СОЦИОЛОГИЯ БИЗНЕСА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социология бизнеса (предпринимательства)
раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы развития бизнеса как коммерческой деятельности, дающей прибыль, предпринимательства, инициативы и созидательной энергии различных групп занятого населения, их заинтересованность и вовлеченность в успех получения прибыли. Социология бизнеса исследует экономические и социальные явления и процессы как результат деятельности людей, занимающих разное положение в бизнесе и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития бизнеса как социально-экономического процесса, а также отношения, складывающиеся в рыночной экономике между различными социальными группами и между государством и предпринимателями.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

СОЦИОЛОГИЯ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)
отрасль современного социологического знания, изучающая деловые отношения предпринимательства, взаимозависимость деловых кругов, предпринимателей, их отношения с государством и «третьим сектором», гражданским обществом по поводу собственности, результатов материального и духовного производства, средств труда. Ключевые разделы этой отрасли социологии: анализ проблем управления производством, маркетинг, управление финансами и персоналом. Для российской социологии данная проблематика является относительно новой, пришедшей на место анализа директивного управления и планирования социально-экономического (социального) развития предприятий, отчасти — социологии труда и промышленной социологии. Тем не менее к началу XXI в. социология бизнеса, предпринимательства стала одной из наиболее активно развивающихся, востребованных отечественных практикой отраслей социологического знания. См. труды О.В. Бессоновой, Е.А. Мостовой, С.В. Кирдиной, З.И. Калугиной, Л.В. Родионовой, А.Я. Троцковского, А.В. Иудина. А. В. Ковалева А.М. Сергиенко

Источник: Словарь виталистской социологии

СОЦИОЛОГИЯ БИЗНЕСА
специальная социологическая теория, рассматривающая определенные структурно-функциональные и причинно-следственные отношения в сфере бизнеса, т. е. применение капитала с целью получения прибыли. Использует методологические принципы и раскрывает закономерности функционирования и развития бизнеса как социально-экономической системы – сферы реализации экономических интересов субъектов рыночных отношений. В обобщенном виде С. б. изучает деловую активность социальных групп и слоев в системе хозяйственных отношений. Объектом С. б. выступает бизнес как сфера самореализации групп и слоев, рассматриваемых в качестве хозяйствующих субъектов, направленная на реализацию идей с использованием экономических ресурсов с целью получения прибыли или экономических выгод. В рамках этой теории «бизнес» определяется как система, функционирующая для удовлетворения специфических потребностей и экономических интересов тех или иных групп общества. Он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики, рассматривается как сфера осуществления предпринимательской деятельности и включает экономическую активность предпринимателей, потребителей, рабочей силы, агентов государственного аппарата, различных экономических сфер и систем. Методологическую основу С. б. составляют общенаучные, аналитические методы и приемы, заимствованные из разных областей знаний.
Для анализа явлений и процессов, происходящих в сфере бизнеса, наиболее приемлемы системный анализ и комплексный подход. Системный анализ находит широкое применение в С. б., поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию, социально-экономическое явление как объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Комплексный подход позволяет исследовать процессы, происходящие в сфере бизнеса, как объект, имеющий разные социально-экономические проявления. С. б. использует и все основные методы сбора и анализа социологической информации (опрос, изучение и анализ документов, наблюдение, эксперимент). Методика исследований С. б. постоянно совершенствуется, разрабатываются новые методы исследования, расширяется сфера применения различных методик. На теоретическом уровне С. б. изучает особенности формирования и реализации бизнес-идей различных социальных групп и слоев, их экономическую активность в различных сферах бизнеса (малом, среднем и крупном), с учетом особенностей социально-экономических, политических, социокультурных и трансформационных процессов, происходящих в конкретной стране, регионе. Эмпирическое направление С. б. представляют собой исследования, целью которых являются: оценка «сложившейся» бизнес-среды и ее развитие; оценка влияния внешних факторов (рынка, его инфраструктуры; системы государственного регулирования и поддержки различных сфер бизнеса) на формирование сферы бизнеса; разработка направлений создания и дальнейшего совершенствования благоприятной бизнессреды для развития экономической деятельности. Прикладными задачами С. б. является исследование: различных позитивных и негативных явлений, происходящих в бизнес-среде; влияния социальной среды на формирование и развитие бизнеса, а последнего – на социально-экономическое развитие общества; оценка результатов этого влияния с разработкой соответствующих рекомендаций по повышению эффективности развития различных сфер бизнеса. С. б. тесно связана с такими социологическими теориями, как социология предпринимательства, управления, менедж-мента, власти, организаций и т. п. Вместе с тем она постоянно развивается и совершенствуется, углубляя связи с другими отраслями знаний и расширяя научные представления о бизнесе. Д. И. Алехин

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
250.50 кб

Бизнес-культура в России: социологический взгляд

Тесленко Ирина Владимировна
В статье рассматриваются категории «организационная культура», «бизнес-культура»; выделяются национальные особенности российской бизнес-культуры.
Читать PDF
109.62 кб

Бизнес - СМК - бизнес: социологическая парадигма

Федотова Лариса Николаевна
Рассматривается процесс возникновения прессы как актуализация интересов различных социальных институтов, в частности, бизнеса. Анализируется сегодняшнее взаимодействие бизнеса и массмедиа.
Читать PDF
324.79 кб

Социальная ответственность бизнеса как социологическая категория

Боброва Елена Борисовна
Статья посвящена актуальным проблемам социальной ответственности бизнеса в современных российских условиях; сделан анализ экономического обоснования необходимости внедрения принципов СОБ в практику бизнеса на примере социальной по
Читать PDF
255.03 кб

Коррупция в оценке представителей бизнеса: социологический взгляд

Лиджи-Горяева С.Э., Оконов Б.А.
Статья посвящена проблеме коррупции в сфере коммерческой деятельности. Социологическими методами выявлены основные административные барьеры в бизнесе, уровень коррупциогенности в сфере коммерческой деятельности.
Читать PDF
58.39 кб

Социологический анализ отношений в системе власть - бизнес - общество

Хвесюк Наталья Георгиевна
Трансформация различных сфер социальной жизни в нашей стране проводится при использовании экономических и правовых рычагов «сверху вниз», тогда как особое значение приобретает социологический анализ в системе власть бизнес обществ
Читать PDF
386.53 кб

К вопросу о специфике эконом-социологического анализа бизнес-деятельности

Кузеванова Ангелина Леонидовна
В статье с позиций экономической социологии анализируется содержание бизнес-деятельности. Автор сравнивает экономический и эконом-социологический подходы к изучению бизнеса, выявляя их специфику.
Читать PDF
328.26 кб

Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М. : книга и бизнес, 2007. - 679 с

Петров Сергей Иванович
Читать PDF
15.69 мб

Ценностные принципы бизнес-деятельности в регионе: социологический аспект

Кузеванова Ангелина Леонидовна
На основе результатов автор приходит к выводу о том, что диапазон ценностных принципов бизнес-деятельности в Волгоградской области характеризуется реализацией принципов полезности, самостоятельности, независимости, успешности.
Читать PDF
235.18 кб

Управленческая культура бизнес-организаций: социолого-управленческий подход

Ильиных Светлана Анатольевна, Бондаренко Николай Анатольевич
В статье излагаются идеи социолого-управленческого подхода, которые выступают методологической основой исследования управленческой культуры бизнес-организаций.
Читать PDF
959.71 кб

Нравственный бизнес как проблема социологической науки и социальной практики

Тюленев Александр Иванович
В статье, исходя из имеющихся в словарных и научных изданиях дефиниций бизнеса, нравственности и морали, предложено авторское определение нравственного бизнеса.
Читать PDF
368.80 кб

Внешний социальный имидж бизнес-организаций Волгограда: опыт социологического анализа

Сагайдак Варвара Александровна
Актуальность и цели. Развитие информационного общества обусловливает усиление внимания к непрофильным областям деятельности компаний.
Читать PDF
295.98 кб

Механизм формирования ценностных принципов бизнес-деятельности (социологический анализ)

Кузеванова Ангелина Леонидовна
В статье анализируется роль ценностей и ценностных ориентаций в процессе формирования ценностных принципов бизнес-деятельности.
Читать PDF
292.92 кб

Ценностные представления современных российских бизнесменов: опыт социологического анализа

Кузеванова Ангелина Леонидовна
В рамках категориального поля социологии предпринимательства проведен анализ ценностных представлений современных отечественных бизнесменов.
Читать PDF
389.89 кб

Ценностные принципы бизнес-деятельности и особенности их реализации (социологический анализ)

Кузеванова А. Л.
Проведен социологический анализ процесса формирования ценностных принципов бизнес-деятельности. Выявлены особенности их реализации на индивидуальном, групповом и институциональном уровнях.
Читать PDF
221.86 кб

Значение отечественной социологии для оптимизации процессов управления в бизнес-организациях

Нуриджанов Арсен Эдвинович
Исследования отечественных социологов не всегда позволяют реализовывать задачи по оптимизации процессов управления в бизнес-организациях.