в буквальном переводе исследование человеческого общения, отношений между людьми. В широком смысле социология — это система знаний об обществ. устройстве жизни людей, о природе и разнообразных проявлениях человеческой коллективности. В узком смысле С.к.н. занимается анализом структуры соц. отношений, процессов соц. взаимодействия, исследует развитие соц. организации об-ва (1). Имеется множество определений С.к.н.: «будучи в самом широком смысле слова обширной наукой об об-ве... может быть определена как наука соц. элементов и первых принципов» (Гиддингс); она «заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к об-ву, причины и формы образования групп, противоположности классов..., развитие отношений между господствующими и подчиненными...» (Зиммель): «это наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями» (Лавров): «социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова» (де Ро-берти); «социология должна быть учением об об-ве, подобно тому как существует общее учение о жизни» (Карввв); это «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (Ковалевский); «наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в об-ве себе подобных, и рез-ты такой совместной деятельности» (Сорокин) (2). Современные определения С.к.н: «Социология — это наука о становлении, развитии и функционировании соц. общностей и форм их самоорганизации...; наука о соц. отношениях...; наука о закономерностях соц. действий и массового поведения» (Ядов); «это один из способов изучения лодей..., который можно определить как научное изучение об-ва и соц. отношений» (Смел-зер); «наука о соц. жизни человека, групп и обществ» (Гидденс) (2). С.к.н. решает фундаментальные проблемы изучения природы соц., развития обществ, форм жизни, процессов группового поведения и взаимодействия между людьми. При этом она пользуется специально разработанными средствами, особыми методами познания. Чтобы получить достоверное знание о каком-либо соц. явлении, социологи широко используют социолог. источники получения информации: опросы, интервью, анкетирование; осуществляют наблюдение, ставят эксперименты. С.к.н. в определенном отношении отличается от естественных наук тем, что люди отличаются от других объектов природного мира своей способностью мыслить, наделять смыслом окружающий мир, верить в определенные ценности и поступать в соответствии с этим. Способом получения социол. знаний о людях далеко не всегда может стать ценимый естествоиспытателями эксперимент; получаемую информацию довольно редко можно квантифицировать (выявить переменные и привести их к количественным параметрам); не всегда можно использовать стандартную аппаратуру и техники измерения, использовать математические и статистические методы анализа информации. В построении своих теорий С.к.н. во многом строится на применении специальной операции, называемой «понимание», поскольку причинами поведения людей нередко являются ценимые ими смыслы и устанавливаемые правила. С.к.н. не может исключить оценочных суждении о соц. поведении. Социологи изучают то об-во, к к-му сами принадлежат, потому что если они изучают другие сообщества, современные или уже ушедшие в историю, всегда сохраняется предрасположенность к навязыванию собственных смыслов, искаженной оценки. Поэтому добиваясь высвобождения первичного смысла, его очищения от субъективной оценки исследователя, социологи постоянно совершенствуют методы познания и интерпретации соц. фактов.
Лит.: 1) Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992; 2) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999; 3) Беккер Г, Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961. И.В.Мостовая
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
SOCIOLOGY AS SCIENCE) В социологии давно ведется полемика о том, в какой степени или в каком смысле социология является наукой. В общепринятое понимание наук входит представление о том, что они имеют определенные цели и используют определенные методы для их достижения. С более фундаментальной точки зрения, они стремятся к причинному объяснению закономерностей природного мира. Науки пытаются представить теории, в рамках которых в свою очередь генерируются проверяемые гипотезы. Теории, обобщения или даже законы могут выдержать этот процесс проверки, после этого они получают все большее и большее признание, будучи отвергаемыми только в том случае, если показывается, что они логически непоследовательны, или если накапливаются противоречащие им данные. Одним из наиболее важных способов получения данных, касающихся теории, является эксперимент, который может повторяться и который часто связан с попытками квантификации (количественного выражения) переменных, использованием техник измерения и применением математических и статистических методов анализа полученных результатов. Многие социологи (часто называемые позитивистами) полагают, что их дисциплина обладает многими из этих черт науки. Они стремятся к причинному объяснению явлений социального мира посредством соотнесения теорий с эмпирическими данными, которые часто подвергаются квантификации. Утверждается даже, что определенные виды причинного моделирования могут быть эквивалентны эксперименту. Здесь следует отметить, что на практике естественные науки не вполне соответствуют приведенной схеме: например, часто трудно повторить эксперимент в его первоначальной форме, а некоторые отрасли науки, такие, как астрономия или теория эволюции в биологии, вообще не используют эксперименты в строгом смысле этого слова. Однако даже социологи-позитивисты признают, что социология не может точно соответствовать научному методу. Очевидно, что очень трудно экспериментировать с социальным поведением так, чтобы можно было полностью контролировать переменные и повторять эксперименты. Однако существуют и более фундаментальные возражения против того взгляда, что социология с некоторыми относительно незначительными оговорками подобна естественным наукам. Во-первых, утверждалось, что нельзя относиться к людям так же, как к объектам природного мира, поскольку помимо всего прочего человеческие существа обладают способностью мыслить и наделять смыслом окружающий их мир. С этой точки зрения, социологи не могут стремиться к созданию теорий, предлагающих причинные объяснения социального поведения. Единственно возможными являются теории, обеспечивающие понимание социальных явлений, может быть, посредством такой операции, как verstehen. Крайняя версия этой позиции представлена П. Уинчем (Winch, 1958), который утверждает, что социальное поведение необходимо рассматривать не как закономерное поведение, вызванное теми или иными причинами, а как поведение, следующее правилам. Социологи не объясняют причины, они выявляют правила. Второй аргумент против позитивистского взгляда на социологию заключается в том, что социология, в отличие от естественных наук, не может быть отделена от оценочных суждений о социальном поведении. Поскольку социологи сами являются членами изучаемого общества, они просто не могут объективно исследовать его; они могут рассматривать социальную реальность лишь в том виде, в каком она предстает, пройдя сквозь фильтр оценочных суждений. См. также: Герменевтика; Гипотеза; Гипотетико-дедуктивная модель; Качественное исследование; Натурализм; Неокантианство; Обоснованная теория; Объективность; Операционализация; Позитивизм; Понимание иных систем убеждений; Реализм; Репликация; Свобода от оценочных суждений; Фальсификационизм; Феноменологическая социология; Ценностная нейтральность; Ценностная соотнесенность; Экспериментальный метод; Эмпатия; Эмпиризм; Этнометодология; Methodenstreit.
Источник: Социологический словарь