СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
англ. sociology, dialectic; нем. Soziologie, dialektische. Антипозитивистское направление социологии (франкфуртская школа, генетический структурализм, диалектический гиперэмпиризм и др.), подчеркивающее диалектическое взаимодействие соц. структур, результатом к-рого является соц. изменение.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
направление в зап. теоретич. социологии, противопоставляющее себя широко толкуемому позитивизму и неопозитивизму, акцентирующее в противоположность последнему не статичность и "согласие" соц. структур, а их диалектич. противостояние, конфликт между ними, порождающий непрерывное соц. изменение. Школа франкфуртская (см.) принадлежит к одному из основополагающих ответвлений С.д. Уже в 30-х гг. М. Хоркхаймер в своей концепции "тотального" подхода к об-ву выступает с критикой не только метафизич. односторонности гегелевской философии истории, но и "дурной единичности" позитивистского социологич. эмпиризма. Не найдя решения этой антиномии, Хоркхаймер и его сторонники начинают склоняться к негативно-критич. ориентации (акцент на тотальную "критику буржуазной социологии"). Гипер-критич. направленность доминирует в работе М. Хоркхаймера и Т. Адорно "Диалектика просвещения" (1947). Основоположники Франкфуртской школы выступают не только против бурж. социологии, но и против "просвещения" вообще: "просвещение" в их трактовке является универсализированным веберовским "принципом рациональности", к-рый, в свою очередь, толкуется как выражение отчуждения. Э. Фромм и Г. Маркузе связали это понимание диалектики с фрейдистскими категориями, превратив ее в социологи-зированный вариант диалектики отчужденного сознания и нерационализируемого бессознательного. Во Франции крупнейшим представителем С.д. был Ж. (Г. Д.) Гурвич. "Диалектич. гиперэмпиризм" (или "эмпирико-реалистич. диалектика") Гурвича содержит в себе резкое отрицание философии Гегеля, к-рый выделяет якобы из диалектич. триады (тезис - антитезис - синтез) лишь последний элемент, что равнозначно "смертному приговору диалектике". Подлинная диалектика, утверждает Гурвич, должна быть "непримиримой", полностью отрицающей всякую стабилизацию внутри соц. структур. С этой позиции он подвергает критике все предшествующие концепции диалектики социального, в том числе Марксову диалектику (правда, считая последнюю наиболее приемлемой). "Диалектич. гиперэмпиризм", по Гурвичу, - это не подход к фактам соц. реальности как к выхваченным из целостности и тем самым умерщвленным, деформированным явлениям, пригодным лишь для иллюстрации заранее заданных теорий, а открытие с помощью диалектич. метода бесконечно разнообразного опыта, основополагающие рамки к-рого беспрерывно обновляются. Тенденции к "диалектизации" амер. социологии, в к-рой наиболее сильной была традиция структурного функционализма (см. Анализ функционалъный в социологии), связаны с амер. периодом деятельности франкфуртской школы и ее влиянием на молодых амер. социологов. В отличие от функционалистов, сторонники амер. С.д. не считают структуру социума ("повседневной реальности") неизменной. Допускается возможность "проблемных ситуаций", неразрешимых в рамках старых структур. Соц. изменение рассматривается как фактор, равноценный по своему значению "соц. порядку". В категориальный аппарат социологии вводятся этически окрашенные категории - гуманизма, ответственности свободы выбора и т. д. Лит.: Буржуазная социология на исходе XX века М., 1986; Marcuse H. Reason and revolution. N.Y., 1941; Gur-vich G. Dialectique et sociologie. P., 1962; Horkheimer M Adorno Th.W. Dialektik der Aufklarung. Fr./M., 1969. С.М. Митина.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
антипозитивистское направление в зап. теоретической социологии, акцентирующее диалектическое взаимодействие социальных структур, рез-том к-рого явл. социальные изменения. Одно из основополагающих ответвлений Д. с.— франкфуртская школа. Уже в 30-е гг. Хоркхаймер выступил с критикой как метафизической односторонности гегелевской философии истории, так и «дурной единичности» позитивистского социол. эмпиризма. Не найдя решения этой антиномии, Хоркхаймер и его сторонники склонялись к негативно-критической ориентации на тотальную критику бурж.социологии.
Гиперкритическая направленность доминирует и в работе Хоркхаймера и Адорно «Диалектика просвещения» (1947), в к-рой они выступают не только против бурж. социологии, но и против «просвещения» вообще: «просвещение» в их трактовке явл. универсализированным веберовским «принципом рациональности» (М. Вебер), последний, в свою очередь, толкуется как выражение отчуждения.
Фромм и Маркузе связали это понимание диалектики с фрейдистскими категориями, превратив ее в социологизированный вариант диалектики отчужденного сознания и нерационализируемого бессознательного. Во Франции крупнейшим представителем Д. с. был Гурвич. «Диалектический гиперэмпиризм» (или «эмпирико-реалистическая диалектика») Гурвича содержит в себе резкое отрицание философии Гегеля, к-рый, по его мн., выделяет из диалектической триады (тезис — антитезис — синтез) лишь последний элемент, что равнозначно «смертному приговору диалектике». Подлинная диалектика, утверждает Гурвич, должна быть «непримиримой», полностью отрицающей всякую стабилизацию внутри социальных структур.
Природа исключается им из поля действия законов диалектики. С этой позиции он подвергает критике все предшествующие концепции диалектики социального, в т. ч. марксову (правда считая последнюю наиболее приемлемой). «Диалектический гиперэмпиризм», по Гурвичу,— это не подход к фактам социальной реальности как к выхваченным из целостности и тем самым умерщвленным, деформированным явлениям, пригодным лишь для иллюстрации заранее заданных теорий, а открытие с помощью диалектического метода бесконечно разнообразного опыта, основополагающие рамки к-рого беспрерывно обновляются. Влияние Гурвича сказалось на таких вариантах Д. с, как концепция антагонизма социального и индивидуального, выдвинутая Ж.-П. Сартром в работе «Критика диалектического разума» и генетический структурализм Гольдмана. Тенденции к «диалектизации» амер. социологии, в к-рой наиболее сильной была традиция структурного функционализма (Функциональный подход), связаны с амер. периодом деятельности франкфуртской школы и ее влиянием на молодых социологов США.
В отличие от функционалистов, сторонники амер. Д. с. не считают структуру социума («повседневной реальности») неизменной. Допускается возможность «проблемных ситуаций», неразрешимых в рамках старых структур. Социальное изменение рассматривается как фактор, равноценный по своему значению «социальному порядку». В категориальный аппарат социологии вводятся этически окрашенные категории гуманизма, ответственности, свободы выбора и т. д. В отличие от «критической теории» франкфуртской школы представители амер. Д. с. (Р. Аппельбом, Д. Уоллс и др.) делают упор не на эмансипаторской функции социологии, а на разработке «альтернативной методологии», опирающейся на диалектику. Они призывают изучать об-во как изменяющуюся социальную реальность, к-рую следует брать в целостности и противоречивости образующих ее социальных отношений. При этом главное внимание уделяется анализу процессов производства и воспроизводства социальной формации. Еще одно направление Д. с. развивается в русле академической социологии, отдельные представители к-рой (Р. Фридрихе, Дж. Ритцер) усматривают в диалектике методологическую основу для создания «интегративной парадигмы», способной объединить противоборствующие школы и концепции. Однако диалектика при этом понимается как формальный набор принципов мышления, позволяющий синтезировать различ. подходы к изучению социальной реальности. Так, напр., Дж. Ритцер считает, что существующая в зап. социологии поляризация микро- и макроконцепций (Макро- и микросоциология), а также противопоставление субъективистских и объективистских теорий могут быть преодолены на путях использования диалектических принципов познания, к-рые разрабатывали К. /Маркс, М. Вебер, Зиммель и Гурвич. М. С. Комаров, С. М. Митина

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.