sociology of leisure) - см. Досуг.
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА
Источник: Большой толковый социологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА
англ. sociology, leisure; нем. Freizeitsoziologie. Отрасль социологии, изучающая структуру досуга как элемента образа жизни во взаимосвязи с соц. институтами, соц. структурой, культурой и т. д.; поведение индивидов и социальных групп во время досуга. См. ДОСУГ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее поведение индивидов и групп в свободное время, способы удовлетворения потребностей в отдыхе (рекреации), развлечении, общении, развитии личности, а также функционирование учреждений досуговых услуг, «индустрии досуга». В содержательном плане изучаются эволюция и особенности современного досуга, его соотношение с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла и способами проживания (урбанизацией), роли досуга в формировании современного образа жизни. Социальные функции досуга связываются с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различным социальным группам типы и образцы досугового поведения. Проблемными с т. зр. С.д. обычно считаются группы молодежи с отклоняющимся поведением; семейные женщины, занятые в обществе, производстве и испытывающие острый дефицит свободного времени; группы пенсионеров, или люди «третьего возраста», к-рые предъявляют специфические требования к досугу. Возникновение С.д. связывается с работой Т.Б. Веблена «Теория праздного класса». Завершение формирований С. д. как самостоятельной отрасли социологической науки отразилось в публикациях типа «Социология досуга» С.Р. Паркера (1976), «Эмпирическая социология досуга» Дюмазедье (1974). Рассмотрение досуга как социального института потребовало макроподхода, и он был осуществлен авторами концепций постиндустриального общества, общества потребления, теории «массовой культуры» и наиболее полно воплотился в идее «цивилизации досуга», согласно к-рой досуг начиная с некоторого уровня экономического развития приобретает все большую автономию от труда и становится самодовлеющей ценностью.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ДОСУГА СОЦИОЛОГИЯ
отрасль социологии, изучающая поведение индивидов и групп в свободное время, способы удовлетворения потребностей в отдыхе (рекреации), развлечении, общении, развитии личности, а также функционирование учреждений досуговых услуг, «индустрии досуга». В содержательном плане изучаются эволюция и особенности совр. досуга, его соотношение с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла и способами проживания (урбанизацией), роли досуга в формировании совр. образа жизни. Большинство исследователей под досугом, или свободным временем (в зап. социологии практически эти понятия слились), понимают время, свободное от оплаченного труда и непреложных обязанностей (ухода за собой и окружающими). Совр. досуг, несмотря на его различие в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизма. НТП вызвал рост производительности труда и подъем жизненного уровня населения, что позволило сократить время необходимого труда и значительно увеличить объем свободного времени. Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что помимо др. причин, вызвало новое явление — сильную досуговую миграцию (отпускную и конца недели). Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция досуга, как отдых после труда и подготовка к труду, как утверждают зап. социологи, перестала быть главной, важнее — потребление товаров и услуг, обеспечивающее воспроизводственный цикл. Социальные функции досуга связываются с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различ. социальным группам типы и образцы досугового поведения. Отмечается возросшая ценность досуга как сферы потребления культуры и культуротворчества.
Проблемными с т. зр. Д. с. обычно считаются группы молодежи с отклоняющимся поведением; семейные женщины, занятые в обществ, производстве и испытывающие острый дефицит свободного времени; группы пенсионеров, или люди «третьего возраста», к-рые предъявляют специфические требования к досугу. Сохраняется традиция рассматривать досуг и по классовым группам, хотя последние выделяются иначе, чем в марксизме.
Возникновение Д. с. связывается с работой Веблена, «Теория праздного класса». Наибольший вклад в разработку экономического обоснования и определения классовой сущности свободного времени внес К. Маркс в «Капитале». Эмпирические исследования досуга начались в 20—30-е гг. сначала в рамках др. массовых обследований (напр., работа супругов Линд «Средний город», 1925—1929, 1935), затем в кач-ве самостоятельных исследований (Ландберг и др. «Городской досуг», 1934). Этому способствовало введение 8-часового рабочего дня, а в нек-рых странах (как, напр., во Франции в 1936 г.) — 40-часовой рабочей недели, двух выходных дней в неделю и двухнедельных отпусков, резко увеличивших объем свободного времени. Поток исследований досуга нарастал после второй мировой войны во всех странах. Появились обобщающие работы типа «Досуг в Америке» М. Каплана (1960), «Досуг» К. Робертса (1970), «Досуг и общество в Британии» М. А. Смита (1973) и др. Во Франции с 1949—1951 гг. началось изучение феномена вакансий, крое с 1961 г. стало постоянным и репрезентативным для страны. Культурная досуговая практика изучалась в связи с бурным развитием телевидения и др. средств массовой коммуникации. В 1964—1965 гг. в рамках изучения бюджетов времени было проведено сравнительное международное обследование городского населения 13 стран (включая США и СССР), в т. ч. по использованию свободного времени [1]. С 1969 г. издается международный журнал «Общество и досуг» — до 1976 г. в Праге, затем в Квебеке (Канада).
Теоретическое осмысление досуга в период накопления эмпирических данных (поскольку речь шла о факторах, влияющих на поведение) происходило в категориях социологии труда, социологии личности, семьи и т. д. и в рамках соответствующих концепций Фридмана, Беккера, Рисмена и т. д. Завершение формирований Д. с. как самостоятельной отрасли социол. науки отразилось в публикациях типа «Социология досуга» С. Р. Паркера (1976), «Эмпирическая социология досуга» Дюмазедье (1974). Рассмотрение досуга как социального ин-та потребовало макроподхода, и он был осуществлен авторами концепций постиндустриального об-ва, об-ва потребления, теории «массовой культуры» и наиболее полно воплотился в идее «цивилизации досуга» (Дюмазедье, Фурастье), согласно к-рой досуг, начиная с нек-рого уровня экономического развития, приобретает все большую автономию от труда и становится самодовлеющей ценностью. Развернулась дискуссия вокруг термина «цивилизация досуга» и времени ее наступления. Большинство исследователей, признавая особую роль досуга в совр. об-ве, предпочитают, однако, подобно С. Паркеру, говорить лишь об об-ве с развитым досугом. На протяжении 80-х гг. тема «Труд — досуг» не теряет своей актуальности, поскольку «микропроцессорная революция» вносит изменения и в труд, и в досуг. Зап. социологами предлагается также концепция «революции избираемого времени», согласно к-рой об-во должно изменить характер использования и рабочего и свободного времени. Сегодня оба они дегуманизированы, задача же состоит в том, чтобы распространить на все социальное время принципы избирательности и свободы использования. Э. М. Коржева
Проблемными с т. зр. Д. с. обычно считаются группы молодежи с отклоняющимся поведением; семейные женщины, занятые в обществ, производстве и испытывающие острый дефицит свободного времени; группы пенсионеров, или люди «третьего возраста», к-рые предъявляют специфические требования к досугу. Сохраняется традиция рассматривать досуг и по классовым группам, хотя последние выделяются иначе, чем в марксизме.
Возникновение Д. с. связывается с работой Веблена, «Теория праздного класса». Наибольший вклад в разработку экономического обоснования и определения классовой сущности свободного времени внес К. Маркс в «Капитале». Эмпирические исследования досуга начались в 20—30-е гг. сначала в рамках др. массовых обследований (напр., работа супругов Линд «Средний город», 1925—1929, 1935), затем в кач-ве самостоятельных исследований (Ландберг и др. «Городской досуг», 1934). Этому способствовало введение 8-часового рабочего дня, а в нек-рых странах (как, напр., во Франции в 1936 г.) — 40-часовой рабочей недели, двух выходных дней в неделю и двухнедельных отпусков, резко увеличивших объем свободного времени. Поток исследований досуга нарастал после второй мировой войны во всех странах. Появились обобщающие работы типа «Досуг в Америке» М. Каплана (1960), «Досуг» К. Робертса (1970), «Досуг и общество в Британии» М. А. Смита (1973) и др. Во Франции с 1949—1951 гг. началось изучение феномена вакансий, крое с 1961 г. стало постоянным и репрезентативным для страны. Культурная досуговая практика изучалась в связи с бурным развитием телевидения и др. средств массовой коммуникации. В 1964—1965 гг. в рамках изучения бюджетов времени было проведено сравнительное международное обследование городского населения 13 стран (включая США и СССР), в т. ч. по использованию свободного времени [1]. С 1969 г. издается международный журнал «Общество и досуг» — до 1976 г. в Праге, затем в Квебеке (Канада).
Теоретическое осмысление досуга в период накопления эмпирических данных (поскольку речь шла о факторах, влияющих на поведение) происходило в категориях социологии труда, социологии личности, семьи и т. д. и в рамках соответствующих концепций Фридмана, Беккера, Рисмена и т. д. Завершение формирований Д. с. как самостоятельной отрасли социол. науки отразилось в публикациях типа «Социология досуга» С. Р. Паркера (1976), «Эмпирическая социология досуга» Дюмазедье (1974). Рассмотрение досуга как социального ин-та потребовало макроподхода, и он был осуществлен авторами концепций постиндустриального об-ва, об-ва потребления, теории «массовой культуры» и наиболее полно воплотился в идее «цивилизации досуга» (Дюмазедье, Фурастье), согласно к-рой досуг, начиная с нек-рого уровня экономического развития, приобретает все большую автономию от труда и становится самодовлеющей ценностью. Развернулась дискуссия вокруг термина «цивилизация досуга» и времени ее наступления. Большинство исследователей, признавая особую роль досуга в совр. об-ве, предпочитают, однако, подобно С. Паркеру, говорить лишь об об-ве с развитым досугом. На протяжении 80-х гг. тема «Труд — досуг» не теряет своей актуальности, поскольку «микропроцессорная революция» вносит изменения и в труд, и в досуг. Зап. социологами предлагается также концепция «революции избираемого времени», согласно к-рой об-во должно изменить характер использования и рабочего и свободного времени. Сегодня оба они дегуманизированы, задача же состоит в том, чтобы распространить на все социальное время принципы избирательности и свободы использования. Э. М. Коржева