СОЦИОЛОГИЯ БИЗНЕСА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социология бизнеса (предпринимательства)
раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы развития бизнеса как коммерческой деятельности, дающей прибыль, предпринимательства, инициативы и созидательной энергии различных групп занятого населения, их заинтересованность и вовлеченность в успех получения прибыли. Социология бизнеса исследует экономические и социальные явления и процессы как результат деятельности людей, занимающих разное положение в бизнесе и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития бизнеса как социально-экономического процесса, а также отношения, складывающиеся в рыночной экономике между различными социальными группами и между государством и предпринимателями.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

СОЦИОЛОГИЯ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)
отрасль современного социологического знания, изучающая деловые отношения предпринимательства, взаимозависимость деловых кругов, предпринимателей, их отношения с государством и «третьим сектором», гражданским обществом по поводу собственности, результатов материального и духовного производства, средств труда. Ключевые разделы этой отрасли социологии: анализ проблем управления производством, маркетинг, управление финансами и персоналом. Для российской социологии данная проблематика является относительно новой, пришедшей на место анализа директивного управления и планирования социально-экономического (социального) развития предприятий, отчасти — социологии труда и промышленной социологии. Тем не менее к началу XXI в. социология бизнеса, предпринимательства стала одной из наиболее активно развивающихся, востребованных отечественных практикой отраслей социологического знания. См. труды О.В. Бессоновой, Е.А. Мостовой, С.В. Кирдиной, З.И. Калугиной, Л.В. Родионовой, А.Я. Троцковского, А.В. Иудина. А. В. Ковалева А.М. Сергиенко

Источник: Словарь виталистской социологии

СОЦИОЛОГИЯ БИЗНЕСА
специальная социологическая теория, рассматривающая определенные структурно-функциональные и причинно-следственные отношения в сфере бизнеса, т. е. применение капитала с целью получения прибыли. Использует методологические принципы и раскрывает закономерности функционирования и развития бизнеса как социально-экономической системы – сферы реализации экономических интересов субъектов рыночных отношений. В обобщенном виде С. б. изучает деловую активность социальных групп и слоев в системе хозяйственных отношений. Объектом С. б. выступает бизнес как сфера самореализации групп и слоев, рассматриваемых в качестве хозяйствующих субъектов, направленная на реализацию идей с использованием экономических ресурсов с целью получения прибыли или экономических выгод. В рамках этой теории «бизнес» определяется как система, функционирующая для удовлетворения специфических потребностей и экономических интересов тех или иных групп общества. Он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики, рассматривается как сфера осуществления предпринимательской деятельности и включает экономическую активность предпринимателей, потребителей, рабочей силы, агентов государственного аппарата, различных экономических сфер и систем. Методологическую основу С. б. составляют общенаучные, аналитические методы и приемы, заимствованные из разных областей знаний.
Для анализа явлений и процессов, происходящих в сфере бизнеса, наиболее приемлемы системный анализ и комплексный подход. Системный анализ находит широкое применение в С. б., поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию, социально-экономическое явление как объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Комплексный подход позволяет исследовать процессы, происходящие в сфере бизнеса, как объект, имеющий разные социально-экономические проявления. С. б. использует и все основные методы сбора и анализа социологической информации (опрос, изучение и анализ документов, наблюдение, эксперимент). Методика исследований С. б. постоянно совершенствуется, разрабатываются новые методы исследования, расширяется сфера применения различных методик. На теоретическом уровне С. б. изучает особенности формирования и реализации бизнес-идей различных социальных групп и слоев, их экономическую активность в различных сферах бизнеса (малом, среднем и крупном), с учетом особенностей социально-экономических, политических, социокультурных и трансформационных процессов, происходящих в конкретной стране, регионе. Эмпирическое направление С. б. представляют собой исследования, целью которых являются: оценка «сложившейся» бизнес-среды и ее развитие; оценка влияния внешних факторов (рынка, его инфраструктуры; системы государственного регулирования и поддержки различных сфер бизнеса) на формирование сферы бизнеса; разработка направлений создания и дальнейшего совершенствования благоприятной бизнессреды для развития экономической деятельности. Прикладными задачами С. б. является исследование: различных позитивных и негативных явлений, происходящих в бизнес-среде; влияния социальной среды на формирование и развитие бизнеса, а последнего – на социально-экономическое развитие общества; оценка результатов этого влияния с разработкой соответствующих рекомендаций по повышению эффективности развития различных сфер бизнеса. С. б. тесно связана с такими социологическими теориями, как социология предпринимательства, управления, менедж-мента, власти, организаций и т. п. Вместе с тем она постоянно развивается и совершенствуется, углубляя связи с другими отраслями знаний и расширяя научные представления о бизнесе. Д. И. Алехин

Источник: Экономико-социологический словарь.