СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
SOCIOLOGY OF GENDER) Гендерная социология изучает, каким образом физические различия между мужчинами и женщинами опосредуются культурой и социальной структурой. Социокультурная опосредованность этих различий заключается в том, что (1) посредством социализации женщинам приписываются специфические качества женственности и «гендерная идентичность»; (2) в индустриальных обществах женщины часто изолируются от публичной деятельности, будучи ограниченными частной сферой домашнего хозяйства; (3) женщинам отводятся низшие и часто унизительные виды производственной деятельности; (4) женщины испытывают воздействие стереотипных идеологий, определяющих их как слабые и эмоционально зависимые от мужчин существа. В гендерной социологии ведутся две крупные дискуссии. В рамках первой из них обсуждается вопрос о том, является ли гендер отдельным и независимым измерением социальной стратификации и социального разделения труда. В рамках второй обсуждается соответствие общих теоретических подходов задачам анализа гендерных различий и делений в обществе. Например, один из вопросов, затрагиваемых в этой дискуссии, касается совместимости феминизма с марксизмом. См. также: Домашний труд; Женщины и работа; Класс; Материнская депривация; Мид Маргарет; Образовательные достижения; Патриархат; Половые роли; Рынка труда сегментация; Социология семьи; Стереотипы; Феминизм; Феминистская социальная теория. Лит.: Abbott and Wallace (1990); Robinson and Richardson (1997)
Источник: Социологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ
1) специальная социологическая теория , изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования С.Г. являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности . Предметом исследования С.Г. является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро- мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, С.Г. является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм (функционалистской, марксистской, субъективистской), с разной степенью радикализма решая проблемы женщин.
(2) Новая социологическая парадигма, признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание. В этом статусе С.Г. рассматривается как рядоположенная с другими парадигмами и ставит своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм. Как утверждает радикальная канадская феминистка Дороти Смит, официальная традиционная социология сделала своим объектом знание об обществе, характерное для доминирующей в обществе группы мужчин, поэтому под видом научной объективности эта социология отражает опыт, перспективу и интересы мужчин. Подчиненные группы общества, включая женщин, не могут в этих условиях выразить себя и нуждаются в новых формах знаний об обществе и социальных отношениях вообще. Это знание еще находится в стадии построения, разработки основных теорий и проблем.
В рамках С.Г. существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, однако их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует тезис о необходимости переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами (т.е. теми проблемами, которые прежде всего релевантны с точки зрения женщин).
Таким образом, в зависимости от того, насколько радикально подходят представители С.Г. к переосмыслению взаимоотношений полов, можно говорить о С.Г. либо как особой, новой специальной теории в сложившейся структуре социологического знания, предметом исследования которой избраны социальные особенности полов и основанные на половом признаке социальные роли , социальные стереотипы поведения , социальное неравенство в целом, либо как о новой парадигме построения социологического знания, требующей полного отказа от "старых" социологических интерпретаций общества и от "устаревшей", "нерелевантной" социологической науки, под видом объективности и нейтральности протаскивающей и закрепляющей идеи полового неравенства и сексистской культуры.
Большой вклад в развитие С.Г. внесли работы М. Мид , Д. Бернард, Б. Фридан, С. де Бовуар, К. Миллет и др. В советской социологии женские проблемы первоначально разрабатывались в рамках социологий семьи, труда, воспитания, однако гендерное звучание они получили относительно недавно. Только после 1991 возникли и первые гендерные исследовательские центры в России, на Украине, в Беларуси.
Несмотря на разнообразие теоретических и эмпирических подходов в рамках С.Г., их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение, а также показать, что оно исторически сложилось в "патриархальном" обществе и закрепилось в "патриархальных" образах общества и науки. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и "подлинно человеческих" качеств с мужчиной и мужскими качествами.
К основополагающим понятиям С.Г. относятся: гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. На базе понятий патриархат и капитализм строятся теория двух систем и теория однородности. Эти теории были созданы в полемике друг против друга представителями разных направлений С.Г. С точки зрения первой, утверждается, что любое общество построено вокруг двух систем эксплуатации, структурно независимых друг от друга: патриархата, позволяющего эксплуатировать женщин, и капитализма, позволяющего эксплуатировать рабочую силу. Система полов и экономическая система существуют вместе, их разделяют только в целях анализа. Так, якобы развитие семейной оплаты труда в конце 19 в. служило интересам не только работодателей, но и мужчин-рабочих, равно заинтересованных в том, чтобы держать женщин в экономической зависимости от дохода мужа и заставить их заниматься домохозяйством, воспроизводством и воспитанием новой рабочей силы. Патриархат здесь предстает системой, являющейся частью семейной структуры, а капитализм - как нечто за пределами семейной сферы. Напротив, с точки зрения сторонников теории однородности, капитализм сам является тесно связанной с полом системой (т.е. что капитализм не нейтрален в отношении пола, что ядро капитализма - именно эксплуатация женщин). Поскольку патриархат и капитализм проявляются в одной и той же социально-экономической структуре, логично говорить об одной системе, материальной базой которой выступает не разделение на классы, а разделение труда по признаку пола. Большинство авторов обеих теорий признает половое разделение труда причиной эксплуатации женщин.
В настоящее время проблематика, разрабатываемая в С.Г., включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, социальной структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности. Относительно новым является анализ сексуального насилия над женщинами в семье и сексуальных домогательств на службе, изучение неоплачиваемого домашнего труда женщин в качестве важного дополнения к труду вне дома, создающему прибавочную стоимость, сравнительный анализ отцовства - материнства (включая совмещение этих ролей). В ряде стран со смешанным этническим составом исследуются расовые и этнокультурные аспекты тендерных проблем. Широко распространены исследования социального положения женщин, выполненные на стыке социологии с другими дисциплинами.
Эмпирические исследования по гендерной проблематике имеют большое практическое значение и существенно дополняют имеющиеся знания по многим аспектам социальной жизни. С.Г. действительно заполняет существенный пробел, ибо сегодня социология, как отмечает Э. Гидденс , нуждается как в новом теоретическом подходе, так и в эмпирических исследованиях для изучения этого вопроса.
Выбор методов исследования - также важная проблема современной С.Г. Наряду с оправдавшими себя на Западе относительно новыми качественными методами (например, метод устной истории Д. Берто) в отечественной С.Г. широко применяются и традиционные методы опроса, изучения документов, привлекается социальная статистика.
Теоретико-методологические основы проводимых гендерных исследований с необходимостью должны принимать во внимание особенности исторического развития страны, ее социально-экономический уровень развития и специфику культуры. Некоторые положения и результаты, равно как и методы западной С.Г., не применимы в условиях развивающихся стран Азии, Африки или постсоветских стран Восточной Европы.
Л.Г. Титаренко
(2) Новая социологическая парадигма, признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание. В этом статусе С.Г. рассматривается как рядоположенная с другими парадигмами и ставит своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм. Как утверждает радикальная канадская феминистка Дороти Смит, официальная традиционная социология сделала своим объектом знание об обществе, характерное для доминирующей в обществе группы мужчин, поэтому под видом научной объективности эта социология отражает опыт, перспективу и интересы мужчин. Подчиненные группы общества, включая женщин, не могут в этих условиях выразить себя и нуждаются в новых формах знаний об обществе и социальных отношениях вообще. Это знание еще находится в стадии построения, разработки основных теорий и проблем.
В рамках С.Г. существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, однако их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует тезис о необходимости переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами (т.е. теми проблемами, которые прежде всего релевантны с точки зрения женщин).
Таким образом, в зависимости от того, насколько радикально подходят представители С.Г. к переосмыслению взаимоотношений полов, можно говорить о С.Г. либо как особой, новой специальной теории в сложившейся структуре социологического знания, предметом исследования которой избраны социальные особенности полов и основанные на половом признаке социальные роли , социальные стереотипы поведения , социальное неравенство в целом, либо как о новой парадигме построения социологического знания, требующей полного отказа от "старых" социологических интерпретаций общества и от "устаревшей", "нерелевантной" социологической науки, под видом объективности и нейтральности протаскивающей и закрепляющей идеи полового неравенства и сексистской культуры.
Большой вклад в развитие С.Г. внесли работы М. Мид , Д. Бернард, Б. Фридан, С. де Бовуар, К. Миллет и др. В советской социологии женские проблемы первоначально разрабатывались в рамках социологий семьи, труда, воспитания, однако гендерное звучание они получили относительно недавно. Только после 1991 возникли и первые гендерные исследовательские центры в России, на Украине, в Беларуси.
Несмотря на разнообразие теоретических и эмпирических подходов в рамках С.Г., их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение, а также показать, что оно исторически сложилось в "патриархальном" обществе и закрепилось в "патриархальных" образах общества и науки. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и "подлинно человеческих" качеств с мужчиной и мужскими качествами.
К основополагающим понятиям С.Г. относятся: гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. На базе понятий патриархат и капитализм строятся теория двух систем и теория однородности. Эти теории были созданы в полемике друг против друга представителями разных направлений С.Г. С точки зрения первой, утверждается, что любое общество построено вокруг двух систем эксплуатации, структурно независимых друг от друга: патриархата, позволяющего эксплуатировать женщин, и капитализма, позволяющего эксплуатировать рабочую силу. Система полов и экономическая система существуют вместе, их разделяют только в целях анализа. Так, якобы развитие семейной оплаты труда в конце 19 в. служило интересам не только работодателей, но и мужчин-рабочих, равно заинтересованных в том, чтобы держать женщин в экономической зависимости от дохода мужа и заставить их заниматься домохозяйством, воспроизводством и воспитанием новой рабочей силы. Патриархат здесь предстает системой, являющейся частью семейной структуры, а капитализм - как нечто за пределами семейной сферы. Напротив, с точки зрения сторонников теории однородности, капитализм сам является тесно связанной с полом системой (т.е. что капитализм не нейтрален в отношении пола, что ядро капитализма - именно эксплуатация женщин). Поскольку патриархат и капитализм проявляются в одной и той же социально-экономической структуре, логично говорить об одной системе, материальной базой которой выступает не разделение на классы, а разделение труда по признаку пола. Большинство авторов обеих теорий признает половое разделение труда причиной эксплуатации женщин.
В настоящее время проблематика, разрабатываемая в С.Г., включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, социальной структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности. Относительно новым является анализ сексуального насилия над женщинами в семье и сексуальных домогательств на службе, изучение неоплачиваемого домашнего труда женщин в качестве важного дополнения к труду вне дома, создающему прибавочную стоимость, сравнительный анализ отцовства - материнства (включая совмещение этих ролей). В ряде стран со смешанным этническим составом исследуются расовые и этнокультурные аспекты тендерных проблем. Широко распространены исследования социального положения женщин, выполненные на стыке социологии с другими дисциплинами.
Эмпирические исследования по гендерной проблематике имеют большое практическое значение и существенно дополняют имеющиеся знания по многим аспектам социальной жизни. С.Г. действительно заполняет существенный пробел, ибо сегодня социология, как отмечает Э. Гидденс , нуждается как в новом теоретическом подходе, так и в эмпирических исследованиях для изучения этого вопроса.
Выбор методов исследования - также важная проблема современной С.Г. Наряду с оправдавшими себя на Западе относительно новыми качественными методами (например, метод устной истории Д. Берто) в отечественной С.Г. широко применяются и традиционные методы опроса, изучения документов, привлекается социальная статистика.
Теоретико-методологические основы проводимых гендерных исследований с необходимостью должны принимать во внимание особенности исторического развития страны, ее социально-экономический уровень развития и специфику культуры. Некоторые положения и результаты, равно как и методы западной С.Г., не применимы в условиях развивающихся стран Азии, Африки или постсоветских стран Восточной Европы.
Л.Г. Титаренко
Источник: Социология: энциклопедия