СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ

Найдено 1 определение
СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ
специальная социологическая теория объяснительного уровня, изучающая инновацию как феномен общественной жизни, связанный с материально-предметной и духовной деятельностью людей, в процессе которой они создают новые объекты культуры, а также разрабатывают и осваивают не существовавшие ранее способы производства различных благ. Объектом С. и. выступает инновация как социальный процесс.
Предметом С. и. являются социальные механизмы, регулирующие процессы зарождения, разработки, внедрения, адаптации и интеграции инноваций в различных сферах жизни общества – социальной, экономической, политической, культурной и т. д. С. и. исходит из представления об инновации как закономерном проявлении функционирования механизма общественной координации в условиях полноценного функционирования основных социально-экономических законов: разделения труда, перемены труда и конкуренции при их органичном взаимодействии. Воплощаясь в ходе инновационного поведения социальных субъектов, инновация выступает способом развития индивидов, коллективов, социальных сообществ и, наконец, общества в целом. Поэтому специфика подхода С. и. к изучению своего объекта заключается в рассмотрении инновации как способа существования социальных систем. Названные методологические основания С. и. тесным образом связывают ее с другими специальными социологическими теориями, занимающимися исследованием основных условий и форм жизнедеятельности общества, среди них: социология бизнеса, социология менеджмента, социология предпринимательства, социология труда, экономическая социология. Это обусловливает близость категориальных аппаратов названных теорий с системой категорий С. и. Внутри специфической группы основных понятий С. и. выделяются: инновационный образ мышления, инновационная культура, инновационное поведение, инновации социальные, инновации культурные и др. Сущность инновационного образа мышления заключается в ориентации его носителей на осуществление перманентных нововведений в сферах своей деятельности. Инновационный образ мышления является, с одной стороны, предпосылкой формирования инновационной культуры социального субъекта, а с другой – он сам развивается на основе содержащихся в культуре норм и правил организации нововведений. Внешним проявлением мыслительных процессов по поводу осуществления инноваций выступает инновационное поведение индивидуальных или коллективных социальных субъектов, связанное с обновлением способов либо преобразованием объектов их деятельности.
При помощи разработанной системы категорий С. и. описывает и объясняет в рамках своего предмета исследования специфические способности социальных механизмов регулировать «инновационный цикл» от зарождения либо привнесения в социальную систему идеи нововведения до ее внедрения и далее – до состояния интеграции, трансформирующей с течением времени инновацию в традицию. Полный «инновационный цикл» насчитывает 5 этапов: зарождение (привнесение); апробация (селекция); адаптация; интеграция; утилизация. При этом, с одной стороны, на каждом из этапов на протекание инновационного процесса значимое влияние оказывают социальные –объективные и субъективные –характеристики носителей инновационного образа мышления, воплощающих на практике инновационный тип поведения, а с другой –сама инновация способна оказывать заметное влияние на изменяемые характеристики социальных субъектов. Таким образом, в силу диалектики протекания описанных процессов, С. и. определяет социальный механизм регулирования инновационных процессов как устойчивую структуру взаимодействий социальных субъектов по поводу реализации конкретных нововведений, порождающую особую систему видов инновационного поведения этих субъектов. Качественное своеобразие результатов внедрения идентичных нововведений в разных социумах обусловливает цель С. и., которая состоит в оптимизации функционирования социальных механизмов, регулирующих протекание инновационных процессов в различных обществах. Данная цель предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, среди которых основными являются социологическая экспертиза социальной эффективности планируемых инноваций; социологическое прогнозирование динамики осуществляемых нововведений; разработка, в случае необходимости, компенсаторных социальных механизмов минимизации негативных последствий внедрения инноваций. Решая названные задачи, С. и. приобретает статус специальной теории, обеспечивающей социологическое «сопровождение» нововведений в различных сферах жизни общества.
Лит.: Соколова Г. Н. Специальная социологическая теория: формирование парадигмы / Социология. – 1999. – № 3; Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1991; Смелсер Н. Социология. – М., 1994; Соколова Г. Н. Экономическая социология. – Минск, 1995; Соколова Г. Н., Кобяк О. В. Экономическое поведение: типы и формы проявления // Экономическая социология: Вопросы и ответы. – Минск, 2001; Кобяк О. В. Социология инноваций как специальная социологическая теория // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, 27–30 сентября 2000 г.). – СПб, 2000; Кобяк О. В. Роль инновационных процессов в формировании культуры хозяйствования предприятий машиностроения // Инновации в постсоветской промышленности: в 2 ч. – Ч. 2. под ред. В. И. Кабалиной. – М., 2001. О. В. Кобяк

Источник: Экономико-социологический словарь.