СОЦИОЛОГИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ

Найдено 1 определение
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
направление религ. мысли, связанное с созданием теории об-ва на базе традиционных христианских представлений о человеке и его месте в мире, к-рые, как правило, дополняются принятием опред. положений ведущих бурж. социол. учений нашего столетия. К. с. оформляется в 20 в. в рамках различ. католических и протестантских филос. школ, отвечая общей для них потребности диалога с современностью путем осмысления сложных реалий обществ, жизни. Среди ее осн. теоретиков неотомисты А. Клозе, Ж. Ладриер, Ж. Маритен, И. Месснер, М. Мюллер, К. Ранер и др., а также сторонники различ. модернистских концепций.
Популярны воззрения протестантских авторов: Г. Ваганяна, Д. Кобба, X. Кокса, Ю. Мольтмана, В. Панненберга и др. Для К. с. на нынешнем этапе ее эволюции характерна апелляция к идеям антропологического направления в социологии, герменевтики, неомарксизма. Осн. черта их построений состоит в стремлении вывести необходимость становления об-ва из неизменных антропологических кач-в личности, находящейся в контакте с божественным абсолютом. К числу главных априорных констант человеческого бытия сторонники К. с. обычно относят: объективность, т. е. действие сообразно с логикой вещей, коммуникацию с себеподобными и с богом, постоянное само- превосхождение — трансцендирование, открытость по отношению к миру культуры и абсолюту. В конечном итоге становление социокультурной сферы представляется итогом взаимосвязи человека и творца мироздания. Созидая себя и социальную реальность, человек, согласно сторонникам К. с, творит и систему обществ, ин-тов. Неотомист М. Мюллер, напр., определяет ин-т как «наблюдаемый образ совместной жизни» [1]. Заимствуя понимание социального ин-та в антропологической социологии, он полагает, что этот «формо-образ человечески свободной совместной жизни» нужен для покорения природного окружения и самосовершенствования человека.
Им выделяются две группы ин-тов: функционально-инструментальные и репрезентативно-символические. Институализация, согласно К. с, задает специфическую надприродность социокультурного мира. Отличительной чертой К. с. явл. стремление ее представителей указать на извечный религиозно-нравственный фундамент обществ, жизни, наличие в ней нормативных моральных принципов, призванных регулировать совместную жизнедеятельность людей в экономической, социально-политической и духовной сферах. Этот момент в особенности очевиден в сочинениях неотомистов, разрабатывающих целую сеть принципов социально-этического плана, к-рым надлежит вести об-во по пути «общего блага» [2]. На совр. этапе эволюции К. с. в рядах ее представителей — как католиков, так и протестантов — возникает тенденция к созданию религ.-критической теории об-ва. Опираясь на взгляды теоретиков франкфуртской школы, они призывают к фундаментальной критике сложившихся в истории человечества обществ, структур. Точкой отсчета при этом служит обращение к «абсолютной надежде», питаемой христианским вероучением и демонстрирующей ограниченность всех мирских достижений человечества. Среди сторонников К. с, критикующих современность и «внутримирские утопии» будущего, имеются приверженцы консервативной, христианско-либеральной и леворадик. ориентации, объединенные верой в значимость религ.-нравственных ценностей для судеб совр. об-ва и культуры. Б. Л. Губман

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.