СОЦИОЛОГИЯ КИНО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Социология кино
(кинематограф: от греч. kinema – движение, grafo – пишу). Соціологія кіно. Sociology of cinema. Отрасль социологии культуры, изучающая кинопроцесс как институциализированную форму художественной деятельности. С. к. исследует особенности функционирования кинопродукции в обществе, формирования художественных вкусов средствами кино, факторы, определяющие выбор репертуара зрителями, их отношение к актерам и т. д. Для социолога имеет значение не только сам по себе кадр, или границы того, что на нем непосредственно изображено, но и ракурс, и композиция кадра, т. е. как оно изображено. Ракурс, композиция, монтаж, жанр, художественный стиль и прочее – эмпирические признаки социального пространства и социального времени, не только ограниченных кадром, но и находящихся за кадром. См. также Кино и Культовое кино.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Социология кино
изучает социальные проблемы кинематографа. Возникла в начале XX в. как реакция обществознания на острый интерес к кино различных социальных слоев, вызванный массовой природой кинозрелища. С. к. исследует такие вопросы: что есть кино как социальный феномен, каковы его место и роль в обществе? Уже в начале века эти вопросы пытались осмыслить в монографических работах В. Готвальт (1909), Е. Самуйленко (1912), Е. Маурин (1916) и др. в России, Э. Альтенло (1914) в Германии, который в заглавие своей работы вынес термин «С. к.». Ключевые вопросы С. к. неоднократно затрагивал В. И. Ленин. Его общеизвестные положения о социальном значении кино, о необходимости «художественной пропаганды» наших идей в форме увлекательных картин, о важности продвижения кино в массы и др. сыграли определенную роль в развитии отечественной С. к. Тематической доминантой конкретно-социологических исследований в нашей стране в области кино в 20-е-30-е гг. явилась киноаудитория как социокультурная общность, которую, по мнению социологов и деятелей кинематографии, необходимо было «перековать» посредством «кпноиещп». Такого рода установка ясно выражена в названии двух наиболее значительных монографий тех лет: «Изучение кинозрителя» (А. В. Трояновский и Р. И. Егиазаров, 1928) и «Изучение детского кинозрителя» (А. М. Гельмонт, 1933). Пионерам советской С. к. удалось осветить ряд социальных граней кинопроцесса, внести вклад в разработку методов эмпирического изучения киноаудитории. В то же время были допущены и серьезные методологические просчеты, выразившиеся, в частности, в попытках создать некую «биосоциологию зрелища» на основе модных в ту пору идей рефлексологии и рефлектологии. В 40-е-50-е гг. С. к. в нашей стране прекратила свое самостоятельное существование. Социальные аспекты кинопроцесса осмысливались практиками кино, киноведами, эстетиками. Возрождение С. к. началось в СССР в 60-х гг. Значительная роль в этом процессе принадлежит известному теоретику и историку кино Н. А. Лебедеву. Новое поколение социологов кино сконцентрировало свое внимание на проблеме «кино и зритель», продолжив тем самым исследовательские традиции 20-х 30-х гг. Ныне в С. к. накоплен немалый позитивный материал по широкому кругу вопросов (структура киноаудитории, ценностные ориентации зрителей, динамика и тенденции кинопосещаемости, художественные факторы зрительского успеха фильмов, социальные факторы функционирования кинотеатров и кинорекламы, социальные проблемы кинообслуживания села, взаимодействие кино и ТВ в досуге населения и др.). Вместе с тем практически С. к. используется довольно скромно. Основной тормоз несовершенство системы оценок деятельности учреждений кино, в первую очередь кинопроката, которыми в основном и оперирует современная советская С. к. Из всего множества показателей работы кинопроката в наличии у исследователей только два денежные доходы и посещаемость кино. Важнейшие для социологии идеологические и социальные показатели оказались в тени, даже в забвении, что объективно предопределяет слабый интерес к ним кинопрокатчиков. Сказываются также недооценка в теории кино роли публики как слагаемого художественной культуры общества и фактора кинопроцесса, широко распространенные среди теоретиков и кинокритиков сомнения в возможности создания шедевров средствами общезначимого выразительного языка кино, расхожее среди кинопрофессионалов представление об эстетической неразвитости киноаудитории, что, правда, активно оспаривают ныне ряд мастеров экрана. Проблематика С. к. имеет тенденцию к расширению. С позиций современных требований и перспектив развития объектом и предметом исследования С. к. предстают все социальные аспекты кинематографического процесса: его социальный генезис и развитие, место и функции в обществе; конкретные проявления социальных отношений между его участниками (прежде всего между художником и публикой); взаимодействие общественной формы кино и творческого потенциала участвующих в нем социальных общностей, его художественно-эстетического содержания с наличными общественными предпосылками экономическими, социальными, политическими и духовными-все это и представляет собой предмет С. к., достаточно полно охватывающий и сущее, и должное.

Источник: Социологический справочник

СОЦИОЛОГИЯ КИНО
отрасль социологич. знания. В узком смысле С.к. - сфера исследований, целью к-рых является изучение соц.-демографич. структуры кинопублики (пол, возраст, образование, соц. положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д. В широком смысле С.к. - исследование соц. факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом изучения социолога могут быть разные звенья кинематографического процесса - создание, функционирование, восприятие и воздействие кино. С.к. в широком смысле находится в стадии становления. История социологич. изучения кино - это история попыток сделать предметом социологич. изучения тот или иной аспект кино. Первые социологич. исследования кино, проводимые в России юристом А. Заком, представляют собой изучение реакций на фильмы детей и юношества. В 20-е гг. появилось много социологич тег рий, к-рые подчас трудно отделить от эстетиС и психологич. исследований. Напр., в работах А. В. Луначарского, Б. Балаша (Балажа) СМ Эй зенштейна, А. Топоркова, М. Левидова, Н. Ф Агаджановой и др. содержится много идей социологич. характера, сделаны попытки понять социологич., соц.-психологич. и психологич. закономерности функционирования, восприятия и воздействия кино. При этом, несмотря на отдельные позитивные стороны, С.к. 20-х гг. часто оказывалась под воздействием нек-рых ошибочных об-щесоциологич. и общепсихологич. теорий, вроде вульгарной социологии или рефлексологии. Уровень развития обществ. наук сказался и на становлении С.к. в 20-е гг. В связи с односторонним, исключительно гносеологич. подходом к искусству, сменившим в начале 30-х гг. т. н. вульгарную социологию, преобладающую в науке об искусстве 20-х гг., наука о кино до 60-х гг. в основном развивалась в рамках эстетики и искусствознания. Сложившаяся структура взаимодействия кино и публики в соц. контексте почти не исследовалась. Опросы зрителей не проводились. Социологич. вопросы обсуждались лишь в рамках киноведения и не имели самостоятельного значения. Изучение кино сосредоточивалось исключительно на творч. проблемах, обсуждаемых преимущественно в рамках монографий о деятелях кино. Из поля зрения исследователя выпадали проблемы функционирования, восприятия и воздействия фильмов. С 60-х гг. в связи с бурным развитием обществ. наук, с появлением целого ряда новых дисциплин (соц. психологии, семиотики, теории массовой коммуникации, теории культуры и т. д.) разработка С.к. вновь оказалась актуальнейшей проблемой. В С.к. изучаются: частота посещения кино разными соц.-демографич. группами, структура и динамика кинопублики, отношение разлита-соц.-демографич. групп населения к кино, моти вы посещения кино, причины выбора Фильл"; факторы прокатного успеха фильма, изменение структуры свободного времени и влияние на посещаемость кино, улучшение кинообслужива ния, взаимодействие кино и телевидения. В поле зрения социолога находятся стороны кинематографич. процесса, как творчество актера, режиссера, сценариста и т. д. на всех стадиях создания фильма. Однако в отличие от искусствоведа, социолог рассматривает эти стороны творчества под углом зрения ожиданий установок и потребностей публики. Параллельно успешному развитию прикладной социологии происходит разработка социологич. теории кино. Систематизация и осмысление сез-тов прикладных исследований, а также выявление точек соприкосновения С.к. с киноведением эстетикой, психологией, семиотикой кино и т. д. позволит занять этой науке свое место в комплексном исследовании кино. Ск. - развитое направление научн. исследований на Западе. Среди наиболее известных представителей западной С.к. можно назвать З.Кракауэра, Д. Прокопа, Ж. Дюрана, Э. Морена, Д. Джарви и др. На методологии социологич. изучения кино, применяемой в зарубежной С.к., лежит печать господствующих на Западе общесо-циологич. направлений (структурно-функционального метода, неопозитивизма и т. д.). Литп; Зак А. Кинематограф, книга и дети//Вестн. Европы. 1914, № 9; Левидов М. Человек и кино: эстетико-
социологический этюд. М., 1927; Трояновский А., Егиазаров Р. Изучение кинозрителя. М., 1928; Хренов Н. К проблеме социологии и психологии кино 20-х годов//Вопросы киноискусства. М., 1976. Вып. 17; Кино и зритель: Опыт социологического исследования. М., 1968; Социологические исследования кинематографа/ Под ред. З.Г. Круторога. М., 1973; Социологические исследования кинематографа/ Под ред. Б.Л. Польшиной. М., 1973; Жабский М. Кино и зритель 70-х годов. М., 1977. Н.А. Хренов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия