - это, с т. зр. С.а., не что иное, как растворение молодежи в среде «отцов». Смена парадигмы обществ, развития возможна лишь в той мере, в какой в процессе социализации имеют место сбои, связанные с отказом молодежи следовать сложившимся эталонам поведения. Со второй половины 70-х гг. влияние С.а. ослабело, начался ее кризис. Из культуроцентричной, ориентированной на исследование общих ценностных сдвигов в массовом сознании она становится «социоцентричной», исследующей возможности альтернативных форм социального действия и обществ, организации. В последние годы С.а. вырабатывает инструментарий, необходимый для оказания экспертных услуг различным альтернативным движениям и гражданским инициативам. Открывается перспектива институтизации С.а. в рамках общедемократического движения на Западе и на этой основе - преодоления рецидивов контркультурного нигилизма и утопизма.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
направление, оформившееся в рамках леворад. мысли к концу 60-х гг. на фоне подъема молодежного и студенческого движения на Западе. А. с, возникшая в США (Гоулднер, Ч. Рейч, Т. Роззак) и широко распространившаяся в Зап. Европе, относится к разряду критических направлений, занимает промежуточное положение между философией культуры и эмпирической социологией. А. с. подвергает критике бурж. систему ценностей (утилитаристские, прагматические, потребительские ориентации) с позиций т. наз. движения «культурной реформации».
Политической революции противопоставляет «революцию в сознании». Явл. альтернативой как академической социологии, так и прикладной социологии, к-рые играют служебную роль в системе структур управления и власти. Ортодоксальная социология изучает способы наиболее эффективного подключения личности к заданным социальным ролям, А. с, напротив, исследует конфликт между личностью и ее ролями, считая дистанцирование по отношению к ним необходимым для личностного самоутверждения. Ортодоксальная социология (имеется в виду в первую очередь структурно-функциональное направление) исследует процессы психологической адаптации и ценностной интеграции личности в рамках господствующих ин-тов и норм, А. с, напротив, считает дезадаптацию и дезинтеграцию — пограничные состояния личности — наиболее продуктивными с т. зр. сохранения духовной независимости. В этом отношении А. с. находится под влиянием философии экзистенциализма. А. с. значит, внимание уделяет проблемам социализации молодежи.
Успешная социализация — это, с т. зр. А. с, не что иное, как растворение молодежи в среде «отцов». Смена парадигмы обществ, развития возможна лишь в той мере, в какой в процессе социализации имеют место сбои, связанные с отказом молодежи следовать сложившимся эталонам поведения. Апологетика «маргинальных групп» и состояний (дезадаптации, дезинтеграции, десоциализации) показывает близость А. с. контркультуре. Со второй половины 70-х гг. влияние А. с. ослабело, начался ее кризис. Из культуроцентричной, ориентированной на исследование общих ценностных сдвигов в массовом сознании она становится «социоцентричной», исследующей возможности альтернативных форм социального действия и обществ, организации. В политической области занимается анализом возможностей «прямой демократии», в организационно-управленческой сфере — противопоставлением прямых горизонтальных коммуникаций иерархическим вертикальным, неофициальных — официальным, малых форм — большим «аппаратам». В последние годы А. с. вырабатывает инструментарий, необходимый для оказания экспертных услуг различ. альтернативным движениям и гражданским инициативам.
Открывается перспектива институтизации А. с. в рамках общедемократического движения на Западе и на этой основе — преодоления рецидивов контркультурного нигилизма и утопизма. А. С. Панарин
Политической революции противопоставляет «революцию в сознании». Явл. альтернативой как академической социологии, так и прикладной социологии, к-рые играют служебную роль в системе структур управления и власти. Ортодоксальная социология изучает способы наиболее эффективного подключения личности к заданным социальным ролям, А. с, напротив, исследует конфликт между личностью и ее ролями, считая дистанцирование по отношению к ним необходимым для личностного самоутверждения. Ортодоксальная социология (имеется в виду в первую очередь структурно-функциональное направление) исследует процессы психологической адаптации и ценностной интеграции личности в рамках господствующих ин-тов и норм, А. с, напротив, считает дезадаптацию и дезинтеграцию — пограничные состояния личности — наиболее продуктивными с т. зр. сохранения духовной независимости. В этом отношении А. с. находится под влиянием философии экзистенциализма. А. с. значит, внимание уделяет проблемам социализации молодежи.
Успешная социализация — это, с т. зр. А. с, не что иное, как растворение молодежи в среде «отцов». Смена парадигмы обществ, развития возможна лишь в той мере, в какой в процессе социализации имеют место сбои, связанные с отказом молодежи следовать сложившимся эталонам поведения. Апологетика «маргинальных групп» и состояний (дезадаптации, дезинтеграции, десоциализации) показывает близость А. с. контркультуре. Со второй половины 70-х гг. влияние А. с. ослабело, начался ее кризис. Из культуроцентричной, ориентированной на исследование общих ценностных сдвигов в массовом сознании она становится «социоцентричной», исследующей возможности альтернативных форм социального действия и обществ, организации. В политической области занимается анализом возможностей «прямой демократии», в организационно-управленческой сфере — противопоставлением прямых горизонтальных коммуникаций иерархическим вертикальным, неофициальных — официальным, малых форм — большим «аппаратам». В последние годы А. с. вырабатывает инструментарий, необходимый для оказания экспертных услуг различ. альтернативным движениям и гражданским инициативам.
Открывается перспектива институтизации А. с. в рамках общедемократического движения на Западе и на этой основе — преодоления рецидивов контркультурного нигилизма и утопизма. А. С. Панарин